Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.08.2018 |
Дата решения | 03.09.2018 |
Категория дела | о регистрации кандидата |
Судья | Жуль Андрей Васильевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a17e2802-7bb1-32d9-a083-3863002c747e |
Судья Пятова Д.В. 33а-13398/2018 085а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Малякина А.В.,
судей Жуля А.В., Мирончика И.С.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты,
по апелляционной жалобе представителя избирательной комиссии муниципального образования Есаульского сельсовета Казакова Ю.И.
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года №36 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] А.Н. обратился в суд с указанным административным иском (с учетом дополнений). Требования мотивированы тем, что решением Есаульского сельского Совета депутатов от 19 июня 2018 года назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на 09 сентября 2018 года. Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 04 августа 2018 года № 27 истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №1. Решением этой же избирательной комиссии №36 от 08 августа 2018 года кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №1 зарегистрирован [СКРЫТО] И.Ф. Полагает решение избирательной комиссии от 08 августа 2018 года №36 незаконным и подлежащим отмене, поскольку подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда. Подписи, собранные с указанным нарушением, являются недействительными. Кроме того, подписные листы, удостоверенные сборщиками ФИО10 и ФИО9, также полагает недействительными, поскольку между сборщиками подписей и [СКРЫТО] И.Ф. гражданско-правовые договора не заключались, т.е. не представлены сведения о сборщиках подписей. Просит признать незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет, в части не установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, представленных кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №1 - [СКРЫТО] И.Ф.; признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года № 36 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] И.Ф., отменить регистрацию кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] И.Ф.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель избирательной комиссии муниципального образования Есаульского сельсовета Казакова Ю.И. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Считает, что изготовление подписных листов было осуществлено по договору на изготовление полиграфической продукции от 26.07.2018 года, следовательно, подписи в подписных листах были собраны в установленный законом срок. В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с постановленным решением суда и повторяют доводы административного искового заявления.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Березовского района Красноярского края- Шаталов Р.О. считает решение суда законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежащим.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель [СКРЫТО] А.Н.- Провоторов Д.В. просит в удовлетворении требований изложенных в апелляционной жалобе- отказать.
Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, представителя территориальной избирательной комиссии Березовского района Красноярского края, заключение прокурора, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ч.11 ст.239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с ч.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. «д» ч.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с ч.5 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Согласно ч.6 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07 февраля 2012 года №252-О-О, термины "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" в их конституционно-правовом понимании не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления. Лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок. При этом, такая возможность для них не исключается только при освобождении от должностных обязанностей в течение соответствующего периода избирательной кампании.
В соответствии с п.п. «а», «и», «к» ч.6.4 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона; подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Частью 8 статьи 24 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо в случаях, установленных настоящим Законом, для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с Федеральным законом, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо в случаях, установленных настоящим Законом, для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края № 10-2 от 19.06.2018 года назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на 09.09.2018 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 04.08.2018 года № 27 [СКРЫТО] А.Н. зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1 муниципального образования Есаульский сельсовет.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08.08.2018 года № 36 [СКРЫТО] И.Ф. зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1 муниципального образования Есаульский сельсовет.
Также, из материалов дела следует, что 25.07.2018 года в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет подано заявление [СКРЫТО] И.Ф. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №1 в порядке самовыдвижения.
27 июля 2018 года в ПАО Сбербанк [СКРЫТО] И.Ф. открыл специальный избирательный счёт, на который произошло зачисление денежных средств в размере 1000 (одной тысячи) рублей 27 июля 2018 года.
28 июля 2018 года с данного специального избирательного счета избирательного фонда кандидата [СКРЫТО] И.Ф. произошло перечисление денежных средств в размере 70 рублей ООО «РИЧ» для изготовления полиграфической продукции- подписных листов.
Из представленных [СКРЫТО] И.Ф. в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет подписных листов следует, что подписи ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 были собраны 26.07.2018 года, то есть до открытия избирательного счета.
Кроме того, 2 подписных листа (пять подписей избирателей: ФИО18, ФИО9, ФИО19, ФИО20, ФИО21) в поддержку кандидата в депутаты [СКРЫТО] И.Ф. были собраны сборщиком ФИО9, которая на период сбора подписей занимала должность специалиста по общим вопросам администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, на период избирательной компании от должности не была освобождена.
Всего [СКРЫТО] И.Ф. представлено 6 подписных листов, с 14 подписями избирателей.
Признавая незаконным и отменяя решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года №36 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] И.Ф., суд правомерно исходил из того, что 10 из 14 подписей в поддержку кандидата [СКРЫТО] И.Ф. являются недействительными, поскольку 5 подписей собраны с нарушением положений ч.5 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а 5 подписей собраны с нарушением положений ч.6 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, число действительных подписей в поддержку кандидата [СКРЫТО] И.Ф. составляет- 4, что менее минимума предусмотренного ч.8 ст.24 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".
Поскольку исходя из содержания административного искового заявления, административным истцом фактически оспаривалось решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года №36 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] И.Ф., суд правомерно рассмотрел именно данные требования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны в соответствии с нормами права регулирующими спорные правоотношения.
Поскольку [СКРЫТО] И.Ф. воспользовался своим правом на создание избирательного фонда и оплатил с него изготовление подписных листов, то подписи избирателей в его поддержку исходя из смысла ч.5 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должны были собираться только после открытия избирательного счета и оплаты с него изготовления данных подписных листов, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о действительности пяти подписей избирателей собранных 26.07.2018 года являются несостоятельными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы подписи избирателей собранные муниципальным служащим ФИО9, не освобожденной от должностных обязанностей в течение соответствующего периода избирательной кампании в соответствии с п. «к» ч.6.4. ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются недействительными.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы решение суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанные в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии муниципального образования Есаульского сельсовета- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: