Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.05.2019 |
Дата решения | 22.05.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Елисеева Анджела Леонидовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8122f6fe-683f-326d-a321-4b9b033dbd38 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Бацунин Е.Г. № 33-7202/2019
А-206г
22 мая 2019 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.,
при секретаре Баранове Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Красноярска –
Углова А.А.
по апелляционной жалобе представителя МБОДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»-Машуковой Ю.В.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20.02.2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 30.04.2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению № 263, главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 263 и администрацию г.Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в помещении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 263, расположенного по адресу: г.Красноярск, пер.Медицинский, 25А, а именно: обеспечить помещения групповых ячеек согласно технического паспорта: помещение 2 комнаты: 12, 13, 16, 21, 23, 24, 48, 51, 53, 55; помещение 1 комнаты: 15, 42, 45, 46 вторыми эвакуационными выходами; обеспечить ширину дверного проема между приемным помещением и коридором, ведущем в игровое и спальное помещение группы на первом этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 2 комнаты 19, 17, 16); между приемным помещением и коридором, ведущим в игровое и спальное помещение группы на втором этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 1 комнаты 45, 39, 42) не менее 1,2 метра.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению № 263 (далее по тексту – [СКРЫТО] № 263), Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в помещении [СКРЫТО] № 263, расположенного по адресу: г.Красноярск, пер.Медицинский, 25А, а именно: обеспечить помещения групповых ячеек согласно технического паспорта: помещение 2 комнаты: 12, 13, 16, 21, 23, 24, 48, 51, 53, 55; помещение 1 комнаты: 15, 42, 45, 46 вторыми эвакуационными выходами; обеспечить ширину дверного проема между приемным помещением и коридором, ведущем в игровое и спальное помещение группы на первом этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 2 комнаты 19, 17, 16); между приемным помещением и коридором, ведущим в игровое и спальное помещение группы на втором этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 1 комнаты 45, 39, 42) не менее 1,2 метра.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки в [СКРЫТО] № 263 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные выше. Поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности не позволяют обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре и создают условия для наступления тяжелых последствий в случае возникновения пожара, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд с вышеназванными требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Красноярска –
Углов А.А. (по доверенности от 17.11.2017 года) просит отменить решение суда в части требований к Администрации г. Красноярска, ссылаясь на то, что [СКРЫТО] «Детский сад № 263 комбинированного вида» является юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности. Главным распорядителем денежных средств [СКРЫТО] является Главное управление образования администрации г. Красноярска, следовательно, администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе заведующая [СКРЫТО] «Детский сад № 263 комбинированного вида»- Машукова Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что собственником имущества [СКРЫТО] является муниципальное образование г. Красноярк, функции по управлению имуществом [СКРЫТО] возложены на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. При разрешении заявленных требований судом не принято во внимание, что [СКРЫТО] фактически реализованы мероприятия по обеспечению безопасных условий функционирования здания [СКРЫТО]. При этом, судом не было учтено, что требования технического регламента о пожарной безопасности не распространяются на здания, возведённые в соответствии с ранее действующими нормами противопожарной безопасности. При удовлетворении исковых требований к двум ответчикам, суд не указал в какой доле подлежит исполнению обжалуемое решение суда каждым из ответчиков.
В возражениях на апелляционные жалобы заместитель прокурора Свердловского района г. Красноярска - Курочкин Г.В. просит решение оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствии сторон: представителей Главного управлению образования администрации
г. Красноярска, Администрации г. Красноярска, 3-го лица: представителя Министерства образования Красноярского края надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав и.о. заведующей [СКРЫТО] «Детский сад № 263 комбинированного вида»- Алданину И.Ю. (на основании приказа от 15.04.2019 года), поддержавшую доводы жалобы, возражения прокурора Смирновой Я.Е. полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарным риском статьей 2 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" признается мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Согласно положениям статьи 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Свердловского района г. Красноярска совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску в ноябре 2017 года была проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в отношении [СКРЫТО] № 263.
В ходе проведения проверки Государственным инспектором по пожарному надзору в период 15.11.2017 года, 21.11.2017 года в отношении [СКРЫТО] № 263 выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно: отсутствие вторых эвакуационных выходов из групповых ячеек согласно технического паспорта помещение 2 комнаты: 12, 13, 16, 21, 23, 24, 48, 51, 53, 55, помещение 1 комнаты: 15, 42, 45, 46, а также несоответствие ширины дверного проема между приемным помещением и коридором, ведущим в игровое и спальное помещение группы на первом этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 2 комнаты 19,17, 16); между приемным помещением и коридором, ведущим в игровое и сальное помещения группы на втором этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 1 комнаты 45, 39, 42), что является нарушением требований ст.ст. 1, 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.12, 5.2.14 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
В целях устранения выявленных нарушений надзорным органом выдано предписание № 1519/1/1-7 от 21.11.2017 года, содержащее требование [СКРЫТО] № 263 устранить недостатки в срок до 01.09.2018 года.
[СКРЫТО] Детский сад № 263 не исполнены требования вышеназванного предписания № 1519/1/1-7 в досудебном порядке.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выявленные в [СКРЫТО] Детский сад № 263 нарушения пожарной безопасности не позволяют обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре и создают условия для наступления тяжелых последствий в случае возникновения пожара; при этом ответчиками не представлено доказательств устранения всех выявленных в [СКРЫТО] Детский сад № 263 нарушений по предписанию № 1519/1/1-7 от 21.11.2017 года.
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности возложена как на руководителя муниципального учреждения (собственника имущества), так и лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом данного муниципального учреждения.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку несоблюдение норм законодательства о пожарной безопасности нарушает права не только воспитанников, их родителей, работников дошкольного учреждения, но и права неопределенного круга лиц, создает угрозу нарушения таких прав.
Доводы жалобы [СКРЫТО] «Детский сад № 263» о том, что образовательное учреждение исполняет предписание органа государственного пожарного надзора, не могут послужить основанием для отмены правильного по существу судебного решения, поскольку предписания отдела надзорной деятельности по г. Красноярску подлежат исполнению в полном объеме. Доказательств выполнения предписания в полном объеме в материалы дела ответчиками не представлено.
Не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы [СКРЫТО] «Детский сад № 263» о том, что здание [СКРЫТО] Детский сад № 263 было введено в эксплуатацию в 1969 году, как соответствующее всем требованиям, в том числе требованиям пожарной безопасности, поскольку предписания ОНД по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю вынесены в целях соблюдения мер противопожарной безопасности в детском учреждении, являющееся наиболее социально-значимым, в данном учреждении длительное время пребывают малолетние дети, требующие в силу возраста наиболее действенных мер защиты по всем направлениям, в том числе, в части соблюдения мер противопожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Красноярска о том, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, поскольку [СКРЫТО] Детский сад № 263 несет самостоятельную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, Главное управлению образования администрации г. Красноярска является главным распорядителем бюджетным средств выделяемых для [СКРЫТО], судебной коллегией отклоняется исходя из следующего.
[СКРЫТО] Детский сад № 263 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
В силу положением ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал на то, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на администрации г. Красноярска, в том числе и как учредителе [СКРЫТО] Детский сад № 263.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20.02.2019 года, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Администрации
г. Красноярска- Углова А.А., администрации МБОДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей- Машуковой Ю.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть
Судья: Бацунин Е.Г. № 33-7202/2019
А-206г
22 мая 2019 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.,
при секретаре Баранове Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Красноярска –
Углова А.А.
по апелляционной жалобе представителя МБОДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»-Машуковой Ю.В.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20.02.2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 30.04.2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению № 263, главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 263 и администрацию г.Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в помещении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 263, расположенного по адресу: г.Красноярск, пер.Медицинский, 25А, а именно: обеспечить помещения групповых ячеек согласно технического паспорта: помещение 2 комнаты: 12, 13, 16, 21, 23, 24, 48, 51, 53, 55; помещение 1 комнаты: 15, 42, 45, 46 вторыми эвакуационными выходами; обеспечить ширину дверного проема между приемным помещением и коридором, ведущем в игровое и спальное помещение группы на первом этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 2 комнаты 19, 17, 16); между приемным помещением и коридором, ведущим в игровое и спальное помещение группы на втором этаже в правом крыле от центрального эвакуационного выхода (помещение 1 комнаты 45, 39, 42) не менее 1,2 метра.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20.02.2019 года, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Администрации
г. Красноярска- Углова А.А., администрации МБОДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей- Машуковой Ю.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: