Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.09.2018 |
Дата решения | 03.10.2018 |
Категория дела | Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3b1fb825-685e-3924-b63e-f88cdbd714c2 |
Судья Медведев И.Г. Дело 33а-15001/2018
А-3.019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 октября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Плаксиной Е.Е.,
при секретаре Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подоляк Надежды Вячеславовны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании недействительным распоряжения о предварительном согласовании земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, наложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории
по частной жалобе представителя Подоляк Н.В. по доверенности Пак К.Н.
на определение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25 июля 2018 года, которым производство по административному исковому заявлению прекращено.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Подоляк Н.В. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что Подоляк Н.В., являясь многодетной матерью, 28.06.2017 года обратилась к административному ответчику с двумя заявлениями о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка, указав предполагаемый адрес испрашиваемого земельного участка. Однако ответами №П-11531 и №П-11533 от 07.07.2017 года в предоставлении земельного участка ей было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок большей частью расположен на склоне, что препятствует его рациональному использованию. Данный отказ административный истец полагает незаконным, препятствующим истцу в получении социальных гарантий для многодетных семей.
Подоляк Н.В. с учетом уточнений просила признать незаконным ответ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.07.2017 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принять и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Красноярске, Октябрьский район, в кадастровом квартале: № площадью 1 208 кв.м., согласно ранее поданному заявлению Подоляк Н.В. от 28.06.2017 г., признать недействительным распоряжение администрации г. Красноярска №314-недв. от 25.01.2018 года, которым согласовано предоставление МАУ «Центр спортивных клубов» земельного участка, площадью 5 000 кв.м, с местоположением: <адрес>, поскольку этот участок имеет наложение с границами ранее испрошенного Подоляк Н.В. земельного участка.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе представитель Подоляк Н.В. по доверенности Пак К.Н. ссылаясь на предусмотренное ст.316 КАС РФ право суда апелляционной инстанции отменить определение суда, просила определение дополнить, указав о передаче дела для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Красноярска по правилам ГПК РФ.
Заслушав представителя Подоляк Н.В. по доверенности Пак К.Н., поддержавшую частную жалобу, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что в деле имеется спор о праве на земельный участок, связанный с определением границ и подлежащий рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
По мнению судебной коллегии, с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права. Обращаясь с административным иском в суд первой инстанции, Подоляк Н.В. оспаривала отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.07.2017 года в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, просила обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принять и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Красноярске, Октябрьский район, в кадастровом квартале: №, площадью 1 208 кв.м., согласно ранее поданному заявлению Подоляк Н.В. от 28.06.2017 г., признать недействительным распоряжение администрации г. Красноярска №314-недв. от 25.01.2018 года.
То есть Подоляк Н.В. оспаривает решения уполномоченных на распоряжение находящимися в муниципальной собственности земельными участками органов местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, о согласовании предоставления земельного участка, ответчики реализуют административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя. Спора о границах земельных участков в настоящем деле не имеется, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу приведенных правовых норм, требования административного истца, связанные с оспариванием решения органа местного самоуправления, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и администрация г.Красноярска в оспариваемых решениях реализовали административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких решений органов местного самоуправления, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что после принятия оспариваемого отказа от 7 июля 2017г. принято распоряжение администрации г. Красноярска №314-недв. от 25.01.2018 года, которым согласовано предоставление МАУ «Центр спортивных клубов» земельного участка, площадью 5 000 кв.м, по мнению судебной коллегии, не порождает гражданско-правового спора о праве, поскольку все заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В таком положении определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения в строгом соответствии с законом.
Руководствуясь ст. ст. 315-316 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25 июля 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий
судьи: