Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.03.2022 |
Дата решения | 11.05.2022 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Охременко Ольга Витальевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 400f13bc-6739-3489-be1f-b7cfa3d43dfb |
Судья: Копылова М.Н. Дело № 33-3433/2022
А-2.069
24RS0024-01-2021-003806-81
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
при помощнике судьи: Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в перерасчёте пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат,
по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] М.И.,
на решение Канского городского суда Красноярского края от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в перерасчёте пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат– отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] М.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Канске Красноярского края о признании решения об отказе в перерасчёте пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат.
Требования мотивированы тем, что 13.11.2003 истцу досрочно назначена пенсия по старости в возрасте 50 лет, как лицу проработавшему в районах приравнённых к районам Крайнего Севера и как лицу занятому на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (подпункт 17 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ») и как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях (подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Закона 173-ФЗ), с применением положений статьи 28.1 Закона 173-ФЗ.
При оценке пенсионных прав и назначении трудовой пенсии по старости ответчиком должен был быть выбран наиболее выгодный вариант расчета пенсии, вместе с тем в нарушение требований закона и прав истца, ответчик произвел конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением общего трудового стажа (имеющегося и полного) вместо стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Хотя именно второй вариант конвертации (с учетом льготного стажа) наиболее выгоден.
Полагает, что ответчик при назначении пенсии и расчете стажевого коэффициента, необоснованно исходил из общего стажа работы, определив стажевый коэффициент - 0,55, тогда как должен был исходить из специального стажа, при котором стажевый коэффициент составил бы 0,65, из расчета 0,55 –стажевый коэффициент за 15 лет специального стажа+0,1 за 10 лет работы сверх требуемого специального стажа (0,01 за каждый год специального стажа*10 лет).
Указанные действия привели к занижению размера пенсии.
Неоднократно в устной форме истец обращался в ГУ УПФР в Богучанском районе Красноярского края с вопросом о перерасчете пенсии с учетом льготного стажа, обращения остались без удовлетворения.
04.08.2020 обратился в ГУ УПФР в Богучанском районе Красноярского края с заявлением о перерасчете пенсии с учетом льготного стажа, запросил у ответчика информацию о расчете размера страховой пенсии.
Письмом № ТХ-7005/20 от 01.09.2020 ответчик подтвердил факт расчета пенсии при назначении из общего трудового стажа с применением стажевого коэффициента 55% и сообщил, что по заявлению от 04.08.2020 с 01.09.2020 произведен перерасчет истца страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 статьи 23 Закона 400-ФЗ (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения) с учетом льготного стажа и применением стажевого коэффициента 0,65.
Не согласившись с указанными действиями, и полагая, что право на конвертацию пенсионных прав с учетом льготного стажа возникло при назначении пенсии, истец вновь обратился с заявлением в ГУ УПФР в Богучанском районе Красноярского края с просьбой о перерасчете страховой пенсии с момента ее назначения и до перерасчета пенсии, то есть с 13.11.2003 до 31.08.2020, в чем ему было отказано письмом № ЛО-7864/1185-20 от 15.12.2020 ГУ УПФР в г. Канске Красноярского края (межрайонное) и письмом № У-1134-1104/1220-21 от 23.03.2021 ГУ ОПФР по Красноярскому краю.
Отказ ответчика в перерасчете пенсии с момента ее назначения считает незаконным, в связи с чем просил признать незаконными решения ответчика выраженные в письмах № ЛО-7864/1185-20 от 15.12.2020 и № У-1134-1104/1220-21 от 23.03.2021 об отказе в перерасчете пенсии с 13.11.2003 до 31.08.2020; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом стажа на соответствующих работ с применением стажевого коэффициента 0,65% за период с 13.11.2003 до 31.08.2020; обязать выплатить недополученную пенсию с учетом индексации, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] М.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя аналогичную изложенной в исковом заявлении позицию.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002 на момент возникновения спорных правоотношений) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Подпунктами 6,8 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. ФЗ № 198-ФЗ от 31.12.2002 на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет:
Как следует из материалов и установлено судом, 13.11.2003 [СКРЫТО] М.И., <дата> года рождения (в возрасте 50 лет), назначена досрочная трудовая пенсия по старости с «двойным» снижением пенсионного возраста, на 5 лет по каждому основанию, как лицу проработавшему не менее 20 календарных лет в районах приравненных к районам Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет (п.6 ч.1 ст. 28 Закона 173-ФЗ) и как лицу, занятому на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации не менее 15 лет и имеющему страховой стаж не менее 25 лет (п.8 ч.1 ст. 28 Закона 173-ФЗ).
Согласно материалам пенсионного дела, общий трудовой стаж работы истца на дату назначения пенсии, исчисленный в целях конвертации пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года, составил 25 лет 3 месяца 1 день.
Пунктами 1,2,5 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 31.12.2002 на момент возникновения спорных правоотношений), в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, с учетом стажевого коэффициента, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Снижение стажевого коэффициента для расчета пенсии от сниженных требований к общему страховому стажу (в данном случае от 20 лет) не предусмотрено законодательством, т.е. за 20 лет страхового стажа (имеющегося на 01.01.2002) стажевый коэффициент составляет 0,55, в случае, если расчет пенсии производится от страхового стажа.
Из материалов пенсионного дела следует, что у [СКРЫТО] М.И. величина стажевого коэффициента, исходя из страхового стажа истца - 25 лет 03 мес. 1 дн., составляет на 13.11.2003 – 0,55 за требуемые 20 лет страхового стажа, что соответствует приведенным положениям ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Ссылка истца на неверный расчет пенсии, является несостоятельной, поскольку при определении стажевого коэффициента необходимо учитывать именно страховой стаж, а не стаж на соответствующих видах работ, в рассматриваемом споре за работу в районах приравнённых к районам Крайнего Севера и работу с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пенсия истцу рассчитана в соответствии с действующим пенсионном законодательством, а указанный истцом расчет стажевого коэффициента - 0,65 является ошибочным.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. ФЗ № 198-ФЗ от 31.12.2002 на момент возникновения спорных правоотношений) правом на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа специального стажа обладали, в частности, лица, указанные в подпункте 7-13 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Получаемая истцом пенсия по правилам подпункта 8 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается мужчинам по достижении ими возраста 55 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.
На момент назначения пенсии 13.11.2003, истец не достиг возраста 55 лет, при достижении которого устанавливается пенсия по правилам подпункта 8 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, то есть не имел одного из условий, необходимых для возникновения права на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа специального стажа, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. ФЗ № 198-ФЗ от 31.12.2002).
С учетом изложенного, ответчиком верно определен стажевый коэффициент истца 0,55 при назначении и расчете пенсии 13.11.2003.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.
Разрешая вопрос о праве истца на перерасчет пенсии, суд обоснованно исходил из того, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Принимая во внимание, что [СКРЫТО] М.И. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии 04.08.2020, то перерасчет страховой пенсии по старости ему правильно произведен с 01.09.2020 (ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Проанализировав установленные обстоятельства и оценив представленные доказательства по делу, оценив представленные истцом и ответчиком расчеты пенсии, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на дату назначения пенсии 13.11.2003 ответчиком верно определен размер стажевого коэффициента истца, исходя из страхового стажа 25 лет в размере 0,55, основания на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа специального стажа на дату назначения пенсии отсутствовали, как и отсутствовали обращения истца в период с 13.11.2003 по 04.08.2020 по вопросу перерасчета пенсии в сторону увеличения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного иска о признании незаконными решения ответчика выраженные в письмах № ЛО-7864/1185-20 от 15.12.2020 и № У-1134-1104/1220-21 от 23.03.2021 об отказе в перерасчете пенсии с 13.11.2003 до 31.08.2020; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом стажа на соответствующих работ с применением стажевого коэффициента 0,65% за период с 13.11.2003 до 31.08.2020; выплатить недополученную пенсию с учетом индексации, не имеется.
Доводы жалобы о праве истца на перерасчет размера пенсии с даты назначения пенсии, являются несостоятельными. Из вышеприведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Поскольку [СКРЫТО] М.И. с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости обратился 04.08.2020, то в силу вышеприведенной нормы право на перерасчет страховой пенсии у него возникло с 01.09.2020, соответственно, решение ответчика в части перерасчета пенсии с указанной даты, является верным.
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку содержат позицию истца по предъявленным им требованиям и направлены на переоценку доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Расчет размера пенсии, представленный истцом, противоречит нормам пенсионного законодательства, и судом обоснованно не принят. Поскольку пенсия, назначенная истцу и выплачиваемая ему пенсионным органом, исчислена правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского городского суда Красноярского края от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: