Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.03.2022 |
Дата решения | 28.03.2022 |
Категория дела | коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие) |
Судья | Охременко Ольга Витальевна |
Результат | ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 115f983a-d7b6-32d8-987c-aba72c92060f |
Судья: Шабалина Н.В. Дело № 33-3723/2022
А-2.092
УИД24RS0056-01-2020-002348-27
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2022 года г. Красноярск
Судья судебной коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда Охременко О.В., при помощнике судьи Наумовой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по частной жалобе представителя Министерства здравоохранения Красноярского края Риндевич О.А. на определение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 января 2022 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в интересах несовершеннолетнего ИЕЮ., к Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности, которым постановлено:
«Министерству здравоохранения Красноярского края в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства №, отказать»,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Красноярского края обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №, мотивируя тем, что в настоящее время министерством утрачена возможность исполнения исполнительного листа в связи с тем, что федеральным законодательством установлен специальный порядок обеспечения детей, страдающих <данные изъяты>
Заявитель просил прекратить исполнительное производство № возбужденное в МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю.
Определением Центрального районного суда г.Красноярска от 14 января от 2022 года заявление Министерства здравоохранения Красноярского края оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным определением, представителем министерства здравоохранения Красноярского края Риндевич О.А. подана частная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене определения районного суда с разрешением вопроса по существу об удовлетворении заявления, указывая на то, что исполнение судебного акта невозможно в силу обстоятельств, изложенных в заявлении.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на определение суда первой инстанции рассмотрена судьей единолично без извещения участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенной нормы является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Как установлено пунктом 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство может быть прекращено судом в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 03.06.2020 исковые требования [СКРЫТО] Г.Ф. в интересах несовершеннолетнего ИЕЮ.. к Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратором удовлетворены. Судом возложена обязанность на Министерство здравоохранения Красноярского края обеспечить ИЕЮ.., <дата> года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты>) в необходимом объеме по жизненным показаниям и в дозировке, назначенным решением врачебной комиссии от 17.02.2020 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства», оформленным протоколом №, решение суда обращено к немедленному исполнению.
10.06.2020 в МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №
Как следует из пояснений представителя Министерства здравоохранения Красноярского края, изложенных в заявлении, в 2020 году исполнение решения суда осуществлялось министерством, как главным распорядителем бюджетных средств путем предоставления средств, выделяемых из краевого бюджета, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства» в форме субсидий на иные цели. Названное учреждение приобретало лекарственный препарат <данные изъяты>» и осуществляло лечение ИЕЮ.
Обращаясь с настоящим заявлением, Министерство здравоохранения Красноярского края указывает на утрату возможности исполнения вступившего в законную силу решения суда, поскольку в настоящее время ИЕЮ. обеспечивается лекарственным препаратом за счет средств Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями - «Круг добра».
Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность прекращения исполнительного производства, а именно - утрату возможности принудительного исполнения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку указанные заявителем обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 16, п. 9 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16, в целях оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями - «Круг добра». Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Деятельность Фонда и формирование его имущества осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.01.2021 №16 установлено, что основной целью деятельности Фонда «Круг добра» является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Фонд осуществляет ведение в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей.
В перечень тяжелый жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний Экспертным советом Фонда 03.02.2021 внесена спинальная мышечная атрофия, а в Перечень лекарственных препаратов, закупаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации или подведомственным ему казенным учреждением для нужд Фонда 10.01.2021 внесен лекарственный препарат «Нусинерсен».
Действительно, из представленных Министерством здравоохранения Красноярского края доказательств следует, что 05.04.2021 между ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Министерства здравоохранения Российской Федерации и АО «Фармстандарт» заключен государственный контракт № на поставку лекарственного препарата Нусинерсен, раствор для интратекального введения, 2,4 мг/мл, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболевания, «Круг добра».
20.07.2021 Министерством здравоохранения Красноярского края в адрес фонда «Круг добра» направлена потребность в препаратах, в том числе лекарства «Нусинерсен» на период с января по декабрь 2022 г. Из заявки на поставку лекарственных препаратов и персонифицированных сведений о потребности в лекарственном препарате следует, что потребность в препарате была сформирована с учетом обеспечения несовершеннолетнего ИЕЮ.
Таким образом, на сегодняшний день несовершеннолетний ИЕЮ. обеспечивается необходимым препаратом посредством Фонда «Круг добра».
Вместе с тем, указанное не подтверждает утрату должником возможности исполнения исполнительного документа, поскольку решением Центрального районного суда г. Красноярска от 03.06.2020 на Министерство здравоохранения Красноярского края возложена обязанность обеспечить ИЕЮ. вышеуказанным лекарственным препаратором по медицинским показаниям в дозе, рекомендуемой медицинской организацией, без указания конкретного количества препарата и сроков его применения.
Вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии нуждаемости ИЕЮ. в дальнейшем проведении курса патогенетической терапии при спинальной мышечной атрофии препаратом <данные изъяты>
Из представленных заявителем документов следует, что на настоящий момент ребенок ИЕЮ. обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты>. Дальнейшее его обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> не определено.
Доводы жалобы со ссылкой на установленный федеральным законодательством специальный Порядок обеспечения детей со спинально-мышечной атрофией необходимым лечением как основание для прекращения исполнительного производства, ввиду утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего совершить определенные действия, не влекут отмену судебного постановления.
Из представленного в материалы дела протокола заседания врачебной комиссии от <дата> №, протокола телемедицинской консультации от 03.03.2020, следует, что ИЕЮ. назначен лекарственный препарат <данные изъяты> по жизненным показаниям, как единственный препарат патогенетической терапии при <данные изъяты>. При этом срок, на который такой препарат назначен, врачебной комиссией не указан.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что обязанность по обеспечению детей инвалидов лекарственными препаратами бесплатно нормативно-правовыми актами возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а предоставление лекарственных препаратов Фондом «Круг добра» является не единственным, а лишь дополнительным механизмом лекарственного обеспечения таких детей и не подменяет собой публично-правовой обязанности министерства здравоохранения Красноярского края по обеспечению граждан лекарственными препаратами, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения исполнительного производства.
Доводы жалобы правильность выводов суда не опровергают, а сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушение норм процессуального права или неправильное применение норм материального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Основания для отмены определения по доводам, указанным в частной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 января 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Министерства здравоохранения Красноярского края Риндевич О.А. - без удовлетворения.
Судья Красноярского краевого суда О.В. Охременко