Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.01.2019 |
Дата решения | 16.01.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Попова Наталия Николаевна |
Результат | определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | d1ae3354-a6aa-3e4f-8073-1605355bf174 |
Судья Настенко Т.Н. Дело №33-336/2019
2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.,
судей Поповой Н.Н., Ашихминой Е.Ю.,
при секретаре Тишковой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
исковое заявление [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
по частной жалобе представителя [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» Баталовой А.В.,
на определение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Отказать в принятии искового заявления [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] А.А. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № № заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в лице КГБУ «Ачинское лесничество» и [СКРЫТО] А.А., КГБУ «Ачинское лесничество» передало [СКРЫТО] А.А. лесные насаждения общей площадью 0,23 га, в объеме 25,0 куб.м., расположенные: <адрес>, предназначенные для заготовки древесины с целью отопления жилых домов и хозяйственных построек.
Заготовка и вывозка древесины [СКРЫТО] А.А. производилась в период срока действия договора: с 27.07.2016 года по 26.07.2017 года.
В соответствии с приказом [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» от 28.03.2018 года № №, 07.06.2018 года главным государственным инспектором по [СКРЫТО] леса ФИО10 был произведен плановый (рейдовый) осмотр лесосеки, в результате которого выявлен факт нарушения требований лесного законодательства в <адрес>, выразившийся в захламлении порубочными остатками вырубленной части лесосеки (порубочные остатки хаотично разбросаны по всей площади лесосеки), чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений, очистка мест рубок от порубочных остатков должна производиться одновременно с заготовкой древесины, что привело к захламлению данной лесосеки. По результатам проведенного осмотра составлены: акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 07.06.2018 года; схема местоположения захламления мест рубок порубочными остатками; фототаблица.
Так как в действиях [СКРЫТО] А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, а именно в нарушении пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, постановлением от 05.07.2018 года № № [СКРЫТО] А.А. привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. Штраф ответчиком оплачен.
Истец направил ответчику претензию от 05.07.2018 года № № о принятии мер по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, которую ответчик получил, согласно уведомлению о вручении от 10.07.2018 года, однако оставил без удовлетворения.
Просит обязать ответчика принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку мест рубки в лесном участке, расположенном: <адрес> установленным договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № способом, а именно сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на перегнивание, в срок до истечения одного месяца с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу, а также обязать сообщить о принятых мерах в пятидневный срок с момента окончания вышеуказанных работ.
Судом постановлено выше приведенное определение.
В частной жалобе представитель [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» Баталова А.В просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное.
Полагает, что [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]», которое создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя, которым является Красноярский край в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в силу закона наделено правом обращения в суд с требованием о возложении обязанности принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства. Кроме того, данное право закреплено в п. 1.4, 2.4.1. устава организации
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Отказывая в принятии искового заявления [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» к [СКРЫТО] А.А. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» законом не предоставлено право обращения в суд с указанными требованиями.
Однако, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для отказа в принятии данного искового заявления, полагая вывод суда не обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Как видно из Устава Краевого государственного казенного учреждения «Лесная [СКРЫТО]» ([СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]») (п. 1.1), данное учреждение создано Красноярским краем на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.04.2011 года № 287-р «О создании краевых государственных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений».
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края (п. 1.2 устава учреждения).
В соответствии с п.2.1. п. 2.2 устава, учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в области лесных отношений. Предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности учреждения.
Целями деятельности учреждения, согласно п. 2.3 устава, является предупреждение и пресечение правонарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства.
Для достижения указанных целей деятельности учреждение, кроме прочего, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области [СКРЫТО] окружающей среды (п. 2.4.1 устава учреждения).
Как установлено ч.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной [СКРЫТО]) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, [СКРЫТО], защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная [СКРЫТО]), в соответствии с ч. 2.1. ст. 96 Лесного кодекса РФ, может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, кроме прочего, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области [СКРЫТО] окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об [СКРЫТО] окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об [СКРЫТО] окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, поскольку требования о возложении на ответчика обязанности произвести очистку мест рубки в лесном участке, установленном договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № № определенным в данном договоре способом, а именно путем сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на перегнивание, фактически является требованием о восстановлении состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, то есть требованиями о возложении на лицо, причинившее вред, окружающей среде в результате нарушения законодательства в области [СКРЫТО] окружающей среды обязанности по его устранению, [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]», вопреки выводам суда первой инстанции, наделено правом обращения в суд с указанными требованиями.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение требованиям закона не соответствует и подлежит отмене, исковое заявление подлежит возвращению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 26 ноября 2018 года отменить.
Исковое заявление [СКРЫТО] «Лесная [СКРЫТО]» к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда.
Председательствующий:
Судьи: