Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 12.03.2020 |
Дата решения | 25.03.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 35a47a36-0d44-37ee-a51d-95181302a5b0 |
Судья Питецкий К.В. Дело 33а-3996/2020
УИД 24RS0059-01-2019-001856-67
3.189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе: судьи Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Красноярскому краю к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании недоимки и пени по налогам
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней начальника МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю.
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 21 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
УСТАНОВИЛ:
Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Н.И. является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, а также жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>. Налогоплательщику направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 г.г. и земельного налога за 2015, 2016 г.г. В установленные сроки [СКРЫТО] Н.И. налоги не уплатила, в связи с чем налоговым органом начислены пени. Ответчику направлены требования об уплате налогов и пени со сроком исполнения до 28.01.2016 года, 25.04.2017 года, 06.02.2018 года. До момента предъявления административного иска задолженность по налогам и пени ответчиком не погашена.
Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением как пропущенный по уважительным причинам(большое количество должников, большой объем документов, необходимость проверки сведений о задолженности и подготовки документов для суда), взыскать с [СКРЫТО] Н.И.:
- налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 209,92 рублей, пени за период с 02.12.2014г. по 19.10.2015г. в сумме 18,20 рублей;
- налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2016 рублей, пени за период с 02.12.2017г. по 11.12.2017г. в сумме 5,55 рублей;
- земельный налог за 2015 год в сумме 767 рублей, пени за период с 02.12.2016г. по 01.03.2017г. в сумме 15,85 рублей;
- земельный налог за 2016 год в сумме 767 рублей, пени за период с 02.12.2017г. по 11.12.2017г. в сумме 2,11 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник межрайонной ИФНС № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, поскольку судом не учтено, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине.
В дополнении к апелляционной жалобе начальник межрайонной ИФНС № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил требование о взыскании земельного налога оставить заявление без рассмотрения, поскольку срок для обращения в суд не наступил. Одновременно начальник межрайонной ИФНС № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в его отсутствие.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие [СКРЫТО] Н.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, не просившей об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда необходимо изменить по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилой дом.
Как следует из п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пункт 2 ст. 402 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно п.п. 1-4 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 г. – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 409 НК РФ в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 179-ФЗ).
На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] Н.И. в 2014 - 2016г.г. имела в собственности земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, а также жилой дом по адресу: <адрес>
Налоговым органом в адрес [СКРЫТО] Н.А. направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014-2016 г.г. от 24.03.2015г., 30.11.2016 г. и от 12.10.2017г.
[СКРЫТО] Н.И. в установленные сроки не оплачен налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 209,92 руб., за 2016 г. в размере 2016 руб.
Налогоплательщику начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2014 г. по 19.10.2015 г. в размере 18,20 руб., а также с 02.12.2017 г. по 11.12.2017 г. в размере 5,55 руб., о чем направлены налоговые требования от 20.10.2015г. с предложением заплатить налог и пени в срок до 28 января 2016г. и от 12.12.2017г. с предложением заплатить налог и пени в срок до 6 февраля 2018г.
Помимо этого, налоговым органом [СКРЫТО] Н.И. начислен земельный налог за 2015г. в размере 767 руб. и за 2016 г. в размере 767 руб., о чем ей направлены налоговые уведомления от 30.11.2016 г., от 12.10.2017 г.
В связи с неоплатой налога в установленные сроки [СКРЫТО] Н.И. начислены пени за период с 02.12.2016 г. по 01.03.2017 г. в размере 15,85 руб., за период 02.12.2017 г. по 11.12.2017 г. в размере 2,11 руб. о чем направлены налоговые требования от 14.12.2016г. со сроком уплаты до 25 апреля 2017 г. и от 12.12.2017г. со сроком уплаты до 6 февраля 2018 г.
За выдачей судебного приказа о взыскании налоговой задолженности МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю не обращалась.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю пропустила срок для обращения в суд, установленный статьей 48 НК РФ, статьей 286 КАС РФ. Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд оставлено без удовлетворения, так уважительных причин для пропуска этого срока не имелось и о них не заявлено, документов, подтверждающих уважительность этих причин не предоставлено.
Ссылка налогового органа о необходимости восстановления срока для обращения в суд из-за большого количества должников перед бюджетом и большой объем производства по взысканию задолженности, обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство относится к иным внутренним организационным причинам, повлекшим несвоевременную подачу заявления и не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, так как в связи с образовавшейся задолженностью по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 209,92 руб., то есть в сумме, не превышающей 3 000 руб., налоговый орган должен был обратиться в суд спустя шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока оплаты налога по требованию от 20.10.2015г. (до 28 января 2016г.), т.е. не позднее 28 июля 2019 г. Налоговый орган, минуя стадию подачи мировому судье заявления о выдаче судебного приказа, обратился напрямую в Шушенский районный суд Красноярского края 25 декабря 2019г., то есть со значительным пропуском предусмотренного законом срока.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанная правовая позиция Верховного суда РФ применима не только ко взысканию таможенных сборов, но и ко взысканию иных обязательных платежей, в том числе налога на имущество физических лиц. Поэтому срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога на имущество за 2014г. налоговым органом пропущен без уважительных причин.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что срок для обращения в суд следует исчислять в соответствии с абз.2 ч.2 ст.48 НК РФ, исходя из суммарного размера недоимки по двум видам налогов (налогу на имущество физических лиц и земельному налогу), который по данному спору превысил 3000 руб., является ошибочным в связи со следующим.
По смыслу налогового законодательства суммы различных налогов, в том числе включенных в одно требование об уплате налогов, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, регулирующие порядок и сроки их уплаты, поэтому право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Учитывая указанный выше порядок взыскания сумм налогов по каждому виду в отдельности, суд первой инстанции должен был рассмотреть требования об уплате земельного налога за 2015, 2016 г. и налога на имущество физических лиц за 2016г. отдельно от требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2014г.
Поскольку общий размер недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 г. не превысил 3 000 руб., а трехлетний срок со дня исполнения самого раннего требования об уплате земельного налога от 14.12.2016 г. (до 25.04.2017 г.) истекает 25 апреля 2020 г., поэтому срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа не наступил и начнет в этом случае течь с 26 апреля 2020года до 25 октября 2020 года.
При таких обстоятельствах суду первой инстанции следовало оставить без рас-смотрения требование о взыскании земельного налога за 2015, 2016 г.г.
Помимо этого, исходя из положений абзацев 1-3 пункта 2 ст.48 НК РФ в их совокупности и взаимосвязи, для каждого налогового требования по отдельному виду налога, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, у налогового органа имеется право обратиться в суд с заявлением о взыскании по каждому налоговому требованию в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Применительно к данному делу это означает, что с заявлением о взыскании налога на имущество физического лица за 2016г. в размере 2016 рублей(т.е. не превышающем 3000 руб.) в отношении [СКРЫТО] Н.И. по требованию№42579 от 12.12.2017г. с датой уплаты до 6 февраля 2018г.(л.д.25) налоговый орган вправе обратиться либо в течение 6 месяцев со дня когда сумма задолженности превысит 3000 рублей, либо в течение 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения требования, то есть в период с 6 февраля 2021г. по 6 августа 2021г.
Иное истолкование закона означало бы невозможность взыскания налогов за любой период по истечении щестимесячного срока исполнения налогового требования в случае, когда налогоплательщик систематически не уплачивает налоги, не превышающие по отдельному требованию 3000 рублей, что противоречит назначению и смыслу налогового законодательства.
Так как трехлетний срок исполнения требования№42579 от 12.12.2017г. с датой уплаты до 6 февраля 2018г. на сумму 2016руб. еще не истек, то срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа не наступил и административные исковые требования в этой части подлежат оставлению без рассмотрения, что не было учтено судом первой инстанции.
Поэтому решение суда первой инстанции следует изменить, отменить решение в части отказа в удовлетворении требования о взыскании земельного налога за 2015, 2016 г.г. и пени, а также налога на имущество физических лиц за 2016г. и пени, принять в этой части новое решение, которым указанные административные исковые требования МИ ФНС России № 10 по Красноярскому краю к [СКРЫТО] Н.И. оставить без рассмотрения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Шушенского районного суда Красноярского края от 21 января 2020 года изменить, отменить решение в части отказа в удовлетворении требования о взыскании земельного налога за 2015, 2016 г.г. и пени, а также налога на имущество физических лиц за 2016г. и пени.
Принять в этой части новое решение, которым административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании земельного налога за 2015, 2016 г.г. и пени, а также налога на имущество физических лиц за 2016г. и пени оставить без рассмотрения.
В остальной части решение Шушенского районного суда Красноярского края от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья Корниенко А.Н.