Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.03.2022 |
Дата решения | 22.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Штей Николай Александрович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f7d30d36-ae41-398d-802b-2329748897d6 |
Судья Бардышева Е.И. Дело № 33а-3497/2022 А-3.022
УИД 24RS0009-01-2021-000373-20
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.
судей Штея Н.А., Лазовского С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тыченко В.С.,
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.
административное дело по административному иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края об оспаривании бездействия по созданию маневренного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе главы Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Сяускене А.И.
на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 29 октября 2021 года, которым постановлено:
«Административный иск прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в связи с непринятием мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Сучковский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края.
Администрации Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в течение четырёх месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Сучковский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о признании незаконным бездействия по несозданию маневренного жилищного фонда, возложению на администрацию обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Сучковский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края маневренный жилищный фонд.
Требования мотивированы тем, что в нарушение статей 14, 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Сучковского сельсовета отсутствует маневренный жилищный фонд, а администрацией не принято мер по его созданию, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом поселении, жилые помещения которых могут стать непригодными для постоянного проживания или утрачены, и понадобится переселение таких граждан в жилье маневренного фонда, а также иных граждан, которым жилые помещения могут быть предоставлены из числа маневренного фонда в случаях, предусмотренных законодательством. Данные обстоятельства установлены проведённой прокурорской проверкой.
Определением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 04.10.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Сяускене А.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неверное толкование норм материального права, поскольку действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Пенизев М.В. жалобу поддержал, дополнительно сообщил, что от жителей Сучковского сельсовета не поступали жалобы на отказ в предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда. На территории [СКРЫТО] есть гидротехническое сооружение (дамба), за которое несёт ответственность субъект Российской Федерации - Красноярский край. Данное сооружение располагается рядом с с. Сучковским. В настоящее время угрозы нет.
Представитель истца – прокурор Смирнова Я.Е. просила решение суда оставить без изменения. Обратила внимание на то, что рядом с сельсоветом от реки был создан отвод - искусственный водоём. Указанная дамба препятствует вытеканию воды из искусственного озера в реку. В случае разрушения дамбы возможно затопление близлежащих населённых пунктов. Периодически непосредственно в Сучковском сельсовете в населённых пунктах происходит подтопление за счёт подъёма воды. В прошлом году объём подтопления привёл к необходимости эвакуации жителей. В 2008 г. подтопление привело к затоплению ряда жилых помещений. Прибывающая вода достигала уровня потолка. Необходимость создания маневренного фонда существует.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Из указанного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе Сучковского сельсовета, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории данного сельсовета создает угрозу нарушения прав проживающих там граждан при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ. Более того, в суде апелляционной инстанции участниками по делу заявлено об имевших место ранее случаях подтопления территории сельсовета, которые сопровождались повреждением имущества и жилых помещений граждан.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] действительно отсутствует маневренный жилищный фонд. При этом мер к его созданию администрация муниципального образования не принимает, что объективно создает угрозу нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит данные вывод суда обоснованным, поскольку судом установлено бездействие администрации указанного сельсовета, что подтверждается представлением прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края от 11.06.2021 года в адрес главы Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края, а также ответом главы сельсовета об отсутствии финансирования на создание маневренного фонда. Кроме того, судом верно отмечено, что создание маневренного фонда не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия конкретных жалоб от жителей муниципального образования.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что срок, в течение которого администрация Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края должна создать маневренный жилищный фонд (четыре месяца), установлен судом первой инстанции без учёта дополнительной финансовой нагрузки на дотационный бюджет муниципального образования. Разумным сроком по обстоятельствам настоящего дела, по мнению судебной коллегии, является один год. В этой части решение подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 29.10.2021 г. изменить.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Администрации Сучковского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Сучковский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края».
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Большеулуйский [СКРЫТО] суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 25.03.2022 г.