Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 22.07.2022 |
Дата решения | 03.08.2022 |
Категория дела | сотрудникам органов МВД, таможенных и иных государственных органов |
Судья | Белякова (Ломова) Наталия Витальевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 34b346c0-f769-32ed-8c8b-1406a1864e43 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Шамова О.А. Дело № 33-9195/2022
УИД 24RS0017-01-2021-003587-42
А-2.080г
03 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Ашихминой Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.И.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 ноября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным, возложении обязанности - оставить без удовлетворения в полном объеме.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] В.И. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения от 08.04.2021 о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения указанной социальной выплаты.
Требования мотивировал тем, что он является капитаном внутренней службы, инспектором отдела безопасности ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Выслуга в календарном исчислении более двадцати лет. 06.03.2014 он обратился в территориальную комиссию ГУФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С 21.10.2014 на основании договора найма служебного жилого помещения он с семьей проживают в служебном помещении по адресу: <адрес>, предоставленном на время прохождения им службы. Иного жилья в собственности либо по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют. Ранее он с семьей с 20.10.2006 по 09.04.2015 были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве его супруге и сыновьям. 28.09.2015 его супругой и сыновьями было произведено отчуждение указанной квартиры. Протоколом комиссии ФСИН России № 5 от 08.04.2021 он был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №369 от 24.04.2013 года. Истец считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку комиссией не был учтен тот факт, что истек пятилетний срок после отчуждения принадлежащего его супруге и сыновьям жилого помещения. Отчуждение жилого помещения членами его семьи было осуществлено 28.09.2015, а снятие его с учета произошло в апреле 2021 года, то есть за пределами пятилетнего срока. Полагает, что он имеет право на получение единовременной социальной выплаты.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что ответчиками несвоевременно рассмотрен вопрос о постановке его и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты. Также считает, что в связи с отчуждением в 2015 году членами его семьи принадлежащего им жилого помещения он не должен был быть снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, поскольку с момента отчуждения прошло более 5 лет, в данном случае должна была быть изменена его очередность, однако данному обстоятельству судом не дана оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Как следует из пункта 11 вышеуказанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец [СКРЫТО] В.И. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
06 марта 2014 года [СКРЫТО] В.И. обратился к директору ФСИН России с заявлением (рапортом) о принятии его на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе: супруги ФИО15., сына ФИО11, <дата> года рождения и сына ФИО5, <дата> года рождения.
Из протокола № 9 от 02.04.2014 следует, что комиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю было принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единой социальной выплаты капитану внутренней службы, инспектору отдела безопасности ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю [СКРЫТО] В.И. на семью в составе четырех человек.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным выпиской из протокола № 60 от 11 августа 2016 года, [СКРЫТО] В.И. поставлен с 06.03.2014 на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека.
14 октября 2020 года [СКРЫТО] В.И. обратился к директору ФСИН России с рапортом, в котором просил внести изменения в его учетное дело на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с изменением жилищных условий, предоставив документы, согласно которым он с 09.04.2015, а члены его семьи с 15.10.2015 зарегистрированы по месту жительства в служебном жилом помещении общей площадью 73,3 кв.м. по адресу: <адрес>.
Также к рапорту [СКРЫТО] В.И. на членов его семьи были представлены выписки из ЕГРН от 23.09.2020, от 25.09.2020 и от 29.09.2020, согласно которым ФИО15., ФИО11, ФИО5 с 31.10.2014 по 28.09.2015 принадлежало на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве жилое помещение общей площадью 61,5 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным выпиской из протокола № 5 от 08 апреля 2021 года, истец был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
Не согласившись с данным решением, [СКРЫТО] В.И. обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 08 апреля 2021 года о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении на ответчиков обязанности поставить на учет для получения указанной социальной выплаты, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли свое объективное подтверждение выводы комиссии о намеренном совершении членами семьи [СКРЫТО] В.И. действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Так, судом правильно установлено, что на дату обращения с заявлением (рапортом) на получение единовременной социальной выплаты истец и члены его семьи проживали по договору социального найма жилого помещения № 273 от 07.12.2010, заключенного между администрацией п.Нижняя Пойма и [СКРЫТО] В.И., в жилом помещении общей площадью 61,5 кв.м. по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма истец и члены его семьи на дату обращения не имели.
На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 20.10.2014 супруга истца - ФИО15. и его дети - ФИО11, ФИО5 в порядке приватизации приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли в праве) жилое помещение общей площадью 61,5 кв.м., состоящее из трех комнат, расположенное по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права собственности ФИО15., ФИО11, ФИО5 на данное жилое помещение была осуществлена <дата>.
Из договора купли-продажи от 14 сентября 2015 года следует, что супруга истца - ФИО15., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО11, ФИО5, продала вышеуказанное жилое помещение ФИО6, ФИО7, ФИО8
Государственная регистрация прекращения права собственности ФИО15, ФИО11, ФИО5 на жилое помещение по адресу: <адрес>, была осуществлена 28.09.2015.
При этом, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и не оспаривалось стороной истца, что [СКРЫТО] В.И. сведения о приобретении членами его семьи в общую долевую собственность по 1/3 доли в праве жилого помещения общей площадью 61,5 кв.м. по адресу: <адрес>, а также о продаже членами его семьи указанного жилого помещения до подачи 14.10.2020 рапорта о внесении изменений в его учетное дело, ответчикам не предоставлялись.
Вместе с тем, в случае предоставления истцом сведений о наличии в собственности членов его семьи жилого помещения площадью 61,5 кв.м., данное обстоятельство свидетельствовало бы об отсутствии у него и его семьи нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, проанализировав представленные по делу доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, исходя из того, что истец при принятии в 2016 году решения о постановке его и членов его семьи на учет на получения единовременной социальной выплаты и вплоть до 14.10.2020 не сообщил о себе необходимые и достоверные сведения, а именно не представил ответчикам документы о нахождении в собственности членов его семьи с 31.10.2014 по 28.09.2015 жилого помещения площадью 61,5 кв.м., достоверно установив, что члены семьи истца, совершив действия по отчуждению жилого помещения площадью 61,5 кв.м., в котором истец и его семья были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв.м., произвели намеренное ухудшение жилищных условий, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что после выявления указанных обстоятельств, у ФСИН России имелись основания для снятия [СКРЫТО] В.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доводы истца о том, что с момента отчуждения его супругой жилого помещения и до принятия решения о снятии его с учета прошло более пяти лет, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения комиссии ФСИН России, а также не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку именно на истце лежала обязанность по предоставлению сведений, дающих право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, и предоставив своевременно сведения об отчуждении принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений, [СКРЫТО] В.И. имел возможность обратиться с заявлением о постановке на соответствующий учет по истечении срока, установленного частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. Решение о снятии истца с учета было принято комиссией в связи с актуализацией сведений и именно в связи с действиями самих членов семьи истца по регистрации права собственности и последующему отчуждению принадлежащего им жилого помещения, о котором ответчикам стало известно только в 2020 году.
Учитывая, что на момент принятия в 2016 году решения о постановке [СКРЫТО] В.И. и членов его семьи на учет с 06.03.2014 для получения единовременной социальной выплаты ответчикам сведения о наличии в собственности членов его семьи с 31.10.2014 по 28.09.2015 объекта недвижимости не были и не могли быть известны, при этом, [СКРЫТО] В.И. на протяжении более пяти лет с момента приватизации членами его семьи и отчуждения ими жилого помещения о данных обстоятельствах ответчикам не сообщал, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда о том, что в данном случае в действиях истца усматривается злоупотребление правом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований [СКРЫТО] В.И. к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 08.04.2021 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии его с учета на получение указанной социальной выплаты, возложении обязанности поставить истца и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что снятие [СКРЫТО] В.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не лишает его права вновь встать на данный учет при соблюдении порядка, предусмотренного действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что комиссией ФСИН России нарушен трехмесячный срок рассмотрения поданных им 06.03.2014 документов на получение единовременной выплаты, так как они были рассмотрены лишь 11.08.2016, то есть спустя два года, судебной коллегией во внимание для отмены решения суда не принимаются, поскольку данные доводы правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют и о незаконности решения комиссии ФСИН России от 08 апреля 2021 года о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не свидетельствуют.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в связи с отчуждением в 2015 году членами его семьи принадлежащего им жилого помещения он не должен был быть снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, поскольку с момента отчуждения прошло более 5 лет, в данном случае должна была быть изменена его очередность, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, направлены на их переоценку, к чему оснований не усматривается, и не содержат фактов и обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Ашихмина Е.Ю.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2022.