Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.08.2018 |
Дата решения | 03.09.2018 |
Категория дела | о регистрации кандидата |
Судья | Мирончик Илья Сергеевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 65fbe0b3-069e-3ed2-85da-5e18470745d3 |
Судья Пятова Д.В. Дело № 33а-13365/2018
3.099а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Малякина А.В.,
судей: Мирончика И.С., Жуля А.В.,
с участием: прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре: Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № 1 [СКРЫТО] Андрея [СКРЫТО] к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № 1 [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты,
по апелляционной жалобе представителя избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Казаковой Ю.И.,
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года, которым удовлетворен административный иск и признано незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года № 35 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] О.И. о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты.
Требования мотивированы тем, что решением Есаульского сельского Совета депутатов от 19 июня 2018 года назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на 09 сентября 2018 года. Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 04 августа 2018 года № 27 он зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1. Решением этой же избирательной комиссии № 35 от 08 августа 2018 года кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1 зарегистрирована [СКРЫТО] О.И. Полагает решение избирательной комиссии от 08 августа 2018 года № 35 незаконным и подлежащим отмене, поскольку в заявлении от 24 июля 2018 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты [СКРЫТО] О.И. указала, что она является членом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», однако документа, подписанного уполномоченным лицом политической партии, подтверждающего указанные сведения вместе с заявлением представлено не было. Кроме того, наименованием общественного объединения является Всероссийская политическая Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», но во всех подписных листах [СКРЫТО] О.И. указала, что она является членом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Неверное указание в подписных листах наименования политической партии является неправомерным и вводит избирателей в заблуждение, поэтому подписи в подписных листах являются недействительными. В связи с недостаточным количеством достоверных подписей в подписных листах, [СКРЫТО] О.И. должно было быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Также в заявлении о согласии баллотироваться [СКРЫТО] О.И. указано, что она исполняет обязанности депутата Есаульского сельского Совета депутатов на непостоянной основе. Однако решением от 27 июля 2018 года полномочия депутата Есаульского сельского Совета депутатов [СКРЫТО] О.И. досрочно прекращены, однако данное решение в предусмотренный законом срок в избирательную комиссию [СКРЫТО] О.И. представлено не было. Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года № 35 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № 1 [СКРЫТО] О.И., отменить регистрацию кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу №1 [СКРЫТО] О.И.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Казакова Ю.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на необоснованность выводов суда. При этом указывает, что 07.08.2018 года копия членского билета в избирательную комиссию была предоставлена [СКРЫТО] О.И., поскольку вопрос о регистрации [СКРЫТО] О.И. в качестве кандидата в депутаты рассматривался 08.08.2018 года, следовательно, на день предшествующий, а именно 07.08.2018 года. Сведения о партийной принадлежности имелись, основания для отказа в регистрации кандидата отсутствовали. Относительно документа, подтверждающего принадлежность к определенной партии, законодательством Российской Федерации форма такого документа не устанавливается, а потому в регистрации по указанному основанию избирательная комиссия не могла, так как копия членского билета предоставлена, а на настоящий момент представлена и справка. В связи с этим, подписные листы, представленные [СКРЫТО] О.И., не могли быть признаны недействительными и не могли служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Березовского района Красноярского края Шаталов Р.О. и представитель [СКРЫТО] А.Н. – Провоторов Д.В. указывают на законность и обоснованность обжалуемого решения суда и просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель административного истца Провоторов Д.В.; представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Казакова Ю.И.; представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Березовского района - председатель Ананьев В.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и в арбитражном процессах прокуратуры Красноярского края Назаркин В.П.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела с апелляционной жалобой были уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Казакову Ю.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Провоторова Д.В. и председателя ТИК Березовского района Ананьева В.А., согласившихся с решением суда, а также заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в силу следующего.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом «в» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные положения предусмотрены, в том числе, части 2 статьи 23 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Из смысла части 2 статьи 23 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», части 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что предоставленное кандидату право указать в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом по соответствующему избирательному округу свою принадлежность к политической партии обусловлено выполнением обязанности представить в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные сведения и официально заверенный соответствующим органом. Невыполнение кандидатом этой обязанности и непредставление указанного документа является нарушением порядка представления документов для регистрации кандидата, предусмотренного вышеназванными нормами Законов, что служит основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно части 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Разрешая административные исковые требования, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края от 08 августа 2018 года № 35 о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № 1 [СКРЫТО] О.И. и о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, так как документа, подтверждающего, что [СКРЫТО] О.И. является членом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения, [СКРЫТО] О.И. в установленный законом срок представлено не было.
Кроме того, суд признал обоснованными доводы административного истца о нарушении [СКРЫТО] О.И. избирательного законодательства в связи с указанием в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений о том, что она исполняет обязанности депутата Есаульского сельского Совета депутатов на непостоянной основе, так как решением от 27 июля 2018 года полномочия депутата [СКРЫТО] О.И. были прекращены. При этом решение от 27 июля 2018 года о досрочном прекращении полномочий представлено в избирательную комиссию в день заседания комиссии 08.08.2018 года в нарушение требований подпункта 1.1 п. 1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом суд признал несостоятельными доводы административного истца о неверном указании наименования политической партии в заявлении и подписных листах, поскольку в соответствии с п.1.7 Устава Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ее сокращенным наименованием является Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Выводы суда первой инстанции об этом подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение и подлежащими применению по настоящему делу, а также подтверждаются материалами дела, из которых следует, что 24 июля 2018 года в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет подано заявление [СКРЫТО] О.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения, в котором ею указано о том, что она является членом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также исполняет обязанности депутата Есаульского сельского Совета депутатов на непостоянной основе.
Согласно справке от 08.08.2018 года [СКРЫТО] О.И. является членом Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Иные документы, подтверждающие принадлежность [СКРЫТО] О.И. к Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», последней представлены не были.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Судебная коллегия учитывает, что из смысла норм избирательного законодательства Российской Федерации следует, что предоставленное кандидату право указать в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом по соответствующему избирательному округу свою принадлежность к политической партии обусловлено выполнением обязанности представить в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные сведения и официально заверенный соответствующим органом. Невыполнение кандидатом этой обязанности и непредставление указанного документа является нарушением порядка представления документов для регистрации кандидата, предусмотренного законодательством, что служит основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы представителя избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Казаковой Ю.И. аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка и которые обоснованно были отклонены как не основанные на действующем законодательстве Российской Федерации, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушения, перечисленные в решении суда и которым дана судом первой инстанции надлежащая оценка, имеющиеся при подаче документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № 1 [СКРЫТО] О.И., являются достаточными основаниями для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от 08 августа 2018 года № 35.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы решение суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанные в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционных жалобах не содержится.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: