Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.08.2018 |
Дата решения | 03.09.2018 |
Категория дела | о регистрации кандидата |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | bccb1ece-1554-38c9-9f81-950bdb9f85be |
Судья Лапунова Е.С. Дело № 33а-13395/2018
А-3.105
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Полынцева С.Н.
судей Корниенко А.Н., Русанова Р.А.
при секретаре Копейкиной Т.В.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №2 [СКРЫТО] А.И. к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №2 [СКРЫТО] А.В. о признании решения избирательной комиссии незаконным, о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] А.И. по доверенности Проворотова Д.В.
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.И. обратился с административным исковым заявлением о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации [СКРЫТО] А.В. кандидатом в депутаты.
Требования с учетом дополнений мотивированы тем, что решением Есаульского сельского Совета депутатов от 19 июня 2018 года назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на 9 сентября 2018 года. Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 4 августа 2018 года №28 [СКРЫТО] А.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №2. Решением этой же избирательной комиссии №40 от 8 августа 2018 года кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №2 зарегистрирован [СКРЫТО] А.В.
По мнению административного истца, решение избирательной комиссии от 8 августа 2018 года №40 незаконно и подлежит отмене, поскольку [СКРЫТО] А.В. изготовил подписные листы в организации, не имеющей право изготавливать полиграфическую продукцию, что влечет недействительность подписных листов. Избирательной комиссией муниципального образования Есаульский сельсовет не была проведена проверка подписей избирателей в подписных листах через ГАС «Выборы» или путем направления соответствующих запросов в орган ФМС России. [СКРЫТО] А.В. не предоставил первый финансовый отчет в машиночитаемом виде. На подписном листе 1 имеются неоговоренные исправления в дате рождения и номере паспорта сборщика подписей, на листе 4 исправлено без оговорки место жительства избирателя, а также на листе 4 в адресе места жительства сборщика подписей в 5-й букве первого слова имеется неоговоренное исправление. Данные обстоятельства влекут недействительность 6 подписей, поэтому количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата.
[СКРЫТО] А.И. просил признать незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет в части неустановления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, предоставленных кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №2 [СКРЫТО] А.В, признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 8 августа 2018 года №40 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №2 [СКРЫТО] А.В.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель [СКРЫТО] А.И. по доверенности Проворотов Д.В. просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, полагая, что суд не дал им должной оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Березовского района Красноярского края Шаталов Р.О. просил оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя Зайцева А.Н. по доверенности Проворотова Д.В., представителя территориальной избирательной комиссии Березовского района Красноярского края Ананьева В.А., поддержавших жалобу, представителя избирательной комиссии МО Есаульский сельсовет по доверенности Казакову Ю.И., согласившуюся с решением, заключение прокурора Жилкина П.А., просившего об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, признав возможным рассматривать дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не заявивших ходатайств об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, считает, что решение суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В силу п.1 ст.38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию.
В соответствии с подпунктами «а,в,в.1,д» пункта 24 статьи 38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п.3.1 ст. 38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
В соответствии с п.6.1 ст.38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с подп. «и,ж,з» пункта 6.4 ст.38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрены основания для признания подписей в подписных листах недействительными, в частности:
и) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Согласно ч.8 ст.24 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» количество подписей, которое необходимо в случаях, установленных настоящим Законом, для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно ч.5 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В соответствии с п. «а» ч.20 ст.44 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а также всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Согласно части 6 статьи 76 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, решением Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края от 19 июня 2018 года назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на 9 сентября 2018 года.
26 июля 2018 года [СКРЫТО] А.В. обратился в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов.
27 июля 2018 года [СКРЫТО] А.В. в ПАО «Сбербанк» открыл специальный избирательный счет кандидата для формирования и расходования избирательного фонда.
28 июля 2018 года [СКРЫТО] А.В. перечислил на счет ООО «РИЧ» 70 рублей за изготовление полиграфической продукции. В этот же день им были собраны подписи в поддержку его кандидатуры в депутаты.
[СКРЫТО] А.В. в избирательную комиссию представлены 5 подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей.
6 августа 2018 года избирательной комиссией составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому проверены 14 подписей избирателей, все подписи признаны достоверными и действительными.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 8 августа 2018 года №40 [СКРЫТО] А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №2.
Проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, подтверждающие регистрацию кандидата в депутаты, в совокупности с указанными положениями законодательства о защите избирательных прав, суд первой инстанции верно установил, что каких-либо нарушений при изготовлении подписных листов [СКРЫТО] А.В. не имеется, поскольку законом не предусмотрено напечатание подписных листов в конкретном полиграфическом учреждении.
Также суд обоснованно опроверг доводы административного истца о необходимости предоставления кандидатом в депутаты [СКРЫТО] А.В. первого финансового отчета в машинопечатном виде, указав, что действующее законодательство не содержит требований к тому, как должен выглядеть документ в машиночитаемом виде, его форма законом не установлена. Поэтому суд верно установил, что оснований для отказа в регистрации [СКРЫТО] А.В. депутатом по причине непредоставления финансового отчета не в машинопечатном виде не имеется.
Рассматривая доводы административного истца о том, что подписи в подписных листах не проверялись избирательной комиссией с помощью системы ГАС «Выборы», суд первой инстанции верно установил, что каких-либо доказательств непроведения проверки избирательной комиссией истцом суду не представлено. Отсутствие в личном деле кандидата запросов в ГАС «Выборы» и в орган ФМС не свидетельствует о том, что проверка проведена не была. Сведений, которые бы указывали на недостоверность подписей избирателей (о несоответствии фамилии, имени, отчества, даты и места жительства), которые могли бы повлечь признание подписей недействительными, в отношении предоставленных [СКРЫТО] А.В. подписей не имеется.
Также суд обоснованно не нашел оснований для признания незаконным решения избирательной комиссии о признании кандидатом [СКРЫТО] А.В. по причине наличия исправлений в подписных листах. Так, проанализировав подписные листы, суд установил, что в 1 и 4 подписных листах 4 подписи являются недействительными, поскольку в указанной в них информации имеются неоговоренные исправления в 1 листе - в годе рождения и номере паспорта сборщика подписей, в 4 листе – в наименовании улицы места жительства первого избирателя, которые препятствуют возможности получить достоверную информацию об избирателе и сборщике подписей. Однако, как верно установлено судом при подсчете подписей, [СКРЫТО] А.В. предоставлено 10 достоверных подписей, что является достаточным для регистрации его кандидатом в депутаты.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку, учитывая конституционный принцип равенства избирательных прав граждан, включая пассивное избирательное право, в том положении, что возможность регистрации кандидата обусловлена рядом требований, в том числе формального характера, которые должны быть соблюдены всеми кандидатами, [СКРЫТО] А.В. был предоставлен необходимый перечень документов для его регистрации кандидатом, формальных нарушений в данных документах не имелось, в связи с чем избирательной комиссией законно и обоснованно проведена регистрация [СКРЫТО] А.В. в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Поскольку решение избирательной комиссии о регистрации кандидата было принято избирательной комиссией законно, то оснований для его отмены у суда не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, на четвертом подписном листе при указании адреса лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку самовыдвижения [СКРЫТО] А.В., в слове «Красноярский» не имеется такого рода исправлений, которые бы влекли бы недействительность подписей, а помарка при написании пятой буквы, по мнению судебной коллегии, не может являться основанием для признания подписей в этом подписном листе недействительными.
Остальные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка и которые верно были отклонены как не основанные на действующем избирательном законодательстве Российской Федерации.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанных в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: