Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 01.12.2020 |
Дата решения | 16.12.2020 |
Категория дела | Прочие о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32, в т.ч. рассматриваемые в порядке гл.11.1 КАС РФ) |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | fe505138-9352-379e-8be5-66ee8d0cc6bd |
Судья Музалевская Н.В. Дело 33а-12992/2020
УИД 24RS0035-01-2020-003058-77
3.197
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю к Закутскому [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании недоимки,
по апелляционной жалобе начальника МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
И.о. начальника межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Симанчук Г.И. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] А.И. как собственник транспортных средств Nissan Largo, государственный регистрационный знак №, ВАЗ21214, государственный регистрационный номер №, земельного участка по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, сельсовет Селивахинский, Минусинский массив, является плательщиком транспортного и земельного налогов. Налогоплательщику исчислены транспортный налог за 2016 год в сумме 927 руб., земельный налог за 2016 год в сумме 240 руб., о чем Закутскому А.И. направлено налоговое уведомление с предложением оплатить их до 01.12.2017 года. Налоги не были уплачены, в связи с чем налоговый орган направил Закутскому А.И. требование об уплате налогов и пени, которое также не было исполнено налогоплательщиком в срок до 06.02.2018 года. До момента предъявления административного иска задолженность по налогам и пени ответчиком не погашена.
Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением как пропущенный по уважительным причинам (большое количество должников, большой объем документов, необходимость проверки сведений о задолженности и подготовки документов для суда), взыскать с Демченко Т.С. недоимку:
- по транспортному налогу за 2016 год в размере 927 руб. и пени в размере 32,94 руб.;
- по земельному налогу за 2016 год в сумме 240 руб. и пени в размере 0,66 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник межрайонной ИФНС № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил решение отменить, принять по делу новое решение об оставлении административных исковых требований без рассмотрения в части взыскания транспортного налога за 2016 год в размере 927 руб. и пени в размере 2,55 руб., земельного налога за 2016 год в сумме 240 руб. и пени в размере 0,66 руб. В части требования о взыскании пени по транспортному налогу в размере 30,39 руб. начальник налогового органа просил решение суда отменить, удовлетворить указанные требования административного иска, ходатайствовал рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в ее отсутствие.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие Закутского А.И., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не просившего об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.И. в 2014-2016 г. имел в собственности транспортные средства Nissan Largo, государственный регистрационный знак №, ВАЗ 21214, государственный регистрационный номер №, земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, сельсовет Селивахинский, Минусинский массив.
Закутскому А.И. налоговым органом почтовой корреспонденцией направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного и земельного налогов за 2016г. от 06.09.2017 г.
Закутским А.И. в установленные сроки не оплачен транспортный налог за 2016г. в размере 927 руб., земельный налог за 2016 г. в размере 240 руб. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 г. по 11.12.2017 г. в размере 2,55 руб., по земельному налогу за период с 02.12.2017г. по 11.12.2017г. в размере 0,66 руб., о чем направлено требование от 12.12.2017г. с предложением заплатить налоги и пени в срок до 6 февраля 2018 г. (л.д. 15).
Ранее налогоплательщику направлялось требование от 16.08.2016 г. об уплате транспортного налога за 2015 г. в срок до 11 октября 2016 г., в котором начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014г. за период с 01.12.2015 г. по 15.08.2016 г. в размере 30,52 руб. (л.д. 18). Пени в размере 30,39 руб. также не были уплачены Закутским А.И., в результате чего была включены налоговым органом в сумму задолженности, заявленную к взысканию в данном административном иске.
За выдачей судебного приказа о взыскании налоговой задолженности МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю не обращалась.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании налоговой задолженности, исходил из того, что межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю пропустила срок для обращения в суд, поскольку с заявлением о взыскании задолженности по указанным налогам, размер которой не превышает 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в сроки, предусмотренные абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования от 16.08.2016 года, но не сделал этого.
Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд оставлено без удовлетворения, так уважительных причин для пропуска этого срока не имелось и о них не заявлено, документов, подтверждающих уважительность этих причин не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд о взыскании налогов и пени в связи с подтверждением материалами дела.
В связи с образовавшейся задолженностью по налогам и пени в размере 1 200,60 руб., то есть в сумме, не превышающей 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд в период шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока оплаты налога по самому раннему требованию от 16 августа 2016 года, срок исполнения которого установлен до 11 октября 2016г., то есть не позднее 11 апреля 2020 года.
Вместе с тем налоговый орган, минуя стадию обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, обратился в Минусинский городской суд Красноярского края с административным иском 18 августа 2020 года.
Следовательно, судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения с соответствующим иском.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Судебная коллегия считает, что данная правовая позиция Верховного суда РФ применима не только ко взысканию таможенных сборов, но и ко взысканию иных обязательных платежей, в том числе, транспортного и земельного налогов, поэтому внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не являются уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности в целях исчисления сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 НК РФ, подлежит определению по каждому виду налога в отдельности и в данном случае необходимо применять пп.3 п.2 ст. 48 НК РФ и оставлять административный иск без рассмотрения в части взыскания транспортного налога за 2016 год в размере 927 руб. и пени в размере 2,55 руб., земельного налога за 2016 год в сумме 240 руб. и пени в размере 0,66 руб., поскольку налоговый орган преждевременно обратился в суд и срок для взыскания задолженности в приказном порядке не наступил, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В пункте 1 статьи 48 НК РФ прямо указано на право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Из приведенных положений закона следует, что минимальная сумма для обращения налоговых органов в суд определяется исходя из общей суммы недоимок и задолженностей по всем налогам, указанным в налоговых требованиях, а требование, исходя из смысла положений абз. 3 п.2 ст. 48 НК РФ, считается самым ранним, то, которое учитывается налоговым органом при расчете задолженности, включенной в административный иск.
Поскольку в данном случае общая сумма налогов не превысила 3000 руб., а самым ранним считается требование от 16.08.2016 г., то при исчислении срока для обращения в суд с административным исковым требованием налоговому органу следовало применять абз.3 п.2 ст. 48 НК РФ. Поэтому оснований для оставления административного иска без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора не имелось.
В части требования о взыскании пени по транспортному налогу в размере 30,39 руб., суд первой инстанции правомерно отказал в его удовлетворении в связи с истечением срока для обращения в суд, поскольку как указано выше, данная задолженность также не превысила установленный законом минимальный размер из смысла положений ст. 48 НК РФ и обоснованно включена судом в общую задолженность при исчислении данного процессуального срока.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: