Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 11.02.2022 |
Дата решения | 21.02.2022 |
Категория дела | из жилого помещения, принадлежащего на праве собственности |
Судья | Турова Татьяна Васильевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | da56c01d-26c6-3c24-b14b-214f0ed92a76 |
Судья Степанова Ю.В. Дело № 33-2318/2022 2.111г
УИД 24RS0028-01-2021-005262-60
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Туровой Т.В.,
судей: Петрушиной Л.М., Александрова А.О.
с участием прокурора: Дубро В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к [СКРЫТО] Григорию [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности на жилое помещение, выселении и по встречным искам [СКРЫТО] Григория [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного, по апелляционной жалобе представителя МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска – Сидоровой К.А. на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 14 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Возложить на МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить [СКРЫТО] Григорию [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 32, 4 кв.м., расположенное в границах Муниципального образования город Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащих [СКРЫТО] Григорию [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на праве общей долевой собственности долей в жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у [СКРЫТО] Григория [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Прекратить право собственности [СКРЫТО] Григория [СКРЫТО] на 1/4 доли в праве общей долевой собственности и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на 1/4 долю в праве общей долевой собственности в жилом помещение по адресу: <адрес>, а также выселить их из указанного жилого помещения после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск после предоставления [СКРЫТО] Григорию [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] равнозначного жилого помещения.
Взыскать с МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу [СКРЫТО] Григория [СКРЫТО] расходы на проведение оценки в размере 25000 рублей, а также оплаченную госпошлину в размере 300 рублей, а всего 25300 (двадцать пять тысяч триста) рублей 00 копеек.
Взыскать с МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] оплаченную госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
В части взыскания расходов на представителя и на оформление доверенности [СКРЫТО] Григорию [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к [СКРЫТО] Г.О., [СКРЫТО] Т.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении и признании права собственности на жилое помещение. Требования мотивировал тем, что каждому из ответчиков принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 64, 7 кв.м. <адрес>, в которой на регистрационном учете состоит ответчик [СКРЫТО] Т.Н., а фактически по указанному адресу проживает она и ответчик [СКРЫТО] Г.О. 29.01.2015 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а так же внесён в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 – 2025 годы» (утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п). Ответчикам, как собственникам жилого помещения, направлено требование о сносе дома совместно с другими собственниками жилых помещений в разумный срок, то есть до 01.09.2020. 12.05.2021 распоряжением администрации г. Красноярска № 72-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, а так же жилые помещения в указанном доме, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. 15.07.2021 отчётом специалиста определена стоимость возмещения за 1/2 долю в изымаемом жилом помещении – 1191 000 рублей, которая включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок) и стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения. Истец предложил ответчикам заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение каждому по 595 500 рублей, однако, ответчики отказались, в связи с чем истец обратился с указанным иском в суд.
[СКРЫТО] Г.О. и [СКРЫТО] Т.Н. обратились со встречными исковыми требованиями к МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого, поскольку указанное жилое помещение является единственным жильем для ответчика [СКРЫТО] Т.Н., иных жилых помещений на праве собственности или на праве пользования на условиях договора социального найма у [СКРЫТО] Т.Н. и [СКРЫТО] Г.О. на дату признания дома аварийным не имелось. Также ответчики просили взыскать судебные расходы на оплату юридических услуг по 50 000 рублей на каждого, 25 000 рублей за оценку квартиры, по 800 рублей за оплату доверенности в пользу каждого из ответчиков и по 300 рублей государственной пошлины.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска – Сидорова К.А. просит решение суда в части возложения на истца обязанности предоставить [СКРЫТО] Г.О. и [СКРЫТО] Т.Н. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому равнозначное жилое помещение отменить, поскольку в соответствии с действующим законодательством такая обязанность у истца отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу [СКРЫТО] Г.О. просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу [СКРЫТО] Т.Н. просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кировской районной прокуратуры г. Красноярска Шлякова О.С. просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дубров В.И., полагала, что решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеются извещения, об отложении дела не просили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального права Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п.3 ст.2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Т.Н. и [СКРЫТО] Г.О. являются собственниками квартиры № по <адрес> (1/4 доли у каждого).
Заключением межведомственной комиссии № 299 от 29.01.2015 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
29.03.2019 года Постановлением Правительства Красноярского края № 144-п указанный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы.
12.05.2021 года администрация г. Красноярска приняла Распоряжение № 72-арх об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, направив уведомления ответчикам о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса указанного выше многоквартирного дома.
По заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО «Оценочная компания «Паритетъ» подготовило 15.07.2021 отчёт № 1303.69-кв/21, согласно которому рыночная стоимость квартиры № в жилом доме составляет 2 382 000 рублей с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.
Ответчики отказались подписывать соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств дела и на основании подлежащих применении норм материального права, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для изъятия у [СКРЫТО] Т.Н. и [СКРЫТО] Г.О. принадлежащего им жилого помещения для муниципальных нужд, поскольку оно обусловлено признанием многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, аварийным и подлежащим сносу. Решение по изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной ч. 2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственников, которым направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд.
При этом, суд верно обязал истца по первоначальному иску предоставить [СКРЫТО] Т.Н. и [СКРЫТО] Г.О. взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах г. Красноярска, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32, 4 кв.м., отказав в удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск о возмещении стоимости за изъятое жилое помещение.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопрос о предоставлении собственникам мер дополнительной социальной поддержки в виде предоставления им другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры будет рассмотрен в соответствии с Законом Красноярского края от 09.07.2020 №9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» только после разработки соответствующего Порядка и приобретения жилых помещений для переселения собственников, подлежат отклонению судебной коллегией, по следующим основаниям.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.
При этом, именно собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.
Поскольку многоквартирный жилой дом № по <адрес>, в котором расположена изымаемая квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежит именно собственнику изымаемого жилого помещения, соответственно, с учетом выраженного волеизъявления [СКРЫТО] Т.Н. и [СКРЫТО] Г.О. на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд первой инстанции правомерно удовлетворил встречные исковые требования, обязав муниципальное образование г. Красноярск предоставить им равноценное жилое помещение взамен изымаемого для муниципальных нужд.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.02.2022 года.