Дело № 33-8817/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Красноярский краевой суд (Красноярский край)
Дата поступления 13.07.2022
Дата решения 15.08.2022
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Килина Елена Александровна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID 71f58753-53b7-306b-8111-68557df0a1b2
Стороны по делу
Истец
********** **************** ** ************* ****
Ответчик
*** "*** "********** ******"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Кулага С.В. 84RS0001-01-2021-000384-75

Дело № 33-8817/2022

2.211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Русанова Р.А.,

судей: Гришиной В.Г., Килиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Килиной Е.А. гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ПАО «ГМК «Норильский никель» об обязании устранить нарушение требований санитарного законодательства,

по апелляционной жалобе представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Н.Э.В.

на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 6 мая 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ПАО «ГМК «Норильский никель» о соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать в полном объеме»,

УСТАНОВИЛА:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось к ПАО «ГМК «Норильский никель» с требованием о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства, ссылаясь на то что с 13 по <дата> в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю поступила информация ФГБУ «Среднесибирское УГМС» о регистрации на постах Таймырского ЦГМС в жилой зоне Центрального района г. Норильска в период с <дата> по <дата> случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в г. Норильске Красноярского края по показателям «сероводород» и «диоксид серы» в разное время суток. Регистрация превышений гигиенических нормативов по сероводороду и диоксиду серы отмечается преимущественно при направлении ветра с металлургических предприятий ПАО «ГМК «Норильский никель» - Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода. Технологические нормативы для объектов ответчика комплексным экологическим разрешением (КЭР) не устанавливались. Вместе с тем, порядок работы подразделений ответчика в период неблагоприятных метеорологических условий, не предусматривает выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ по сероводороду, а также при регистрации загрязнения атмосферного воздуха менее 3,0 ПДК по диоксиду серы, что является нарушением п.1, п.2, п.4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 67, 70, 71, 73 СанПин2.1.3684-21. Кроме того, Общество не осуществляет контроль над содержанием сероводорода в воздухе жилой зоны в периоды НМУ, соответственно и мероприятия по снижению данного загрязняющего вещества, не предусмотрены и не осуществляются. Просило суд обязать ответчика в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушение требований ст.11, ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 67, 70, 71, 72, 73 СанПин2.1.3684-21, а именно:

- в период метеорологических условий, способствующих формированию уровня загрязнения в приземном слое атмосферного воздуха жилой зоны районов МО г. Норильск, превышающего гигиенические нормативы, обеспечить выполнение мониторинга загрязнения жилой зоны сероводородом под дымовыми (газовыми) факелами Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода с целью выявления наибольших концентраций примесей, включив указание о необходимости данного контроля в программу производственного контроля ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель»;

- разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в том числе диоксида серы и сероводорода, в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» при регистрации загрязнений более одного ПДК на жилой зоне, утвердить руководителем или его заместителем ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», согласовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление экологического надзора;

- разработать и утвердить план санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней химического воздействия до гигиенических нормативов и обеспечить его выполнение в отношении источников химического воздействия на среду обитания человека, создающих с учетом фона превышение гигиенических нормативов загрязняющих веществ на границе санитарно – защитных зон металлургических предприятий ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода и в жилой зоне г. Норильска.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Н.Э.В., просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Выражает несогласие с выводами суда фактическим обстоятельствам дела, ссылается на то, что суд надлежащим образом не исследовал представленные в обоснование заявленных требований доказательства, а также позицию сторон. Представленная ответчиком Программа производственного контроля атмосферного воздуха от <дата> не содержит указаний, что исследования необходимо проводить с учетом направления и силы ветра, не содержит указания на необходимость соблюдения п.2.1, п.2.2 СП 1.1.1058-01 (о целях производственного контроля), на необходимость отбирать пробы атмосферного воздуха в жилой зоне при определённом направлении ветра. Тот факт что в настоящее время ФГБУ «Среднесибирское УГМС» на территории г. Норильска не исполняет свои функции по информированию о НМУ, не препятствует ответчику осуществлять мероприятия по снижению выбросов при НМУ, данная информация в настоящее время предоставляется Таймырским ЦГМС. Приказы Минприроды и не содержат запрета на проведение мероприятий при регистрации загрязнения атмосферного воздуха менее 3ПДК при НМУ. При этом, подмена санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха имеющейся у ответчика Программой – не допустимо. Комплексное экологическое разрешение не содержит технологических нормативов для сероводорода для объектов предприятий заявителя. Также указывает, что суд необоснованно положил в основу решения суда заключение судебной экспертизы, выполненной ФГБУ «ГосНИИЭНП», поскольку данная экспертная организация не была наделена правом проведения экспертных оценок в части достоверности результатов измерений загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно ее Уставу, а была способна лишь проанализировать документацию и сделать какие-либо предположения. Экспертиза провела лишь анализ документации и набор предположений, тогда как сам перечень вопросов, поставленных на разрешение экспертов, предполагал непосредственное исследование не только технической документации, но и самого прибора учета и его эксплуатации.

Представитель ответчика ПАО «ГМК «Норильский никель» З.М.Ю. направил в суд возражения на апелляционную жалобу, в которых полагал решение суда законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежащим. Все мероприятия по контролю за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ответчик проводит согласно утвержденной Программе производственного контроля путем лабораторных исследований с учетом метеорологических параметров на границе санитарно-защитной зоны и в жилой зоне. По смыслу приказа Минприроды России от <дата> сероводород не относится к веществам подлежащим регулированию при НМУ. Данные о превышении концентрации по сероводороду, полученные с автоматических постов Таймырского ЦГМС, нельзя принимать во внимание, так как газоанализаторы с этих постов являются новыми, их результаты не корректны, что отражено в экспертном заключении. В периоды НМУ ответчик действует в строгом соответствии с разработанными для заполярного филиала мероприятиями. Действующее законодательство не содержит требований о реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ при превышении 1 ПДК, а связывает возникновение обязанности по реализации мероприятий по НМУ с получением прогноза Гидромета, содержащего информацию о степени опасности НМУ. В настоящее время на территории г. Норильска не осуществляется прогнозирование НМУ, что подтверждается решением Норильского городского суда . В связи с этим, ответчик реализует мероприятия при НМУ только по диоксиду серы и при превышении его концентрации свыше 3ПДК, как предусмотрено утвержденным перечнем мероприятий при НМУ. Ответчик относится к субъектам, которым в связи с невозможностью соблюдения нормативов допустимых выбросов и технологических нормативов разрешается выбрасывать загрязняющие вещества в повышенном объеме, что подтверждается комплексным экологическим разрешением. Такой выброс разрешен на период реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых в соответствии с утвержденной Программой повышения экологической эффективности. Сероводород не входит в перечень веществ, подлежащих регулированию при НМУ. Обязанность по разработке санитарно-противоэпидемических мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух у ответчика отсутствует в связи с наличием комплексного экологического разрешения и программы повышения экологической эффективности. Просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца – без удовлетворения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца К.Е.Ю. и представителя третьего лица Б.Е.И., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчика Г.И.Б., С.Т.А., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Статья 20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (ч.1).

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (ч.2).

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч.3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПин 2.1.3684-21), устанавливающие специальные правила осуществления производственного контроля по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству атмосферного воздуха.

Пунктом 66 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

Согласно п.70 СанПин 2.1.3684-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе:

в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ);

на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ).

Как следует из п.71 СанПин 2.1.3684-21 эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены технологические нормативы.

В силу п.73 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:

в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.

При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, два предприятия Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» - Надежденский металлургический завод им. Б.И. Колесникова и Медный завод – осуществляют свою деятельность в непосредственной близости с жилыми зонами МО г. Норильск.

В период с <дата> по <дата> автоматическими постами наблюдений Таймырского ЦГМС ФГБУ «Среднесибирское УГМС» в жилой зоне г. Норильска (<адрес>), где географически располагались промышленные площадки Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода, были зафиксированы превышения ПДК по показателям «сероводород» и «диоксид серы» (максимальное значение по сероводороду 1,975 мг/м3 (246,9ПДКмр), по диоксиду серы 11,982мг/м3 (23,96 ПДКмр)), квалифицированные как «высокое» и «экстремально высокое» загрязнение атмосферного воздуха.

Согласно заключению судебной экспертизы, выполненной ФГБУ «ГосНИИЭНП», представленные в материалы дела результаты измерений загрязняющих веществ сероводорода и диоксида серы в период с <дата> по <дата>, произведенные с применением газоанализатора «Serinus55» являются недостоверными из-за больших отклонений значений за короткий промежуток времени. Результаты измерений, выполненные в точке контроля маршрутного пункта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (передвижного поста) с применением газоанализатора СВ-320-А1, показывающие нестабильность и большое расхождение результатов, отсутствие одновременных показаний на следующих точках контроля по направлению возможного распространения загрязнения атмосферного воздуха, свидетельствуют о локальном загрязнении в месте контроля или ложном срабатывании средства измерения.

Данное экспертное заключение было принято судом в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства отсутствия в атмосферном воздухе жилой зоны г. Норильска превышения допустимой концентрации сероводорода, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению дополнительного мониторинга сероводорода, в том числе в периоды НМУ.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции. Экспертное заключение было составлено по письменным материалам дела, газоанализаторы экспертами не осматривались, соответствующие измерения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе жилой зоны г. Норильска не производились. Частично не корректное, по мнению эксперта, ведение эксплуатационной документации на газоанализаторы не свидетельствует об их технической неисправности и недостоверности результатов измерений.

Помимо результатов газоанализаторов, превышение расчетных максимальных приземных концентраций по диоксиду серы и сероводороду подтверждается иными материалами дела, в частности расчетами ООО «Институт Гипроникель» (до 23,86 ПДК и до 1,27 ПДК соответственно).

Кроме того, согласно пояснениям представителя третьего лица ФГБУ «Среднесибирское УГМС» в суде апелляционной инстанции, а также представленным им новым доказательствам, которые приняты судебной коллегией как имеющие юридическое значение для настоящего дела, газоанализаторы «Serinus55» и «Serinus50» с <дата> по <дата> эксплуатировались в тестовом режиме, техническое обслуживание осуществлялось в соответствии с руководством по эксплуатации, которым проверка точности скруббера предусмотрена не была. <дата> от эксклюзивного представителя компании-производителя газоанализаторов ООО «Аналит Комплект» в Росгодромет поступило руководство по эксплуатации, дополненное п.6.3.7 о проверке скруббера SO2. В период со <дата> по <дата> была выполнена калибровка газоанализаторов «Serinus55» и «Serinus50», установленных на постах г. Норильска, <дата> составлен акт проверки скруббера , выявлено, что эксплуатация оборудования осуществляется в соответствии с требованиями технической документации. <дата> подписан акт ввода в эксплуатацию пунктов наблюдения за загрязнением , , г. Норильска. <дата> в рамках сервисного обслуживания газоанализаторов вновь была проведена проверка скруббера, выполнена замена внутренних фильтров. <дата> выдано заключение о том, что показания приборов не превышают установленные погрешности и являются достоверными, следовательно предыдущая калибровка проведена правильно. Уровень жидкости в ёмкости прибора контролируется согласно руководству по эксплуатации, что подтверждается соответствующим журналом.

Согласно данным непрерывных наблюдений, зафиксированным на стационарных постах государственной наблюдательной сети ФГБУ «Среднесибирское УГМС», в атмосферном воздухе Центрального района г. Норильска за период с <дата> по <дата> систематически фиксируется концентрация сероводорода многократно превышающая гигиенический норматив 1 ПДК.

Таким образом, судебная коллегия полагает установленным факт того, что в атмосферном воздухе жилой зоны г. Норильска под дымовыми (газовыми) факелами Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода имеет место быть превышение уровня содержания сероводорода, установленного п.70 СанПин <дата>-21.

Доводы ответчика о том, что требования истца о возложении дополнительных обязанностей по мониторингу не обоснованы, так как ответчик проводит мониторинг содержания сероводорода и диоксида серы в атмосферном воздухе в рамках согласованной с Роспотребнадзором программы производственного контроля, которая не предусматривает требований по дополнительному мониторингу сероводорода в период НМУ, судебной коллегий отклоняются.

Программой производственного контроля атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий металлургического производства ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», утвержденной <дата> заместителем руководителя ГМД ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» и согласованной заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю по г. Норильску <дата> (т.3 л.д.83-89) предусмотрено осуществление производственного контроля за соблюдением режима санитарно-защитных зон ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Объектами производственного контроля является качество атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон предприятий металлургического производства ЗФ Никелевый и Медный заводы, в точках, установленных по согласованию с Роспотребнадзором по г. Норильску. Пункт 2.4 регламентирует порядок проведения наблюдений, а именно на границе санитарно-защитной зоны. Как следует из таблицы 1 п. 2.4.1 в программу производственного контроля включены загрязняющие вещества «сероводород», «сера диоксид», учитываются такие метеопараметры как температура, барометрическое давление, влажность, направление ветра, скорость ветра.

Исковые требования основаны на требованиях санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно вышеуказанных пунктах СанПин 2.1.3684-21. Данные санитарные правила и нормы введены в действие с <дата> и являются обязательными для исполнения всеми хозяйствующими субъектами.

По делу установлено, что ответчик (хозяйствующий субъект) эксплуатирует предприятия, которые негативно воздействуют на среду обитания человека, а именно создают превышение гигиенического норматива предельно допустимой концентрации сероводорода в атмосферном воздухе в жилой зоне г. Норильска (п.70 СанПин 2.1.3684-21). Программа производственного контроля разработана в 2006 году для мониторинга качества атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон предприятий металлургического производства ЗФ (Никелевый и Медный заводы). В настоящее время, с <дата>, Главным санитарным врачом РФ в СанПин 2.1.3684-21 установлен гигиенический норматив содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе жилых зон, превышение которого не допускается. В целях соблюдения данных гигиенических нормативов на хозяйствующие субъекты возложена обязанность осуществлять соответствующий производственный контроль с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды (п.73 СанПин 2.1.3684-21). Однако, программа производственного контроля атмосферного воздуха от <дата> не предусматривает мониторинга загрязнений предприятиями ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» атмосферного воздуха в подфакельной жилой зоне г. Норильска в целях подтверждения соблюдения гигиенического норматива по сероводороду не более 1 ПДК, в том числе при формировании неблагоприятного направления ветра.

Ссылка стороны ответчика на отсутствие обязанности осуществлять контроль за содержанием сероводорода при НМУ, так как данное вещество не включено в перечень загрязняющих веществ, подлежащих дополнительному регулированию при НМУ, разработанный на основании требований законодательства об охране окружающей среды (Приказ Минприроды России от <дата> , Приказ Минприроды от <дата> ), судебной коллегией признается необоснованной, выводы суда первой инстанции, согласившегося с данной позицией, ошибочны.

Исковые требования основаны на установленных и обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами требованиях санитарно-эпидемиологического законодательства (СанПин 2.1.3684-21), которыми установлена обязанность осуществлять производственный контроль в целях соблюдения установленных данным СанПин гигиенических нормативов и с учетом метеорологических характеристик окружающей среды. Регистрация превышений гигиенических нормативов по сероводороду и диоксиду серы отмечалась преимущественно при направлении ветра с промышленных площадок металлургических предприятий ЗФ «ГМК «Норильский никель», следовательно истцом обоснованно заявлены требования о необходимости мониторинга загрязнения жилой зоны сероводородом под дымовыми факелами Надежденского и Медного заводов в период метеорологических условий, способствующих превышению гигиенического норматива, то есть в период неблагоприятных метеоусловий.

Надлежащие исполнение ответчиком требований в области охраны окружающей среды не освобождает его от обязанности соблюдать требования, установленные СанПин 2.1.3684-21 относительно среды обитания человека, жилой зоны. Также действующее законодательство не предусматривает запрета на доработку, внесение изменений и пр. в Программу производственного контроля атмосферного воздуха в связи с установлением новых требований к деятельности хозяйствующих субъектов или изменением характеристик факторов вредного воздействия на среду обитания человека.

Деятельность предприятий ответчика является источником загрязнения атмосферного воздуха в жилой зоне г. Норильска сероводородом и диоксидом серы, уровень содержания которых превышает гигиенический норматив 1 ПДК на границе санитарно-защитной зоны и на объектах жилой зоны. В силу п.71 СанПин 2.1.3684-21, такая деятельность допускается при условии разработки и реализации мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до установленного ПДК на границе санитарно-защитной зоны и на объектах жилой зоны.

Вопреки указанному требованию СанПин 2.1.3684-21, такие мероприятия по диоксиду серы и сероводороду ответчиком не разработаны и не реализуются.

При этом, исковые требования в части возложения на ответчика обязанностей разработать мероприятия, направленные на снижение выбросов диоксида серы в атмосферный воздух до 1 ПДК удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

Согласно абз.2 п.71 СанПин 2.1.3684-21 требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены технологические нормативы.

Согласно ст.31.1 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (п.1). Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения (п.11).

Программа повышения экологической эффективности ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» (I категория, код объекта НВОС ), утверждена директором заполярного филиала и первым вице-президентом ПАО «ГМК «Норильский никель» <дата> (т.4 л.д.58-75). Указанной программой предусмотрен перечень мероприятий, направленных на поэтапное достижение технологических нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1 и 2 класса опасности), для снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в жилых зонах г. Норильска на металлургических заводах ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель». Программой предусмотрены сроки, показатели снижения выбросов по различным загрязняющим веществам, за исключением сероводорода (т.4 л.д.58-75).

<дата> Заполярному филиалу ПАО «ГМК «Норильский никель» (Надежденский металлургический завод им. Б.И. Колесникова и Медный завод) было выдано Комплексное экологическое разрешение (т.8 л.д.115-162). Данным разрешением, помимо прочих загрязняющих веществ, установлены технологические нормативы для диоксида серы, в отношении сероводорода технологические нормативы не установлены.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает законных оснований для возложения на ответчика обязанностей по разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК в отношении загрязняющих веществ (в частности диоксида серы), по которым комплексным экологическим разрешением установлены технологические нормативы.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик допускает неисполнение обязательных требований СанПин 2.1.3684-21 к обеспечению качества атмосферного воздуха в жилых зонах г. Норильска.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и полагает необходимым на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ отменить решение суда первой инстанции в полном объеме, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права и принять новое решение, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ПАО «ГМК «Норильский никель» о соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично, возложив на ПАО «ГМК «Норильский никель» следующие обязанности:

- в период метеорологических условий, способствующих формированию уровня загрязнения в приземном слое атмосферного воздуха жилой зоны районов МО г. Норильск, превышающего гигиенические нормативы, обеспечить выполнение мониторинга загрязнения жилой зоны сероводородом под дымовыми (газовыми) факелами Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода с целью выявления наибольших концентраций примесей, включив указание о необходимости данного контроля в программу производственного контроля ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель»;

- разработать для ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» мероприятия, направленные на снижение выбросов сероводорода в атмосферный воздух до 1 ПДК в периоды неблагоприятных метеорологических условий при регистрации загрязнений более одного ПДК в жилой зоне, утвердить данные мероприятия руководителем или его заместителем ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», направить для согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление экологического надзора;

- разработать и утвердить план санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней химического воздействия до гигиенических нормативов и обеспечить его выполнение в отношении источников химического воздействия на среду обитания человека, создающих с учетом фона превышение гигиенических нормативов загрязняющих веществ (за исключением выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением установлены технологические нормативы) на границе санитарно-защитных зон металлургических предприятий ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода и в жилой зоне г. Норильск.

С учетом разумности, объема возложенных обязанностей, соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения требований СанПин 2.1.3684-21 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 6 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ПАО «ГМК «Норильский никель» о соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Возложить на ПАО «ГМК «Норильский никель» обязанности в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

- в период метеорологических условий, способствующих формированию уровня загрязнения в приземном слое атмосферного воздуха жилой зоны районов МО г. Норильск, превышающего гигиенические нормативы, обеспечить выполнение мониторинга загрязнения жилой зоны сероводородом под дымовыми (газовыми) факелами Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода с целью выявления наибольших концентраций примесей, включив указание о необходимости данного контроля в программу производственного контроля ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель»;

- разработать для ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» мероприятия, направленные на снижение выбросов сероводорода в атмосферный воздух до 1 ПДК в периоды неблагоприятных метеорологических условий при регистрации загрязнений более одного ПДК в жилой зоне, утвердить данные мероприятия руководителем или его заместителем ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», направить для согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление экологического надзора;

- разработать и утвердить план санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней химического воздействия до гигиенических нормативов и обеспечить его выполнение в отношении источников химического воздействия на среду обитания человека, создающих с учетом фона превышение гигиенических нормативов загрязняющих веществ (за исключением выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением установлены технологические нормативы) на границе санитарно-защитных зон металлургических предприятий ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Надежденского металлургического завода им. Б.И. Колесникова и Медного завода и в жилой зоне г. Норильск.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ПАО «ГМК «Норильский никель» – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Красноярский краевой суд (Красноярский край) на 13.07.2022:
Дело № М-410/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Славкин Михаил Михайлович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8804/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Петрушина Лилия Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8819/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чернова Татьяна Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-8837/2022, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Данцева Татьяна Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-8800/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тихонова Юлия Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8794/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Медведев Игорь Геннадьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8807/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Медведев Игорь Геннадьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-8791/2022, апелляция
  • Дата решения: 25.07.2022
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Парфеня Татьяна Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-636/2022 ~ М-410/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Славкин Михаил Михайлович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-8832/2022, апелляция
  • Дата решения: 26.07.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Штей Николай Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7р-1286/2022, апелляция
  • Дата решения: 27.07.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лазовский Сергей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7п-659/2022, апелляция
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лазовский Сергей Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7р-1287/2022, апелляция
  • Дата решения: 27.07.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ерофеев Андрей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7п-658/2022, апелляция
  • Дата решения: 27.07.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лазовский Сергей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-6066/2022, апелляция
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крынин Евгений Дмитриевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-6067/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-6069/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ефименко Полина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-6085/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шарабаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-6064/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кемаева Нонна Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6087/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Верхотуров Игорь Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-6065/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левченко Лариса Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6063/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крынин Евгений Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6076/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абрамова Наталья Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6086/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абрамова Наталья Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ