Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 01.12.2020 |
Дата решения | 14.12.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d2502663-5359-3f3f-ab23-0f6ee9dfa767 |
Судья Федоренко Л.В. Дело № 33а-12777/2020
УИД 24RS0041-01-2020-001691-77
А-024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Обединой Е.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 06 февраля 2020 года № Т-681 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 22 733 кв.м., по адресу: <адрес>, образуемого в границах земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0300305:91, на кадастровом плане территории.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска направить заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] с приложенными к нему документами в Управление архитектуры администрации г.Красноярска для принятия решения о межевании территории.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Т.Г. обратилась с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Т.Г. принадлежит нежилое помещение №862, площадью 271,4 кв.м., в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора участия в долевом строительстве от 20.12.2016 года, акта приема-передачи помещения от 18.01.2017 года.
Строительство жилого дома осуществлялось ООО ЖСК «Гранд» на основании разрешения на строительство № RU№ от 22.10.2014 года на земельном участке, площадью 32483 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300305:91, предоставленным в аренду в целях строительства многоэтажного жилого комплекса сроком до 18.01.2020г. Жилой дом введен в эксплуатацию 23.12.2016 года.
20 января 2020 года [СКРЫТО] Т.Г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 22 733 кв.м., в целях передачи в общедолевую собственность земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №
Ответом Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 06.02.2020 года исх. № Т-681 отказано в удовлетворении требований в связи с отсутствием проекта межевания территории и отсутствием согласия банков-залогодержателей земельного участка.
[СКРЫТО] Т.Г. считала отказ незаконным, поскольку на день принятия Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск уже было выдано разрешение на строительство данного жилого дома. Департаменту необходимо учесть наличие строящегося объекта недвижимости и сформировать земельный участок в испрашиваемых границах, необходимых для эксплуатации здания.
[СКРЫТО] Т.Г. просила признать незаконным ответ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 06.02.2020 года №Т-681 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ», обязать административного ответчика утвердить и выдать [СКРЫТО] Т.Г. схему расположения земельного участка, площадью 22733 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300305:91, в течение одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Обедина Е.А. просила отменить итоговое решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку суд вышел за пределы заявленных исковых требований, возложив обязанность исполнения решения на Управление архитектуры администрации г.Красноярска, которое не привлекалось к участию в деле. Судом не учтено, что документация по межеванию территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300305:91, не утверждалась. Данный участок обременен ипотекой в пользу банков, согласие залогодержателей о разделе земельного участка отсутствует. Залогодержатели не привлекались к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, хотя в данном споре затрагиваются их права. Площадь испрашиваемого земельного участка является несоразмерна площади жилого дома. Не выяснено, какие еще объекты недвижимости расположены на исходном земельном участке.
В письменных возражениях [СКРЫТО] Т.Г. и заинтересованное лицо ООО ЖСК Гранд» просили оставить без изменения решение суда как постановленное в соответствии с требованиями закона.
В ходатайстве представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Обедина Е.А. просила отложить рассмотрение апелляционной жалобы в связи со своей занятостью в другом судебном заседании.
Судебная коллегия сочла возможным отказать в удовлетворении ходатайства административного ответчика и рассмотреть дело в его отсутствие в связи с тем, что при условии надлежащего извещения сторон отложение судебного разбирательства является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Сам по себе факт занятости представителя юридического лица в другом процессе не является основанием для отложения судебного заседания. Организационные ситуации, касающиеся иной деятельности представителя, не могут расцениваться в качестве уважительных причин неявки в судебное заседание. В ходатайстве не указано, какие процессуальные действия намеревался осуществить представитель административного ответчика в судебном заседании, а также не указано, какие пояснения, имеющие существенное значение для рассмотрения апелляционной жалобы он мог бы дать в случае своего участия в заседании суда.
Заслушав представителя Управления архитектуры администрации г.Красноярска по доверенности Бездубную П.В., поддержавшую апелляционную жалобу, [СКРЫТО] Т.Г. и представителя ООО ЖСК «Гранд» по доверенности Волк Д.В., возражавших каждый в отдельности против удовлетворения апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив предоставленные материалы в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановления от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Из частей 2-5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Исходя из положений главы V.1 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации(в редакции ФЗ РФ от 03.07.2016 N 373) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Т.Г. принадлежит нежилое помещение №862, площадью 271,4 кв.м., в многоквартирном пятнадцатиэтажном жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора участия в долевом строительстве от 20.12.2016 года, акта приема-передачи помещения от 18.01.2017 года.
Строительство жилого дома осуществлялось ООО ЖСК «Гранд» на основании разрешения на строительство № RU№ от 22.10.2014 года на земельном участке, площадью 32483 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300305:91, предоставленным в аренду в целях строительства многоэтажного жилого комплекса сроком до 18.01.2020г. Жилой дом введен в эксплуатацию 23.12.2016 года.
20 января 2020 года [СКРЫТО] Т.Г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 22 733 кв.м., на кадастровом плане территории в целях передачи в общедолевую собственность земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300305:91.
Ответом Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 06.02.2020 года исх. № Т-681 отказано в удовлетворении требований в связи с отсутствием проекта межевания территории и отсутствием согласия банков-залогодержателей земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения административного ответчика от 06.02.2020 года исх. № Т-681 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 22 733 кв.м., на кадастровом плане территории, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства, пришел к выводу о том, что отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом является необоснованным, поскольку нарушает права собственника нежилого помещения в многоквартирном доме на формирование земельного участка под домом и проведение его государственного кадастрового учета.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции как основанными на материалах дела и на положениях законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Судебная коллегия отмечает, что указаные в оспариваемом ответе причины не могут быть основаниями для нарушения права гражданина, являющегося собственникм нежилого помещения в многоквартирном доме на формирование земельного участка под домом и проведение государственного кадастрового учета в связи со следующим.
Так, указание административного ответчика на необходимость получения согласия залодержателей земельного участка опровергается положениями подп.6 п.4 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которым не требуется в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков в случае образования земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено договором залога.
Соответственно являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле залогодержателем земельного участка.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Поэтому ссылка административного ответчика на отсутствие проекта межевания территории не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вместе с тем судебная коллегия считает преждевременным вывод суда о возложении на административного ответчика обязанности направить заявление [СКРЫТО] Т.Г. в Управление архитектуры администрации г.Красноярска для принятия решения о межевании территории.
Судебная колегия считает, что в данном случае определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, следует осуществлять с учетом особенностей, рекомендованных в п.4 Приказа Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр "Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома":
1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;
2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;
3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;
4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;
5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.
При этом в силу п.5 указанного Приказа размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:
1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;
2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;
3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,
4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.
Исходя из содержания ответа [СКРЫТО] Т.Г. от 06.02.2020 года исх. № Т-681 указанные вопросы обоснованности размера образуемого земельного участка административным ответчиком не проверялись.
Поэтому решение суда первой инстанции подлежит изменению в части правовосстановительной меры и вместо направления заявления [СКРЫТО] Т.Г. в Управление архитектуры администрации г.Красноярска следует обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20 января 2020г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом указанных выше положений закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Управление архитектуры администрации г.Красноярска привлечено к участию в деле определением суда от 19 марта 2020г.(л.д.1)
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2020 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения абзац третий.
Дополнить резолютивную часть решения абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
«Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20 января 2020г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок № в течение 25 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска сообщить об исполнении решения суда [СКРЫТО] Т.Г. и Октябрьский районный суд г.Красноярска в течение 30 дней с моента вступления решения суда в законную силу.»
Абзац четвертый резолютивной части решения считать абзацем пятым.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: