Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.01.2019 |
Дата решения | 14.01.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Харитонов Александр Сергеевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | e2366e60-35ee-3340-bddf-8bb4f51257a1 |
Судья: Чернова Н.Е. Дело № 33-483/2019
А-209г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Тихоновой Ю.Б.
судей: Харитонова А.С., Авходиевой Ф.Г.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре: Хорошевской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова А.С.,
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва – Чешуиной М.В.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Обязать Росимущество в лице МТУ ФАУГИ по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва и Минпромторг Росси принять меры по обеспечению охраны опасного производственного объекта - шламонакопителя, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый (условный) № вблизи здания № (компрессорная), литер №, в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Харитонова А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязать Росимущество в лице МТУ ФАУГИ по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва и Минпромторг Росси принять меры по обеспечению охраны опасного производственного объекта –шламонакопителя, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) № вблизи здания № (компрессорная), литер №В499, в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой в отношении ФГУП ПО КХК «Енисей» проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности и антитеррористической защищенности объектов, подлежащих государственной охране. В ходе проведенной проверки установлено, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.11.2011 года ФГУП ПО КХК «Енисей» признано банкротом, и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Согласно Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 года №, ФГУП ПО КХК «Енисей» осуществляет производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Уставом ФГУП ПО КХК «Енисей» определены юридический статус и вид деятельности предприятия: выпуск пороховой продукции. В настоящее время все профильное производственное оборудование находится на консервации. По ведомственной принадлежности объект находится в ведении Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли г. Москвы. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2008 года № 791 ФГУП ПО КХК «Енисей» включено в федеральную целевую программу (ФЦП) «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2014г.г.). Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2013 года № 863-р единственным федеральным исполнителем работ определено ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий г. Москвы, осуществлявшего свою деятельность в рамках ФЦП в соответствии с государственным контрактом от 25.07.2013 года. На территории ФГУП ПО КХК «Енисей» находится водоем природного происхождения, «ГТС - шламонакопитель», который вошел в конкурсную массу, значится на балансе предприятия, является особо опасным производственным объектов 1 класса опасности, в котором в настоящее время хранится более 5000т. отходов нитратов целлюлозы. На территории предприятия в непосредственной близости от водоема расположены производственные здания, являющиеся собственностью частных лиц, в которых ведется хозяйственная деятельность. Согласно заключения СибГТУ по результатам экспериментальных исследований образцов продукции ФГУП ПО КХК «Енисей», с целью оценки опасности находящихся в зданиях остатков сырья, продукции и материалов, пороха и топлива являются сложными системами, включающими в себя компоненты с различными физико-химическими свойствами. В процессе длительного хранения эти системы претерпевают изменения, которые сопровождаются изменением или потерей необходимых эксплуатационных свойств и химической стабильности, что может привести к состоянию, когда дальнейшее хранение их становится небезопасным. Комплекс проведенных исследований показал, что все образцы являются взрывчатыми материалами с различным содержанием примесей. В сухом состоянии они являются нестойкими системами и имеют повышенную чувствительность к механическим, термическим и иного рода воздействиям. В шламонакопителе находятся, в основном нитраты целлюлозы с еще достаточно высокой степенью нитрации и представляющие опасность (в сухом состоянии) для окружающей среды ввиду их значительной энергоемкости. В случае несанкционированного использования на их основе могут быть изготовлены взрывные устройства. Согласно информации, предоставленной Енисейским Управлением Ростехнадзора следует, что практически все образцы, в отношении которых проведено исследование ФГБОУ «СибГТУ», обладают взрывчатыми свойствами, сниженной химической стойкостью из-за произошедших в течение достаточного времени процессов химического разложения, которые приводят к снижению химической стойкости и увеличению чувствительности к механическим (ударам), тепловым (искра, луч огня) и другим воздействиям, дальнейшее пребывание этих веществ в естественных условиях является опасным.
Определением от 17.03.2016 года Арбитражный суд Красноярского края обязал Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю совместно с Минпромторгом России не позднее 30 декабря 2016 года принять от конкурсного управляющего федеральным государственным унитарным предприятием «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» в казну Российской Федерации, либо закрепить за другим лицом - шламонакопитель, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый (условный) №, регистрационный номер в Российском реестре гидротехнических сооружений №. В настоящее время государственная охрана собственником объекта, в части осуществления на постоянной основе мероприятий по предотвращению проникновения посторонних лиц на территорию предприятия, на местонахождении шламонакопителя, не организована, что создает опасность для жизни и здоровья граждан, угрожает их безопасности. Сложившаяся обстановка может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с большими материальными последствиями и гибелью людей, а следовательно приведет к нарушению основных прав и свобод граждан, что является недопустимым. По изложенным основаниям прокурор просил об удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва – Чешуина М.В., просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что судом первой инстанции не учтено, что осуществление охраны объекта 1 класса опасности шламонакопителя не возможно без осуществления одновременно его эксплуатации, организацией имеющей лицензию на такой вид деятельности, а также без исполнения всех обязанностей установленных ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В настоящее время правообладателем объекта недвижимого имущества – шламонакопитель является ФГУП ПО «КХК «Енисей», которое и несет бремя содержания указанного имущества в том числе и охрану, а денежные средства, потраченные на содержание и охрану объекта возмещаются из бюджета РФ. Кроме того, судом первой инстанции при принятии решения достоверно не установлен объект подлежащий охране. При этом, возлагая обязанность принять меры по обеспечению охраны опасного производственного объекта – шламонакопителя, судом не учтено, что Росимущество как исполнительный орган власти не наделено Правительством РФ по обеспечению охраны опасных производственных объектов. Также в оспариваемом решении отсутствует указание на способ осуществления органом исполнительной власти охраны опасного производственного объекта, а также не указано какие именно меры по обеспечению охраны шламонакопителя должно осуществить Межрегиональное территориальное управление, в связи с чем, указанная обязанность заведомо не исполнима.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г. Красноярска просит решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва – Чешуину М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону. К ним относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. п. 3, 4 ст. 2 вышеуказанного Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», свободная реализация взрывчатых веществ, средств взрывания, порохов всех видов ракетного топлива, а также специального оборудования для их производства запрещена. Шламонакопитель, представляющий собой гидротехническое сооружение, относится к перечню объектов, свободная реализация которых запрещена, считается изъятым из оборота.
Исходя из п. 2 ст. 3 Закона № 116-ФЗ, содержание опасных производственных объектов должно соответствовать требованиям промышленной безопасности, нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.
Обязанность обеспечения безопасности объекта шламонакопителя следует из пункта 2 статьи 3, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», где указано, что содержание опасных производственных объектов должно соответствовать требованиям промышленной безопасности, нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности. Обязанность обеспечения соблюдения указанных требований возлагается на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию.
Из статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3), 45, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации следует, что правовое регулирование отношений в сфере гражданского оборота должно основываться на принципах равенства всех перед законом и судом, и соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности при установлении условий реализации и возможных ограничений их прав.
Обязанность обеспечения безопасности опасных производственных объектов в рассматриваемом случае является необходимым условием соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Как следует из материалов дела, согласно Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 года № 1009, ФГУП ПО КХК «Енисей» осуществляет производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Уставом ФГУП ПО КХК «Енисей» определены юридический статус и вид деятельности предприятия: выпуск пороховой продукции.
26.01.2011 года решением Арбитражного суда Красноярского края, вступившим в законную силу, ФГУП «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В настоящее время все профильное производственное оборудование находится на консервации. По ведомственной принадлежности объект находится в ведении Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли г. Москвы. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2008 года № 791 ФГУП ПО КХК «Енисей» включено в федеральную целевую программу (ФЦП) «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2014г.г.).
Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2013 года №863-р единственным федеральным исполнителем работ было определено ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий г. Москвы, осуществлявшего свою деятельность в рамках ФЦП в соответствии с государственным контрактом от 25.07.2013 года.
На территории ФГУП ПО КХК «Енисей» находится водоем природного происхождения, «ГТС шламонакопитель», который вошел в конкурсную массу ответчика, значится на балансе, является особо опасным производственным объектов 1 класса опасности, в котором в настоящее время хранится более 5000т.отходов нитратов целлюлозы.
Работниками ФГУП «ГосНИИОХТ» в ходе обследования объектов и территории ФГУП ПО КХК «Енисей» перед очисткой и ликвидацией выявлено наличие значительного количества фрагментов изделий твердого ракетного топлива в виде стружки, дисков и бракованных изделий, находящихся под слоем воды.
На территории предприятия в непосредственной близости от водоема расположены производственные здания, являющиеся собственностью частных лиц, в которых ведется хозяйственная деятельность. Не исключена возможность несанкционированного изъятия из водоема фрагментов твердого ракетного топлива посторонними лицами.
Согласно заключения СибГТУ от 27.12.2015 года, по результатам экспериментальных исследований образцов продукции ФГУП ПО КХК «Енисей», с целью оценки опасности находящихся в зданиях остатков сырья, продукции и материалов, пороха и топлива являются сложными системами, включающими в себя компоненты с различными физико-химическими свойствами. В процессе длительного хранения эти системы претерпевают изменения, которые сопровождаются изменением или потерей необходимых эксплуатационных свойств и химической стабильности, что может привести к состоянию, когда дальнейшее хранение их становится небезопасным.
Комплекс проведенных исследований показал, что все образцы являются взрывчатыми материалами с различным содержанием примесей. В сухом состоянии они являются нестойкими системами и имеют повышенную чувствительность к механическим, термическим и иного рода воздействиям. В шламонакопителе находятся, в основном нитраты целлюлозы с еще достаточно высокой степенью нитрации и представляющие опасность (в сухом состоянии) для окружающей среды ввиду их значительной энергоемкости. Образцы являются нестойкими системами, так как в них протекают процессы химического разложения с накоплением продуктов разложения, которые в свою очередь, оказывают автокаталитическое действие на процессы разложения, увеличивая их скорость. Вследствие потери стабильности они представляют собой потенциальную опасность, так как в условиях отсутствия влаги и при механическом или тепловом воздействии может произойти их воспламенение. В случае несанкционированного использования на их основе могут быть изготовлены взрывные устройства.
Согласно информации, предоставленной Енисейским Управлением Ростехнадзора, практически все образцы, в отношении которых проведено исследование ФГБОУ «СибГТУ», обладают взрывчатыми свойствами, сниженной химической стойкостью из-за произошедших в течение достаточного времени процессов химического разложения, которые приводят к снижению химической стойкости и увеличению чувствительности к механическим (ударам), тепловым (искра, луч огня) и другим воздействиям, дальнейшее пребывание этих веществ в естественных условиях является опасным.
ФГУП «Енисей» является организацией, эксплуатирующей объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (шламонакопителя - I класс опасности), который закреплен за ним на праве хозяйственного ведения.
Указанный объект находится в федеральной собственности Российской Федерации.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 17.03.2016 года по делу № А33-1277-37/2009 удовлетворено заявление конкурсного управляющего ФГУП «ПО КХК Енисей» о передаче собственнику имущества, изъятого из оборота, которым была возложена обязанность на Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю совместно с Минпромторгом России не позднее 30 декабря 2016 года принять от конкурсного управляющего федеральным государственным унитарным предприятием «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» в казну Российской Федерации, либо закрепить за другим лицом – шламонакопитель, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый (условный) №, регистрационный номер в Российском реестре гидротехнических сооружений №.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.03.2016 года по делу № А33-18288/2015 взыскано с Российской Федерации в лице Минпромторга России в пользу ФГУП «ПО КХК Енисей» 22 390 508,80 руб. в качестве понесенных расходов, связанных с содержанием имущества за период с 01.05.2014 года по 30.06.2015 года.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2017 года взыскано с Российской Федерации в лице Минпромторга России в пользу ФГУП «ПО КХК Енисей» 80 021 848 рублей 63 копейки расходов, связанных с содержанием имущества за период с 01.07.2015 года, т.е. за прошедший период.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени имущество ответчиками не принято, государственная охрана собственником объекта, в части осуществления на постоянной основе мероприятий по предотвращению проникновения посторонних лиц на территорию предприятия, на местонахождении шламонакопителя, в установленном законом порядке не организована.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и обязывая Росимущество в лице МТУ ФАУГИ по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации принять меры по обеспечению охраны опасного производственного объекта - шламонакопителя, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) № вблизи здания № (компрессорная), литер №В499, в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеуказанными положениями Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», и исходил из обязанности собственника имущества в лице указанных уполномоченных органов обеспечить безопасность - охрану гидротехнического сооружения - шламонакопителя по вышеуказанному адресу, который отнесен к первому классу опасности, с учетом принятого решения Арбитражным судом Красноярского края от 26.11.2011 года о признании ФГУП ПО КХК «Енисей» банкротом и определения Арбитражного суда Красноярского края от 17.03.2016 года (вступивших в законную силу), которым на Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю совместно с Минпромторгом России возложена обязанность принять от конкурсного управляющего ФГУП ПО КХК «Енисей» в пользу казны РФ, либо закрепить за другим лицом шламонакопитель.
При этом, доказательств о наличии у ФГУП ПО КХК «Енисей» объективной возможности исполнить обязанность по обеспечению безопасности указанного объекта с учетом вышеизложенного в установленном законом порядке судом первой инстанции при рассмотрении дела не установлено, а доказательств обратного стороной ответчика в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено. Кроме того, ФГУП ПО КХК «Енисей» в настоящее время признано банкротом, открыто конкурсное производство, срок которого не может длиться бесконечно, что является основанием о необходимости обеспечения постоянной охраны опасного объекта со стороны собственника.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, с учетом ранее принятых вышеуказанных судебных актов вступивших в законную силу, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достоверно не установлен объект подлежащий охране, судебной коллегией не принимаются, поскольку судом первой инстанции достоверно установлен объект, подлежащий охране, с указанием адреса, кадастрового номера объекта. Более того, согласно представленного комиссионного акта осмотра объекта от 26.04.2018 года, составленного совместно с представителями ФГУП ПО КХК «Енисей», МТУ ФАУГИ, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска, подтвержден указанный адрес объекта (том 1 л.д. 151).
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что возложенная судом обязанность по обеспечению охраны опасного производственного объекта заведомо не исполнима, поскольку доказательств в обоснование указанных доводов стороной ответчика не представлено. Кроме того, в соответствии с требованиями действующего законодательства на собственнике лежит обязанность как по обеспечению охраны опасного производственного объекта в установленном законом порядке, так и содержанию указанного объекта.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва – Чешуиной М.В., не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва - Чешуиной М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: