Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 25.07.2022 |
Дата решения | 03.08.2022 |
Категория дела | в иных случаях об оплате труда |
Судья | Полянская Елена Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | e00e2ea5-3992-368d-8d99-208bf4b1383e |
Судья Мельникова И.Н. 24RS0043-01-2022-000057-55
Дело № 33-9252/2022
2.049г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 августа 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Полянской Е.Н., Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.
гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.М.,
на решение Пировского районного суда Красноярского края от 12 мая 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа о признании приказа от 15.12.2021 года №113-лс об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения - отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.М. обратился в суд с иском к [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа, с учетом уточнения исковых требований о признании незаконным приказа [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа об отстранении его, как директора МКУ «Техноцентр» Пировского муниципального округа от работы без сохранения заработной платы; взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за период отстранения от работы в размере 177 631 руб.
Требования мотивированы тем, что 10.01.2018 между истцом и [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского района заключен трудовой договор, согласно которому [СКРЫТО] А.М. назначен на должность директора МКУ «Техноцентр» Пировского района. [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа издан приказ №113-лс от 15.12.2021 об отстранении [СКРЫТО] А.М. от работы без сохранения заработной платы в связи с не прохождением вакцинации от новой короновирусной инфекции (COVID-19). В качестве фактического основания вынесения приказа явился отказ истца от профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) при отсутствии противопоказаний для вакцинации.
Ссылаясь на незаконность приказа об отстранении от работы, [СКРЫТО] А.М. просил признать незаконным приказ [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа об отстранении его, как директора МКУ «Техноцентр» Пировского муниципального округа от работы без сохранения заработной платы; взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за период отстранения от работы в размере 177 631 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.М. просит отменить решение суда отменить, ссылаясь на то, что работодателем была нарушена процедура отстранения истца от работы в связи с отказом от обязательной вакцинации. Не согласен с выводом суда об отказе от получения уведомления о предстоящем отстранении от работы. Указывает на то, что судом неверно дано толкование нормам закона, вследствие чего, сделан неверный вывод о том, что сфера деятельности истца требует обязательной вакцинации.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа Рыбкин Д.С. выражает несогласие с ее доводами.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" установление правила об отстранении граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).
На основании ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 35 названного Закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
В соответствии с Разъяснениями Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", действующими совместно с "Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)", правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80 % от общей численности к 15.12.2021, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в театрах, кинотеатрах, концертных залах, [СКРЫТО] объектах.(пп1.1.);
Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Красноярского края, работникам органов государственной власти Красноярского края и подведомственных им организаций (пп 1.4).
Подпунктом 4.4. этого же постановления предписано юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края в сферах, установленных п. 1 настоящего Постановления отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному в настоящем Постановлении сроку.
В соответствии с п. 6 Письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.01.2018 между [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского района и [СКРЫТО] А.М. заключен трудовой договор б/н, которым последний назначен на должность директора МКУ «Технологический центр учреждений [СКРЫТО]» Пировского района с 10.01.2018 на неопределенный срок, с выполнением обязанностей по должности руководителя учреждения, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно п.2.1, п.2.2 Устава МКУ «Технологический центр учреждений [СКРЫТО]», Предметом деятельности учреждения является выполнение работ и оказание услуг, направленных на достижение уставных целей деятельности учреждения, каковыми являются: оказание содействия в укреплении материально-технической базы подведомственных Учредителю учреждений [СКРЫТО], образовательных учреждений в области [СКРЫТО] и иных учреждений, обеспечении режима содержания и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, внутренних инженерных и технологических сетей, систем и оборудования; Предусмотренные полномочия осуществляются на основании соглашений, заключенных МКУ «Технологический центр учреждений [СКРЫТО]» и учреждениями [СКРЫТО].
Приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа от 15.10.2021 №48-од постановлено работникам, руководителям и работникам подведомственных учреждений [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа пройти обязательную вакцинацию против новой короновирусной инфекции (COVID-19) к 09.11.2021.
27.10.2021 [СКРЫТО] А.В. уведомлен работодателем о том, что в случае отсутствия прививки от COVID-19 10.11.2021 он будет отстранен от работы без сохранения заработной платы. [СКРЫТО] А.В. от получения указанного уведомления и об ознакомлении с приказом зам. главы района – начальника отдела Сарапиной О.С. от 15.10.2021 №48-од отказался, о чем составлен соответствующий документ (пояснительная записка), содержание которого истцом не оспаривается.
Приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа от 26.11.2021 №51-од постановлено [СКРЫТО] А.М., директору МКУ «Техноцентр» Пировского муниципального округа, с 26.11.2021 ограничить доступ в учреждения [СКРЫТО] и [СКРЫТО], подведомственных отделу [СКРЫТО], отделу [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа. 2. Период ограничения установить до предоставления работником сертификата о вакцинации, либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации, либо до издания Постановления главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю об улучшении эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции на территории Красноярского края.
Согласно информации главного врача КГБУЗ «Пировская РБ» [СКРЫТО] А.М., 11.11.1961 года рождения, по состоянию на 15.12.2021 не привит вакциной против короновирусной инфекции COVID-19.
Приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа от 15.12.2021 №113-лс [СКРЫТО] А.М. отстранен от работы с 15.12.2021 до предоставления работником сертификата о вакцинации, либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации, либо до издания Постановления главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю об улучшении эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции на территории Красноярского края, без сохранения заработной платы. С данным приказом [СКРЫТО] А.М. ознакомлен в тот же день 15.12.2021, что подтверждается его подписью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А.М. о признании незаконными приказа об отстранении от работы, а также производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, суд первой инстанции исходил из того, что утвержденным Минздравом России Календарем профилактических прививок предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок, при наличии эпидемических показаний, работникам сферы иных услуг, а так же театров, кинотеатров, концертных залов, [СКРЫТО] объектов, что так же прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 года № 43, в связи с чем, отсутствие профилактических прививок у истца, являющегося руководителем МКУ «Техноцентр», влечет обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п.2 ст.5, ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сфера деятельности истца не требует обязательной вакцинации и не дает право работодателю отстранять работников на основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона N 157-ФЗ от 17.09.1998, несостоятельны. Прививки от коронавирусной инфекции отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. При этом подпунктом Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категориям граждан, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе, в театрах, кинотеатрах, концертных залах, [СКРЫТО] объектах, а так же работникам органов государственной власти Красноярского края и подведомственных им организаций.
Для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной, что дает право работодателю на отстранение работника от работы с учетом положений ст. 76 ТК РФ.
Принимая во внимание, что предметом и целями деятельности МКУ «Техноцентр» является выполнение работ и оказание услуг для учреждения [СКРЫТО], образовательных учреждений в области [СКРЫТО] и иных учреждений, подведомственных учредителю- муниципальному образованию Пировский муниципальный округ Красноярского края, а так же учитывая, что истец работает в организации, подведомственной муниципальным органам власти, что требует обязательного проведения профилактических прививок, документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок либо о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, истцом ответчику представлены не были, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры отстранения его от работы судебная коллегия признает несостоятельными.
Так, в соответствии с актом работодателя от 24.11.2021 [СКРЫТО] А.М. отказался дать письменное объяснение о причинах неисполнения приказа [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики администрации Пировского муниципального округа от 15.10.2021 №48-од.
При этом судебная коллегия так же считает необходимым указать, что в соответствии с должностной инструкцией, директор МКУ «Техноцентр» [СКРЫТО] А.М. подчиняется учредителю в лице заместителя главы района по социальным вопросам- начальника отдела [СКРЫТО], [СКРЫТО], туризма и молодежной политики Пировского района. Руководитель обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов; обеспечивать эффективную деятельность учреждения, обеспечивать работникам учреждения безопасные условия труда. Таким образом, в обязанности истца входит ознакомление и организация исполнения локальных актов учредителя МКУ «Техноцентр».
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а так же к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Пировского районного суда Красноярского края от 12 мая 2022 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2022 года