Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 15.01.2020 |
Дата решения | 27.01.2020 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Киселева Альбина Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8d90aa7a-3683-373e-a00b-9cf38bb7c22d |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Чернова Т.Л. Дело №33-953/2020
24RS0048-01-2019-002458-08
2.045г.
27 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при помощнике судьи: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Климовой Надежды Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации неиспользованного отпуска, выходного пособия, компенсации за задержку выплат,
по апелляционной жалобе представителя Климовой Н.М. – Мамедзаде Р.Р.о.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Климовой Надежды Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации неиспользованного отпуска, выходного пособия, компенсации за задержку выплат, отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Климова Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании задолженности по заработной плате, ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации неиспользованного отпуска, выходного пособия, компенсации за задержку выплат.
Требования мотивированы тем, что на основании трудового договора истец состояла с ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в трудовых отношениях, которые были прекращены 31.01.2019 года на основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения. В день увольнения истец получила расчетные листки, из которых следует, что за весь период работы на дополнительную стимулирующую выплату (премию) ей не начислялся районный коэффициент (30%) и северная надбавка (30%), тогда как указанные выплаты входили в систему оплаты труда и являлись неотъемлемой частью ее постоянного заработка. Размер дополнительной стимулирующей выплаты определялся работодателем.
В указанной связи истец просила суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с февраля 2018 по январь 2019 в виде недоплаты неначисленного районного и северного коэффициентов на дополнительную стимулирующую выплату (премию) в размере 140 443,20 руб., основному ежегодному оплачиваемому отпуску с учетом начисления районного и северного коэффициента на ДМС за период с февраля 2018 года по январь 2019 года в размере 10 162,93 руб., компенсации при увольнении (выходному пособию) в размере 8 841,75 руб., компенсации за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения судом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Климовой Н.М. – Мамедзаде Р.Р.о. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неверный расчет судом суммы подлежащей взысканию в пользу истца ДМС без учета компенсационных выплат, указывая на процессуальные нарушения, выразившиеся в необоснованном отклонении судом ходатайства о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.
В судебное заседание Климова Н.М., представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Климовой Н.М. – Мамедзаде Р.Р.о, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 315-317 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02.03.2017 года путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования ГУ ЖЭК №21 ЖКО КЭУ города Москвы, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 30 Устава).
На основании трудового договора №725 от 24.08.2017 года, заключенного между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Центральному военному округу, Жилищно-эксплуатационным (коммунальным) отделом № 15 (г. Красноярск) и Климовой Н.М., приказа №936-кр от 24.08.2017 года, Климова Н.М. была принята в Отделение (производственно-техническое) Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел №15 (г. Красноярск) на должность инженера с 24.08.2017 года.
Разделом 6 трудового договора предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 6 600 рублей в месяц, районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями 30 %, а также предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором.
Дополнительными соглашениями от 01.01.2018 года и от 22.03.2018 года к трудовому договору стороны внесли изменения в условия трудового договора, установив оклад работника в размере 6 864 руб. в месяц с 01.01.2018 года, сроки выплаты заработной платы – два раза в месяц: 25-го числа текущего месяца (за первую половину месяца), 10-го числа следующего месяца (окончательный расчет).
На основании дополнительного соглашения от 02.04.2018 года к трудовому договору от 24.08.2017 года истец приняла на себя обязательства наряду с работой, определенной трудовым договором, в течение установленной продолжительности рабочего дня, выполнять дополнительную работу по должности начальника отделения (производственно-технического) Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №15 (г. Красноярск) в период с 02.04.2018 года по 13.04.2018 года. За выполняемую работу ей установлена доплата в размере 30% должностного оклада в размере 10 036 руб.
На основании приказа начальника Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 15 (г. Красноярск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Центральному военному округу № 48-кр от 22.01.2019 года действие трудового договора от 24.08.2017 года прекращено, Климова Н.М. уволена с работы 31.01.2019 года по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения.
В период с февраля 2018 года по январь 2019 года работодателем истцу ежемесячно начислялась и выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата (премия) из бюджета за счет экономии фонда оплаты труда, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50, в размере, определенном начальником Филиала.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России №13/3 от 31.03.2017, система оплаты труда в Учреждении, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п. 9.3).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который устанавливает требования к формированию и использованию фонда оплаты труда. Так, при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу в местностях с особыми климатическими условиями и стимулирующего характера (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда). Фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат.
В целях обеспечения оплаты труда гражданского персонала приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 №49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которым определен порядок формирования и использования фонда оплаты труда, соответствующий требованиям установленным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255.
На основании вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255, Положения об оплате труда, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50 «О порядке установления дополнительного материального стимулирования работникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, приказано осуществлять работникам дополнительные выплаты материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее Положение).
Согласно п. 1.3 Положения, являющегося приложением №1 к приказу №50 от 11.05.2017 (с учетом изменений, внесенных приказами №171 от 31.07.2018, №238 от 28.09.2018), указанное Положение устанавливает порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат.
Установление дополнительного материального стимулирования работникам является правом работодателя и зависит от финансового состояния Учреждения (п. 1.6 Положения).
В силу п. 2.1 Положения, выплата дополнительного материального стимулирования работникам за счет бюджетных средств может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда (при условии наличия экономии фонда оплаты труда) в размере, определенном начальником Филиала.
Дав надлежащую оценку вышеприведенным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дополнительное материальное стимулирование (ДМС) не относится к выплатам обязательного характера, предусмотренным системой оплаты труда, осуществляется за счет бюджетных средств и экономии фонда оплаты труда в пределах доводимых на указанные цели лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Принимая во внимание, что сумма дополнительного материального стимулирования (премии) за период с февраля 2018 года по январь 2019 года была выплачена Климовой Н.М. в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Климовой Н.М. о взыскании задолженности по заработной в виде неначисленного районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на дополнительное материальное стимулирование, а также производных требований об оплате ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, компенсации за нарушение срока выплат.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
С учетом изложенного судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы представителя Климовой Н.М. – Мамедзаде Р.Р.о. о необходимости начисления на сумму выплачиваемого истцом ДМС компенсационных выплат, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы о необоснованном отказе судом в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, так как оснований для назначения экспертизы судом обоснованно не установлено. В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, и какой стороне подлежит их доказывать. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ заключение экспертов является одним из доказательств, на основании которых суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела. Назначение экспертизы в силу ст. 79 ГПК РФ является правом суда, которое реализуется исходя из обстоятельств по делу. Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, как и право решения вопроса о целесообразности назначения по делу экспертизы принадлежит суду. Заявленное ходатайство рассмотрено судом в порядке, установленном ст. 166 ГПК РФ, оснований для его повторного разрешения у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 сентября 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Климовой Н.М. – Мамедзаде Р.Р.о. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: