Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 15.01.2020 |
Дата решения | 27.01.2020 |
Категория дела | Иные, возникающие из трудовых правоотношений |
Судья | Киселева Альбина Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c6ad323e-d983-3e93-8740-a16c35b0f8a3 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Конищева И.И. Дело №33-986/2020
24RS0025-01-2019-000413-87
2.065г.
27 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при помощнике судьи: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Акционерному обществу «Арефьевское» о признании увольнения незаконным,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.В.
на решение Канского районного суда Красноярского края от 03 октября 2019 года, которым постановлено:
«Пешкову [СКРЫТО] [СКРЫТО] в удовлетворении исковых требований к Акционерному обществу «Арефьевское» о признании увольнения по приказу № 120-к от 11.04.2019 неправомерным, обязании изменить формулировку увольнения на «по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, датой увольнения считать дату вступления в законную силу решения суда с изменением формулировки увольнения - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
[СКРЫТО] А.В. обратился в суд с иском к АО «Арефьевское» о признании увольнения незаконным.
Требования мотивированы тем, что истец состоял в трудовых отношениях с АО «Арефьевское», замещая должность заведующего автопарком АО «Арефьевское». 10.04.2019 года истцом было подано заявление об увольнении по собственному желанию. В период с 12.04.2019 года по 17.04.2019 года истец находился на листке нетрудоспособности в связи с болезнью ребенка. 18.04.2019 года истец получил от АО «Арефьевское» приказ №120-к от 11.04.2019 года об увольнении по п. 11 ч.1 ст. 77 ТК РФ – нарушение установленных настоящим Кодексом или иными федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего кодекса). Основанием к изданию приказа явилось представление Канской межрайонной прокуратуры от 01.04.2019 №7-01-2019 по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве граждан, уволенных с федеральной государственной службы.
Полагая увольнение незаконным, истец указал, что в период прохождения службы в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю в должности начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району (главного государственного инспектора города Канска и Канского района по пожарному надзору) функции государственного управления в отношении АО «Арефьевское» истец не осуществлял. В этой связи у него не имелось оснований для истребования согласия на заключение трудового договора с АО «Арефьевское» у соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что подтверждается ответом ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 01.06.2019 года на его обращение 22.04.2019 года о даче согласия на замещение должности в АО «Арефьевское», в котором ему разъяснялось, что вопрос о замещении истцом должности заведующего автопарком АО «Арефьевское» не подлежит рассмотрению на заседании комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, поскольку в период службы в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю [СКРЫТО] А.В. не осуществлял функции государственного управления в отношении данной организации.
10.04.2019 года истцом подано заявление об увольнении по собственному желанию. На момент подачи заявления служебная проверка по представлению Канской межрайонной прокуратуры не назначалась, с приказом о назначении проверки истец не ознакомился, рассмотрение представления состоялось 11.04.2019 года в отсутствие истца.
В указанной связи истец просил суд признать незаконным приказ № 120-к от 11.04.2019 об увольнении по п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ, изменить формулировку увольнения на расторжение трудового договора по собственному желанию, считать датой увольнения дату вступления в законную силу решения суда с изменением формулировки увольнения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на незаконность приказа АО «Арефьевское» № 120-к от 11.04.2019 года, поскольку в период прохождения им службы в ГУ МЧС по Красноярскому краю у него отсутствовали полномочия по осуществлению функций государственного, муниципального (административного) управления в отношении ответчика, в связи с чем получение согласия комиссии на трудоустройство в штат ответчика ему не требовалось.
В судебное заседание [СКРЫТО] А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика АО «Арефьевское» - Самсонова Н.Н. (доверенность от 09.01.2010 года), просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ к основаниям прекращения трудового договора относится, в том числе, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу абз. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы, имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821;
Приказом МЧС России от 22.10.2015 № 565, утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, установлен перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Должности начальника отдела, все должности в управлении (отделе, отделении, группе) надзорной деятельности (и профилактической работы) в территориальных органах МЧС России включены в названный перечень (п. 2 перечня).
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (письмо от 11 мая 2017 г. N 18-4/10/П-2943).
В соответствии с данными Методическими рекомендациями под указанными в статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные (муниципальные) служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из приказа от 16.05.2014 № 26-НС [СКРЫТО] А.В. назначен на должность начальника территориального отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю.
Согласно должностному регламенту начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю при выполнении своих обязанностей начальник отдела организует и контролирует проведение проверок на объектах защиты, расположенных на территории муниципального района (п. 3.11).
На основании приказа от 20.08.2018 № 87-нс [СКРЫТО] А.В. уволен из федеральной противопожарной службы по п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 года №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в связи с осуждением сотрудника за преступление.
В соответствии с приказом № 444-к от 24.12.2018 года и заключенным между сторонами трудовым договором № 44 [СКРЫТО] А.В. принят в АО «Арефьевское» на должность заведующего автопарком.
01.04.2019 года заместителем Канского межрайонного прокурора <данные изъяты> по результатам проведенной в АО «Арефьевское» проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве граждан, уволенных с федеральной государственной службы, внесено представление № 7-01-2019 с требованием о прекращении трудового договора от 24.12.2018 года, заключенного между АО «Арефьевское» и [СКРЫТО] А.В., и освобождении последнего от занимаемой должности заведующего автопарком.
Так, материалами проверки установлено, что занимаемая в органах МЧС России [СКРЫТО] А.В. должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и соответствует разделу II перечня, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.
При этом в период замещения должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю [СКРЫТО] А.В. осуществлял функции государственного управления в отношении АО «Арефьевское», что подтверждается распоряжением № 617 от 21.10.2015 о проведении внеплановой выездной проверки в ЗАО «Арефьевское» с целью контроля ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с обращением ЗАО «Арефьевское» от 11.11.2016 № 272 [СКРЫТО] А.В. до 01.04.2018 продлевались сроки исполнения предписания № 360/1/1-61 от 08.11.2016, неисполнение которого влечет последствия в виде административной ответственности.
На основании приказа директора АО «Арефьевское» <данные изъяты> от 08.04.2019 года создана комиссия по рассмотрению представления прокурора, заседание комиссии было назначено на 15.00 часов 11.04.2019 года.
С вышеуказанным представлением истец [СКРЫТО] А.В. был ознакомлен 09.04.2019 года, ему была выдана копия представления, истцу надлежащим образом сообщалось о времени и месте заседания комиссии по указанному вопросу, что подтверждается актом от 09.04.2019 года.
10.04.2019 года [СКРЫТО] А.В. было подано заявление об увольнении по собственному желанию с 10.04.2019 года.
На заседание комиссии 11.04.2019 года по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора от 01.04.2019 года № 7-01-2019 истец [СКРЫТО] А.В. не явился, об отложении заседания комиссии не ходатайствовал.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора № 07-01-2019 от 01.04.2019 года комиссией было принято решение об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, указанных в представлении, прекращении трудового договора с [СКРЫТО] А.В.
Приказом от 11.04.2019 № 120-п [СКРЫТО] А.В. уволен в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ на основании представления прокурора от 01.04.2019 года № 7-01-2019, протокола заседания комиссии по представлению прокурора от 11.04.2019 года.
Ознакомление [СКРЫТО] А.В. с приказом об увольнении от 11.04.2019 № 120-К не было осуществлено в связи с отсутствием его на рабочем месте со второй половины дня 11.04.2019 года, что подтверждается актом об отсутствии на рабочем месте от 11.04.2019 года, актом о невозможности ознакомления работника с приказом об увольнении от 11.04.2019 года и записью в приказе об увольнении.
Уведомление о получении трудовой книжки от 12.04.2019 года № 71 с копией приказа об увольнении от 11.04.2019 № 120-К и копией протокола заседания комиссии по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора от 11.04.2019 были направлены истцу почтовым отправлением, и получены последним 18.04.2019 года лично, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Дав надлежащую оценку вышеприведенным обстоятельствам, суд первой инстанции исходил из доказанности факта замещения [СКРЫТО] А.В. ранее должности федеральной государственной гражданской службы и осуществления им функций государственного управления в отношении АО «Арефьевское», в связи с чем на него подлежали распространению ограничения по трудоустройству, предусмотренные ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
При этом судом верно установлено, что [СКРЫТО] А.В. в Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в установленные сроки не обращался, соответствующее обращение в Комиссию направлено [СКРЫТО] А.В. лишь 22.04.2019 года, решение Комиссией Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о даче либо об отказе в даче [СКРЫТО] А.В. согласия на замещение должности в АО «Арефьевское» не принималось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что из материалов дела с достоверностью следует, что ранее занимавший должность федерального государственного служащего МЧС России [СКРЫТО] А.В. привлечен к трудовой деятельности в АО «Арефьевское» с нарушением законодательства о противодействии коррупции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности расторжения работодателем заключенного с [СКРЫТО] А.В. трудового договора по основанию, предусмотренному п. 11 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с нарушением установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Проверяя соблюдение работодателем порядка увольнения истца, суд первой инстанции установил, что нарушений процедуры увольнения работодателем не допущено, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании увольнения незаконным и изменении формулировки увольнения удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он в период прохождения службы не выполнял функции государственного управления в отношении АО «Арефьевское», в связи с чем не имелось оснований для получения согласия на заключение трудового договора у соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, судебная коллегия во внимание не принимает, так как они исследовались судом первой инстанции и мотивированно, со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства, отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы [СКРЫТО] А.В. о том, что работодатель обязан был произвести увольнение на основании его заявления от 10.04.2019 года об увольнении по собственному желанию, поданного до проведения проверки по представлению прокурора, судебная коллегия находит несостоятельными, так как соглашение об увольнении истца с 10 апреля 2019 года до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении между истцом и работодателем достигнуто не было, 11 апреля 2019 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению представления прокурора, по результатам которого работодателем принято решение о расторжении трудового договора по п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Ссылка истца на то обстоятельство, что после расторжения трудового договора он обратился в ГУ МЧС России по Красноярскому краю с заявлением о даче согласия на трудоустройство в АО «Арефьевское», в ответе на которое было указано на отсутствие основания для рассмотрения заявления на заседании комиссии по причине неосуществления [СКРЫТО] А.В. функций государственного управления в отношении АО «Арефьевское», также не может быть принята во внимание, так как истец обратился с таким заявлением после расторжения с ним трудового договора, а кроме того, содержание данного ответа противоречит установленным по делу обстоятельствам, подтверждающим осуществление истцом функций государственного управления в отношении общества.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Канского районного суда Красноярского края от 03 октября 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: