Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.04.2019 |
Дата решения | 13.05.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Макурин Владимир Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b4fdcf4-02a5-3881-a0de-047f5db8b339 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Шатрова Р.В. № 33-6708/2019
А-2.209г
13 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Макурина В.М.,
судей Крятова А.Н., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Ермаковой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконными решения, распоряжения, об исключении сведений из ЕГРН, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика [СКРЫТО] И.С. – Капустина Р.А.,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 18 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 26 апреля 2017 года.
Признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска № от 06 декабря 2017 года об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка западнее земельного участка с кадастровым номером №.
Исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 1 362 кв.м.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, на основании заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 11 апреля 2017 года».
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения № от 26 апреля 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, признании незаконными действий, выраженных в утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка, возложении обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером №. Требования мотивировала тем, что она является многодетной матерью, поставлена в очередь на получение земельного участка 22 октября 2010 года. 11 апреля 2017 года она обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка площадью до 1 500 кв.м. в зоне СХ-2 по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером № для ведения дачного хозяйства. 26 апреля 2017 года в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения, в связи с чем сформировать земельный участок не представляется возможным; кроме того, заявителем не представлены документы для включения ее обращения в Книгу учета многодетных граждан, нуждающихся в получении земельного участка. Считает данный отказ незаконным, поскольку Закон о регулировании земельных отношений не возлагает на заявителя обязанность повторно предоставлять документы для включения в Книгу учета многодетных граждан, документы, предусмотренные п. 4 ст. 29.2 Закона о регулировании земельных отношений, были ею ранее предоставлены. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не относится к рекреационной зоне, к зонам с особыми условиями использования территории либо к особо охраняемым территориям, не входит в состав городских лесов и не относится к объектам благоустройства территории города. В период судебного разбирательства по настоящему делу администрацией г. Красноярска вынесено распоряжение от 06 декабря 2017 года №-недв об утверждении другому многодетному гражданину – [СКРЫТО] И.С. схемы расположения спорного земельного участка; 17 января 2018 года спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
С учетом уточненных требований, в которых в качестве ответчиков указаны также [СКРЫТО] И.С., администрация г. Красноярска; истец просил признать незаконными решение ДМИЗО администрации г. Красноярска № от 26 апреля 2017 года, распоряжение администрации г. Красноярска № от 06 декабря 2017 года об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером № площадью 1 362 кв.м., возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить [СКРЫТО] Е.А. схему расположения земельного участка.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 сентября 2018 года суд перешел к рассмотрению требований [СКРЫТО] Е.А. в порядке гражданского судопроизводства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика [СКРЫТО] И.С. – Капустин Р.А. просит решение суда отменить. Указывает, что суд необоснованно перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, поскольку требования Огнеовой Е.А. вытекают из публичных правоотношений, не основаны на равенстве, автономии воли, и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в порядке искового производства. Выражает несогласие с выводами суда о возложении обязанности выдать истцу решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно ранее поданному ей заявлению, так как это нарушает положения ст.29.4 Закона №7-2542 и права иных многодетных семей претендовать на испрашиваемый земельный участок. Истец, как многодетная мать не лишена права получить в собственность иной земельный участок. Не согласен с оценкой суда доказательствам по факту проживания детей с истцом, а также с оценкой письменных пояснений ФИО9 как свидетельских показаний. [СКРЫТО] И.С. по заявлению от 28.11.2016г. был включен в книгу учета многодетных граждан для индивидуального жилищного строительства под №, а по заявлению от 15.03.2017г. – в книгу учета многодетных граждан для ведения садоводства и дачного хозяйства под №. При этом [СКРЫТО] Е.А. была включена только в книгу учета многодетных граждан для индивидуального жилищного строительства. [СКРЫТО] И.С. было выдано распоряжении администрации г.Красноярска от 06.12.2017г. об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на основании решения Октябрьского районного суда г.Красноярска от 15.09.2017г., который был поставлен на кадастровый учет [СКРЫТО] И.С. с кадастровым номером №, он располагается в территориальной зоне объектов садоводства и дачного хозяйства, т.е. он не может быть использован для целей ИЖС и, соответственно, быть предоставлен истцу.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав пояснения представителя ответчика [СКРЫТО] И.С. – Капустина Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца [СКРЫТО] Е.А. – Голенцова Е.В., согласившегося с решением суда, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.
Вопросы предоставления земельных участков на территории Красноярского края многодетным гражданам регулируются Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 (ред. от 26.01.2017 г.) «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон края № 7-2542).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона края № 7-2542 многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ст. 29.1 Закона края № 7-2542 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
В соответствии со ст. 29.4 Закона края № 7-2542 при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 5 ст. 29.4 Закона края № 7-2542 в случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 29.2 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона (документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления), представление иных документов не требуется.
Как следует из материалов дела, административный истец [СКРЫТО] Е.А. является многодетной матерью.
22 января 2010 года [СКРЫТО] Е.А. на основании ее заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства была включена в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка; номер очереди 606.
11 апреля 2017 года [СКРЫТО] Е.А. обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность для ведения дачного хозяйства земельного участка площадью до 1 500 кв.м с местоположением: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, дополнительно указав, что она поставлена в очередь путем внесения в Книгу учета многодетных граждан 22 января 2010 года №.
Ответом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска№ от 26 апреля 2017 года [СКРЫТО] Е.А. отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении ей земельного участка в связи с отсутствием правовых оснований для включения ее обращения в Книгу учета многодетных граждан. Отказ мотивирован тем, что заявителем не приложены к заявлению документы, указанные в п. 3 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», а именно: свидетельства о рождении детей, не достигших возраста 14 лет, документы о регистрации по месту жительства, справки об обучении детей, достигших возврата 18 лет, в образовательных учреждениях. Муниципальным органом также дополнительно указано на то обстоятельство, что испрашиваемый [СКРЫТО] Е.А. земельный участок в состав городских лесов не входит, однако на нем расположена зеленая зона – лес, в связи с чем использовать указанные земельный участок под заявленные цели нецелесообразно, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно не представляется возможным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на основании заявления от 15 марта 2017 года ответчик [СКРЫТО] И.С., являясь многодетным отцом, был включен в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, под номером очереди 946.
04 мая 2017 года [СКРЫТО] И.С. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером № – местоположение идентичное участку восточнее участка с кадастровым номером №. 18 мая 2017 года ДМИЗО администрации г.Красноярска подготовило отказ на данное заявление, которое решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2017 года было признано незаконным, на ДМИЗО администрации г. Красноярска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
06 декабря 2017 года администрацией г. Красноярска принято распоряжение №-недв об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка площадью 1 362 кв.м. с местоположением: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером №. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
Удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] Е.А., суд правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации г.Красноярска № от 26 апреля 2017 года [СКРЫТО] Е.А. в рассмотрении вопроса о предоставлении ей земельного участка
При этом, суд правильно исходил из того, что истец ранее 22 января 2010 года уже была включена в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, в связи с чем при обращении в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением от 11 апреля 2017 года о предоставлении земельного участка она обязана была представить не полный пакет документов, а только документ, подтверждающий ее совместное проживание с детьми, который был ее приложен к заявлению. Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов.
Кроме того, с учетом того, что испрашиваемый истцом земельный участок на момент ее обращения к ответчику не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, ДМИЗО администрации г.Красноярска в нарушение положений ч.ч.1,3 ст.29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» не рассмотрел вопрос об утверждении либо об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, а принял сразу решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Также, суд правомерно признал незаконным распоряжение администрации г.Красноярска от 06 декабря 2017 года об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка западнее земельного участка с кадастровым номером №, поскольку испрашиваемые земельные участки по своей сути являются одним и тем же участком, с заявлением о предоставлении земельного участка [СКРЫТО] Е.А. обратилась ранее [СКРЫТО] И.С. Кроме того, указанное распоряжение было издано в период действия мер предварительной защиты в виде запрета Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска совершать распорядительные действия, связанные с предоставлением спорного земельного участка, принятых определением Центрального районного суда г. Красноярска от 03 августа 2017 года.
С учетом признания судом незаконным распоряжения администрации г.Красноярска от 06 декабря 2017 года об утверждении [СКРЫТО] И.С. схемы расположения земельного участка, суд правильно пришел к выводу об исключении из ЕРН сведений об указанном земельном участке, имеющим после постановки его на кадастровый учет №.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на представленных сторонами доказательствах, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика [СКРЫТО] И.С. – Капустина Р.А. о включении [СКРЫТО] Е.А. только в книгу учета многодетных граждан для индивидуального жилищного строительства, в то время как [СКРЫТО] И.С. был включен по заявлению от 28.11.2016 г. в книгу учета многодетных граждан для индивидуального жилищного строительства под №, а по заявлению от 15.03.2017г. – в книгу учета многодетных граждан для ведения садоводства и дачного хозяйства под №, при этом с заявлением о включении в книгу учета многодетных граждан для ведения садоводства и дачного хозяйства она обратилась 11.04.2017г., т.е. позже [СКРЫТО] И.С., судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, согласно ст.29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка. Орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, направляет информацию о поступивших заявлениях в орган местного самоуправления муниципального района для включения заявителей в формируемую этим органом очередь на предоставление земельного участка. Информация о поступившем заявлении с указанием даты и времени поступления заявления направляется в орган местного самоуправления муниципального района в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в случае отсутствия установленных в пункте 1 статьи 29.6 настоящего Закона оснований для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Орган местного самоуправления муниципального района в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации включает заявителя в очередь на предоставление земельного участка и направляет в орган местного самоуправления поселения уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления в орган местного самоуправления поселения. В случае, если в орган местного самоуправления поселения (органы местного самоуправления поселений) в один день поступило несколько заявлений, включение в очередь осуществляется в порядке поступления заявлений.
Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края №132-п от 08.04.2013г. утверждена форма книги учета многодетных граждан на получение земельного участка, в которой предусмотрены графы: дата поступления заявления, сведения о заявителе, сведения о детях заявителя, адрес регистрации по месту жительства заявителя и его детей, дата уведомления заявителя о постановке на очередь, дата и содержания принятого решения.
При этом положениями статьи 29.2 Закона N 7-2542, а также постановлением Правительства Красноярского края N 132-п от 08.04.2013г., которым утверждена форма Книги учета многодетных граждан на получение земельного участка, не предусмотрено ведение отдельных книг учета и очередей в зависимости от указанной в заявлении цели использования земельного участка, согласно действующим нормам должна вестись единая очередь, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда о первоочередном обращении [СКРЫТО] Е.А., а не [СКРЫТО] И.С. с заявлением о предоставлении земельного участка, в том числе и для ведения садоводства, поскольку очередь является для данной категории граждан единой. При таких обстоятельствах, указание в заявлении [СКРЫТО] Е.А от 22 января 2010 года цели предоставления ей земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, не свидетельствует о том, что она, подавая заявление от 11 апреля 2017 года, не могла претендовать на получение земельного участка для ведения садоводства в соответствии с постановкой ее в очередность в 2010 г., так как цель у нее осталась одна и та же- получение земельного участка. К тому же, в соответствии со ст. 3 действующего ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин, имеющий в собственности садовый земельный участок, имеет право размещения на нем жилого дома. По указанным обстоятельствам судебная коллегия не может принять во внимание довод апелляционной жалобы представителя ответчика о расположении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100518:983 в территориальной зоне объектов садоводства и дачного хозяйства, а не ИЖС.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии доказательств совместного проживания истца и ее детей, судебной коллегией отклоняются, поскольку они сводится к несогласию с оценкой всей совокупности доказательств по факту проживания истца совместно с детьми, приведенной судом в решении. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Эти требования закона судом первой инстанции выполнены надлежащим образом, поэтому суд судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда, а также для учета доводов апелляционной жалобы о несогласии с оценкой доказательств и направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства основаны на неправильном толковании заявителем норм процессуального права и не могут явиться основанием к отмене постановленного по делу решения суда.
Так, в силу части 4 статьи 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции. Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными, неправомерными и так далее) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными, неправомерными и так далее), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Поскольку вынесение оспариваемого распоряжения администрации г.Красноярса №-недв от 06.12.2017г. повлекло возникновение прав [СКРЫТО] И.С. на земельный участок, в данном случае имеет место материально-правовой спор, подлежащий рассмотрению в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В то же время, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости возложения на ДМИЗО администрации г.Красноярска обязанности в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, на основании заявления [СКРЫТО] Е.А. от 11 апреля 2017 года, поскольку такое решение не соответствует порядку рассмотрения таких заявлений, установленному ст.29.4 Закона Красноярского края № 7-2542, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения о возложении на ДМИЗО администрации г.Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.А., поданное ею 11.04.2017г.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба представителя ответчика не содержит.
Таким образом, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены полностью принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 18 января 2019 года - в части возложения на Департамент муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером №, на основании заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 11 апреля 2017 года – отменит и принять в данной части новое решение.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно ранее поданному заявлению от 11 апреля 2017 года №
В остальной части указанное решение суда - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика [СКРЫТО] И.С. – Капустина Р.А., без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Макурин
Судьи А.Н. Крятов
Е.Г. Сучкова