Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.05.2018 |
Дата решения | 04.06.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | e20f9979-a506-3b96-b034-9cc57a58b8c7 |
Судья Кобец А.В. Дело 33а-7250/2018
А-2.200
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Корниенко А.Н.
при секретаре Копейкиной Т.В.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе [СКРЫТО] Красноярского края Андреевой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Дудинка Красноярского края о наложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Дудинки Красноярского края по доверенности Сухарь Н.А.
на решение Дудинского [СКРЫТО] суда Красноярского края от 12 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию г. Дудинка Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта – 690 24’42.20, долгота – 860 12’02.74, по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий [СКРЫТО], г. Дудинка, [СКРЫТО] Северной объездной дороги и кладбища, площадью 154 кв.м. (11м х 14м), путем организации сбора и вывоза твердых бытовых строительных и иных отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством».
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края при осуществлении надзора установлено, что на земельном участке с географическими координатами: широта – 690 24’42.20, долгота – 860 12’02.74, по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий [СКРЫТО], г. Дудинка, [СКРЫТО] Северной объездной дороги и кладбища размещена несанкционированная свалка, площадью 154 кв.м. Прокурор просил обязать администрацию г. Дудинки Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых строительных и иных отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Дудинки Красноярского края по доверенности Сухарь Н.А. просила отменить решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, также не учтено, что к вопросам местного значения относится сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а не бытовых.
Заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе [СКРЫТО] Красноярского края Андрееву А.Г., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда изменению не подлежит.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.06.2015), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального [СКРЫТО] в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального [СКРЫТО], при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального [СКРЫТО].
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отход����������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Организация переработки и утилизации бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", ч. 2 ст. 7 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", и подпунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном названным Федеральным Законом.
На основании п. 45 Решения Городского Собрания г. Дудинки [СКРЫТО] Долгано-Ненецкого муниципального [СКРЫТО] Красноярского края от 14.07.2008 № 07-0373 (ред. от 17.06.2016) «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Дудинка», на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Запрещается сорить на территории муниципального образования, бросать мусор, окурки, иные отходы, в том числе выбрасывать их из окон зданий, транспортных средств. Физические и юридические лица несут ответственность за соблюдение чистоты независимо от наличия или отсутствия на конкретной территории специальных емкостей для складирования мусора. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, несут установленную законодательством ответственность, а также обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. Администрация города принимает меры по установлению лиц, допустивших несанкционированное размещение отходов, обеспечивает возмещение этими лицами ущерба, убытков, в том числе в судебном порядке.
Согласно п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам осмотров, произведенных помощником прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края совместно с представителем администрации г. Дудинки Красноярского края 22 сентября 2017 года, на земельном участке, с географическими координатами: широта – 690 24’42.20, долгота – 860 12’02.74, по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий [СКРЫТО], г. Дудинка, [СКРЫТО] Северной объездной дороги и кладбища, размещается свалка, которая, судя по фототаблице, состоит из остатков строительных конструкций, бытового мусора (бутылок, банок, пакетов и т.п.). Размер свалки составляет 154 кв.м. (11м. х 14м.).
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией заместителя главы города Дудинка от 25.09.2017 года о том, что данный земельный участок в аренду не предоставлялся, ситуационным планом №6, фототаблицей.
Свалка является стихийной.
Удовлетворяя требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации г. Дудинки Красноярского края имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, поскольку свалка расположена на земельном участке, который находится в собственности данного муниципального образования.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, а не бытовых, как основание к отмене решения суда, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из предоставленной в дело фототаблицы(л.д.8-11) видно, что данная свалка образована преимущественно из твердых коммунальных отходов.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, полно и правильно установил обстоятельства, имеющие правовое значение, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, постановив законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского [СКРЫТО] суда Красноярского края от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: