Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 20.05.2021 |
Дата решения | 02.06.2021 |
Категория дела | в иных случаях об оплате труда |
Судья | Белякова (Ломова) Наталия Витальевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 00e6a48d-e9df-39e6-b61a-67e862bf3890 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Хованская Н.А. Дело № 33-7179/2021
УИД 24RS0048-01-2021-001454-45
А-2.048г
02 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Прилуцкой Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Красноярского транспортного [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Красноярской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации неиспользованного отпуска
по апелляционной жалобе представителя Красноярской таможни – Саргиной Е.В.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского транспортного [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации неиспользованного отпуска удовлетворить.
Взыскать с Красноярской таможни в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] компенсацию при увольнении в размере 6 946,68 рублей, компенсацию неиспользованного отпуска в размере 2 370,8 рублей, а всего взыскать 9 317,48 рублей.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд в интересах [СКРЫТО] Т.В. с требованиями к Красноярской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации неиспользованного отпуска.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в период с 13.09.2002 года по 30.06.2020 года материальный истец состояла на государственной гражданской службе в Тывинской таможне в различных должностях. Приказом от 08.06.2020 года она была освобождена от замещаемой должности и уволена со службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении материальному истцу произведена выплата компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 284224,60 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск (40 календарных дней) в размере 93732 руб.
Прокурор указывает, что при расчете отпускных, компенсации при увольнении в связи с сокращением не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплат.
В этой связи [СКРЫТО] просил суд взыскать с ответчика в пользу [СКРЫТО] Т.В. задолженность по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 6946,66 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2370,86 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Красноярской таможни – Саргина Е.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего и не входят в фонд оплаты труда.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Красноярской таможни – Саргину Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав Красноярского транспортного [СКРЫТО] – Альшевскую Ю.И., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 13 сентября 2002 года материальный истец [СКРЫТО] Т.В. проходила государственную гражданскую службу в Тывинской таможне в различных должностях. Последняя занимаемая [СКРЫТО] Т.В. должность – главный государственный инспектор по защите государственной тайны Тывинской таможни.
На основании приказа Федеральной таможенной службы от 26 декабря 2019 года № 1971 «О реорганизации Тывинской, Хакасской и Красноярской таможни» Тывинская [СКРЫТО] реорганизована с 01 июля 2020 года в форме присоединения к Красноярской таможне.
Приказом Тывинской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 08 июня 2020 года № 45-к [СКРЫТО] Т.В. была уволена с государственной гражданской службы 30 июня 2020 года по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении [СКРЫТО] Т.В. ей произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, причитающейся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ в размере 284224,60 руб., компенсации за неиспользованных 40 календарных дней отпуска за период службы с 13 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 93732 руб.
Приказом Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 07 сентября 2020 года № 244-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления за достижения показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2020 года.
Приказом Красноярской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2020 года № 718-К «О внесении дополнений в приказы», пункт 2 приказа Тывинской таможни от 08 июня 2020 года № 45-К «Об увольнении [СКРЫТО] Т.В.» дополнен подпунктом 2.3., согласно которому приказано выплатить [СКРЫТО] Т.В. единовременное поощрение за II квартал 2020 года в сумме 20840 рублей.
Ссылаясь на то, что при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении, расчете отпускных не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченных при увольнении компенсаций, материальный истец обратилась к Красноярскому транспортному [СКРЫТО], который в ее интересах обратился с иском в суд.
Разрешая требования Красноярского транспортного [СКРЫТО], действующего в интересах [СКРЫТО] Т.В., о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 6946,66 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2370,86 руб., судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении данных требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и за неиспользованный отпуск, в него подлежали включению суммы материального стимулирования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждаются имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562.
Пунктом 2 вышеуказанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона 27 июля 2004 года N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу абз. 1 и 2 пункта 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763, приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2018 № 229-6, от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8, предусматривающее в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные отношения, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом верно установлено, что приказом Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 07 сентября 2020 года № 244-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе, Тывинской таможни на 2 квартал 2020 года.
Как правильно указано судом, издание вышеуказанного приказа свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
При этом судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание ссылки представителя ответчика на приказ Минфина России от 17.10.2007 года № 90н и на письмо Федеральной таможенной службы России от 16.11.2007 года, которые разъясняют, что материальное стимулирование гражданских служащих не подлежит включению при расчете денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении, поскольку, как верно указано судом, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных вышеперечисленными постановлениями Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что выплаченное [СКРЫТО] Т.В. материальное стимулирование должно было учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, неиспользованного отпуска.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу материального истца [СКРЫТО] Т.В. доплаты компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 6946,68 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2370,80 руб.
Расчеты подлежащих взысканию сумм подробно приведены в решении, проверены судебной коллегией, признаются правильными.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что выплаченное [СКРЫТО] Т.В. материальное стимулирование в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным служащим таможенных органов Российской Федерации» относится к единовременному поощрению, которое не входит в систему оплаты труда государственного служащего, является несостоятельной в силу следующего.
Действительно, приказом Федеральной таможенной службы от 30 октября 2006 г. N 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.
Пунктом 9 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений в следующих случаях:
а) при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью "Золотая Звезда" и золотой медалью "Герой Труда Российской Федерации" - в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) при объявлении благодарности - в размере до 1000 рублей;
в) при награждении Почетной грамотой ФТС России - в размере до 2000 рублей;
г) при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России - в размере до 3000 рублей;
д) в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста) - в размере до двух окладов денежного содержания;
е) за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) - в размере до двух окладов денежного содержания.
Вместе с тем, в данном случае начисление стимулирующих выплат производилось работодателем ежеквартально, во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.2018 г. № 229-6, 19.03.2019 г. № 283-14, 17.02.2020 г. № 168-8, предусматривающих в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для оплаты отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание по мотивам, изложенным в решении суда. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Красноярской таможни - Саргиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Прилуцкая Л.А.