Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.05.2018 |
Дата решения | 21.05.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Сударькова Елена Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9dc4b570-9bb1-3fed-bd3b-93d345499d70 |
Судья Ковалева Т.В. Дело № 33-6432/2018
2.093
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Баимовой И.А.,
при секретаре - Васютиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Красноярска об оспаривании решения жилищной комиссии, признании участником социальной программы,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО],
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 декабря 2017 г., которым постановлено:
«В удовлетворении требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Красноярска об оспаривании решения жилищной комиссии, признании участником социальной программы отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] К.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска об оспаривании решения жилищной комиссии, признании участником социальной программы.
Требования мотивировала тем, что постановлением администрации Свердловского района г. Красноярска она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в целевых жилищных программах; впоследствии истица обратилась в администрацию г. Красноярска с заявлением на участие в программе по предоставлению социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий для молодых семей; 13.04.2017 она была исключена из числа участников мероприятия в связи с достижением супругом возврата 36 лет. Считает действия ответчиков незаконными, нарушающими ее права в части получения социальной выплаты, поскольку факт достижения возраста 36 лет не может являться основанием для лишения ее и ее семьи права на предоставление меры социальной поддержки в виде получения выплаты, так как на момент обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты возраст соответствовал требованиям программы.
На основании изложенного просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол от 13.04.2017 № 8) об исключении из числа участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы государственной программы Красноярского края «Создание условия для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» и обязать принять решение о признании семьи [СКРЫТО] К.А. участниками указанного мероприятия.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что на момент формирования списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, супруг истца соответствовал возрастному критерию. Кроме того, судом первой инстанции не исследовались доказательства представленные в материалы дела стороной истца.
В судебное заседание участники процесса, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Задачами подпрограммы являлось предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств, кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п утверждена программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения жильем граждан Красноярского края»; разделом 5 указанного Постановления определена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края на 2014-2019 годы».
Мероприятием 8 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п, определены в том числе порядок признания молодой семьи участником Мероприятия, формирование списков молодых семей - участников Мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, - под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подп. «а» пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пункт 24 Правил предусматривал, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п. 26 Правил).
Исходя из п. 27 указанных Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, участником подпрограммы на 2015 - 2020 годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением администрации Свердловского района г. Красноярска от 26.01.2017 № 55 семья [СКРЫТО] К.А., <данные изъяты> г.р., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в целевых жилищных программах.
На основании заявления истца решением жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол № 4 от 16.02.2017) семья [СКРЫТО] признана участником мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края».
Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.02.2017 № 26-орг утвержден список молодых семей - участников указанного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в который в том числе была включена семья [СКРЫТО] К.А.
Вместе с тем распоряжением администрации г. Красноярска от 20.04.2017 № 67-орг на основании решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол № 8 от 13.04.2017) семья истца были исключена из числа участников указанного выше мероприятия в связи с достижением супругом Григоряном Т.Г., <данные изъяты> г.р., возраста 36 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции учитывал, что супруг истца – Григорян Т.Г. на момент формирования и утверждения сводных списков перестал соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы, и уже не мог быть включен в список претендентов на получение социальной выплаты по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку его возраст превысил 35 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что семья истца обоснованно исключена из числа участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края».
Само по себе то обстоятельство, что семья [СКРЫТО] К.А. была включена в список молодых семей - участников указанного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 36 лет. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Утверждение заявителя в апелляционной жалобе о том, что на момент формирования списков ее семья отвечала всем предъявленным требованиям для участия в программе - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении Григоряном Т.Г. возраста, превышающего 35 лет.
Нарушений прав семьи истца, в том числе, права на жилище и получение государственной поддержки в решении жилищной проблемы, по вине ответчика допущено не было, довод жалобы о нарушении конституционных прав семьи заявителя является необоснованным, опровергается материалами гражданского дела.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что оспариваемые действия администрации г. Красноярска не исключают возможности улучшения жилищных условий в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: