Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 16.02.2022 |
Дата решения | 28.02.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Русанов Руслан Анатольевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b8f6d5d0-ee6c-34a9-9d41-f4abd73e8070 |
Судья Полонянкина Л.А. №33-2407/2022
24RS0032-01-2021-000068-07
2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.
судей Русанова Р.А., Гришиной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», Администрации города Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р.,
по апелляционной жалобе представителя администрации города Красноярска - Покидышевой М.В.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 19 октября 2021 года, которым с учетом определения об устранении описки от 28 января 2022 года постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в течение 4 (Четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, выявленные Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска, - обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» мнемосхемами (тактильными схемами движения) в течение 6 (Шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», Администрации г.Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», прав и социальных гарантий инвалидов, детей-инвалидов. Проверкой установлено, что в деятельности МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» имеются нарушения требований законодательства, поскольку при входе в здание образовательного учреждения для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц; в здании образовательного учреждения отсутствует информационная система, доступная для инвалидов, которая оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов, предоставляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности. По результатам проверки 19.03.2020 года прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений закона в адрес Главного управления образования администрации г. Красноярска. Согласно ответа на представление от 20 апреля 2020 года, нарушения закона не устранены, принято решение запланировать выделение бюджетных средств на приобретение и установку мнемосхем (тактильные схемы движения), а также средств связи для предоставления инвалидам своевременной и необходимой помощи для получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности. В ходе рассмотрения дела устранена часть нарушений, указанных в представлении, в части установления при входе в здания общеобразовательного учреждения по адресам: <адрес>, и <адрес>Б, - для инвалидов по зрению информационных мнемосхем (тактильных схем движения), отображающих информацию о помещениях в здании. В остальной части требования прокурора не исполнены до настоящего времени. Прокурор просил обязать МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в течение 5-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу установить в зданиях образовательного учреждения по адресам: <адрес> и <адрес>Б, - информационные системы, оснащенные визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов; обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Красноярска Покидышева М.В. просит решение суда отменить, указывая, что администрация города Красноярска является ненадлежащим ответчиком, поскольку функции и полномочия координирующего органа по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в отношении МБДОУ «Детский сад №272» осуществляет Главное управление образования администрации г.Красноярска, созданное для осуществления полномочий органа местного самоуправления в структуре администрации города, обладающее правами юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска и является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств. Согласно распоряжению администрации города Красноярска от 30.12.2011 года, в отношении МАДОУ «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Управление осуществляет функции и полномочия координирующего органа по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Администрация города Красноярска, как самостоятельное юридическое лицо, не является финансовым органом муниципального образования город Красноярск и не осуществляет распоряжение средствами бюджета города.
Представитель Главного управления образования администрации г. Красноярска Романова И.Р. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся возлагается на образовательную организацию. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги, что в свою очередь зависит от организационных мероприятий. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры может осуществляться, в том числе, путем доставки услуги к инвалиду в доступные для него зоны. В городе функционируют детские сады, имеющие группы компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальны возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Такие детские сады оснащены необходимым оборудованием, в их штате имеются узкие специалисты для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В МАДОУ «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» отсутствуют воспитанники, имеющие нарушение слуха и зрения. Считает, что главное управление образования администрации города не является надлежащим ответчиком по делу
Просит о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в ее отсутствие.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Ленинского района г.Красноярска просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя процессуального истца - прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Чепелеву Н.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст.7Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 38 Конституции РФ определено, что детство находится под защитой государства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся.
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основные права обучающихся, согласно которым обучающимся предоставляется право на получение обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 1 ст.15Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ № 74 и Минтруда РФ №51 от 22.12.1999 года «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, а также в постановлении Госстроя России и Министерства труда и социального развития России от 22 декабря 1999 года №74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», в соответствии с которыми планирование и застройка населенных пунктов, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здания детского сада расположенные по адресам: г. <адрес>, <адрес>Б находятся в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей».
По результатам прокурорской проверки, отраженной в акте от 19 марта 2020 года
установлено, что в зданиях МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отсутствует информационная система, доступная для инвалидов, которая оснащена визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов.
По данному факту 19 марта 2020 года прокуратурой Ленинского района г.Красноярска в адрес руководителя Главного управления образования администрации г.Красноярска внесено представление об устранении нарушений закона.
Заведующей МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в адрес специализированных организаций направлены запросы о предоставлении информации в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, получены коммерческие предложения, согласно которым стоимость поставки и монтажа оборудования для адаптации образовательных учреждений для доступа маломобильных групп населения, составляет порядка 406 359 руб.
13.04.2020 года в адрес руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска направлено письмо с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства.
Также МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» заключен контракт на поставку (с доставкой) продукции (кнопка вызова персонала беспроводная с приемником и тактильной табличкой).
В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование - город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация города Красноярска. Собственником имущества является также муниципальное образование - город Красноярск. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При этом, суд обоснованно исходил из отсутствия доказательств тому что в здании МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в настоящее время для инвалидов по зрению установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактически установленных обстоятельствах дела, представленных сторонами доказательствах и требованиях действующего законодательства. При этом, судебная коллегия учитывает, что на здания МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», как на объект социальной инфраструктуры и общеобразовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиками должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрация г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска являются ненадлежащими ответчиками по делу судебной коллегией признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно Уставу, МБДОУ «Детский сад №136» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет орган местного самоуправления - администрация города Красноярска. Собственником имущества является также муниципальное образование город Красноярск. Финансирование обеспечения деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидии.
В силу п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 20.02.2014 года №56-р утверждено Положение о Главном управлении образования администрации г.Красноярска, согласно которому в задачи этого Управления входит, в том числе, осуществление координации деятельности бюджетных муниципальных учреждений в сфере образования, обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях.
В функции Управления входит также осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, по вопросам соблюдения прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.
В ходе исполнения своих функций Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности на администрацию города Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска о том, что в городе функционируют детские сады, имеющие группы компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченным возможностям здоровья, а в МБДОУ «Детский сад №136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» отсутствуют воспитанники, имеющие нарушение слуха и зрения, не принят судебной коллегией во внимание, поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов, в том числе и не являющихся воспитанниками этого учреждения, но посещающими его лицами (родители, родственники), без капитального ремонта или реконструкции, а меры, которые предписано выполнить ответчику, не связаны с тотальной реконструкцией помещений, направлены на адаптацию имеющихся помещений к минимальным потребностям маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда и могли бы повлиять на его выводы, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 19 октября 2021 года, с учетом определения об устранении описки от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Главного управления образования администрации города Красноярска Романовой И.Р., представителя администрации города Красноярска Покидышевой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 01 марта 2022 года