Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 15.12.2017 |
Дата решения | 25.12.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Лоншакова Елена Олеговна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | bcf032a2-0636-3ac1-aa70-292520eca636 |
Судья Фатюшина Т.А. № 33-17092/2017, А- 2.200
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Абрамовича В.В.
судей Лоншаковой Е.О., Гаус Т.И.
при секретаре К.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О., гражданское дело по иску Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании исполнить требования санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе главы Михайловского сельсовета – Паукова В.Г.
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 02 апреля 2018 года исполнить следующие требования санитарного законодательства:
разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических мероприятий администрацией Михайловского сельсовета
включить в программу следующие сведения: перечень официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
организовать и проводить производственный контроль, в том числе контроль за наличием официально изданных санитарных правил, организацией медицинских осмотров, визуального контроля специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
На территориях с. Михайловка, д. Косоголь:
согласовать схему очистки территорий указанных населенных пунктов и согласовать с органом, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
согласовать периодичность вывоза твердых бытовых отходов с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения в указанных населенных пунктах и оборудовать на их территории специальные площадки с твердым водонепроницаемым основанием, оснащенные плотно закрывающимися мусоросборными контейнерами в количестве (исходя из численности населения, норм накопления отходов на одного человека и сроков хранения отходов);
согласовать размещение на территории с. Михайловка площадки для временного накопления твердых бытовых отходов органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие поверхности площадки, обеспечить ограждение (обваловку) площадки и защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров;
организовать на территориях кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь проведение дератизационных мероприятий силами специализированной организации;
оборудовать на территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь площадку с ограждением и твердым покрытием асфальтирование, бетонирование и установить мусоросборный контейнер;
организовать проведение противоклещевой обработки территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь;
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенная по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, устранить следующие нарушения:
разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект;
разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований);
выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
оборудовать к водозаборным сооружениям дорожки с твердым покрытием;
установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
обеспечить качество воды в соответствии с установленными гигиеническими нормативами по показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты.
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 16, пом.1 устранить следующие нарушения:
разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
предоставить санитарно-эпидемиологическое включение на водный объект;
разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований;
выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
обеспечить соблюдение режима территории первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) водоисточника (не допускать расположения на территории первого пояса ЗСО объектов, не относящихся к эксплуатации водоисточника (центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 10 м от скважины, территория зернотока (элеватора) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 15 м от скважины)».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании исполнить требования санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края выявлены нарушения требований санитарного законодательства. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные нарушения не устранены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Просит обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района:
- разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических мероприятий администрацией Михайловского сельсовета: включить в программу следующие сведения: перечень официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- организовать и проводить производственный контроль, в том числе контроль за наличием официально изданных санитарных правил, организацией медицинских осмотров, визуального контроля специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
На территориях с. Михайловка, д. Косоголь:
- согласовать схему очистки территорий указанных населенных пунктов и согласовать с органом, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
- согласовать периодичность вывоза твердых бытовых отходов с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения в указанных населенных пунктах и оборудовать на их территории специальные площадки с твердым водонепроницаемым основанием, оснащенные плотно закрывающимися мусоросборными контейнерами в количестве (исходя из численности населения, норм накопления отходов на одного человека и сроков хранения отходов);
- согласовать размещение на территории с. Михайловка площадки для временного накопления твердых бытовых отходов органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие поверхности площадки, обеспечить ограждение (обваловку) площадки и защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- организовать на территориях кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь проведение дератизационных мероприятий силами специализированной организации;
- оборудовать на территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь площадку с ограждением и твердым покрытием асфальтирование, бетонирование и установить мусоросборный контейнер;
- организовать проведение противоклещевой обработки территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь;
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенная по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, устранить следующие нарушения:
- разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект;
- разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
- организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований);
- выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
- оборудовать к водозаборным сооружениям дорожки с твердым покрытием;
- установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
- обеспечить качество воды в соответствии с установленными гигиеническими нормативами по показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты.
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 16, пом.1 устранить следующие нарушения:
- разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- предоставить санитарно-эпидемиологическое включение на водный объект;
- разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований;
- выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
- установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
- обеспечить соблюдение режима территории первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) водоисточника (не допускать расположения на территории первого пояса ЗСО объектов, не относящихся к эксплуатации водоисточника (центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 10 м от скважины, территория зернотока (элеватора) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 15 м от скважины).
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе глава Михайловского сельсовета – Пауков В.Г. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что согласно плану проверок, размещенному на официальном сайте прокуратуры Красноярского края, а также на официальном сайте со стороны истца в 2017 году в отношении юридического лица «Администрации Михайловского сельсовета» в рамках Закона № 294-ФЗ никаких плановых проверок не зарегистрировано, что говорит о не согласованности и не утверждении проверки, положенной в основу решения, в установленном законом порядке. Также указывает, что судом не была дана оценка законности проведения самой проверки, что в свою очередь влечет недействительность ее результатов. Указывает, что судом не оценены и не отвергнуты доводы о том, что юридическое лицо не осуществляет деятельность, в процессе которой обязано соблюдать вменяемые требования санитарного законодательства, и о том, что юридическое лицо не несет ответственности за деятельность органов местного самоуправления. Указывает, что в решении отсутствует обоснование установления срока по обязании исполнить требования именно до 02 апреля 2018 года, а также отсутствуют сведения о сроке и порядке обжалования решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель территориального отдела - Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю в г. Шарыпово – Гнеденко Р.А. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации Ужурского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, в силу положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Михайловского сельсовета – Фадееву С.Г., представителя Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю – Кудрявцеву Е.Ю., судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения.
В силу ст. 11 и 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).
Пунктами «л, н» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15 октября 2015 года № 9-3724 (в ред. Закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4441) за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в частности, организация в границах поселений водоснабжения населения, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 марта 2008 года № 19 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 (профилактика клещевого вирусного энцефалита), которые устанавливают требования в области профилактики и борьбы с клещевым вирусным энцефалитом, переносчиками которого являются иксодовые клещи, обитающие в лесных и лесостепных биотопах. Соблюдение указанных Правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 8.2 СП 3.1.3.2352-08 к мероприятиям по неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита отнесены противоклещевые мероприятия в природных биотопах с помощью акарицидных средств; истребление мышевидных грызунов (дератизационные мероприятия).
Согласно пункту 8.4.1 данных Санитарных правил акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.). Мероприятия по уничтожению клещей проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке. Применение средств осуществляется в соответствии с действующими методическими документами (инструкциями по применению).
Не проведение противоклещевой и дератизационной обработки территорий кладбищ способствует заселению территории кладбищ грызунами, грызуны являются переносчиками серьезных инфекционных заболеваний (клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз), что не обеспечивает безопасности населения при посещении кладбища. Дератизационные мероприятия направлены на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, являются профилактическим мероприятием и обусловлены созданием максимально безопасных условий для людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в частности, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Пунктами «а» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15 октября 2015 года № 9-3724 (в ред. Закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4441) за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в частности, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Согласно ч. 2 ст. 23 названного Федерального закона РФ № 416-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Пунктом 1 ст. 19 указанного Закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
В силу положений ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрены Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 года.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2 СП 1.1.1058-01).
В силу пункта 2.7 указанных санитарных правил, мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Согласно разделу 3 санитарных правил СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать в том числе, перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию.
Как следует из ст. 2 Устава Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края, Михайловский сельсовет Ужурского района является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом и законами Красноярского края. В состав территории Михайловского сельсовета Ужурского района входят село Михайловка, деревня Косоголь, а также иная территория в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения земель (п. 2 ст. 3 Устава).
В соответствии с п. 18, 22 ч. ст. 7 Устава Михайловского сельсовета Ужурского района к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и мест захоронения.
В соответствии с п. 4 ч. ст. 7 Устава Михайловского сельсовета Ужурского района к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника территориального отдела – главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный Коваленко Н.И. от 28 марта 2017 года № 1891 с 03 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года в отношении администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований санитарного законодательства.
В ходе проведения проверки на территориях с. Михайловка, д. Косоголь Михайловского сельсовета Ужурского района выявлены следующие нарушения:
1. Нарушения п.1.2, 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»: схемы очистки территорий указанных населенных пунктов не разработаны, не согласованы с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. Нарушения п. 1.6, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»: периодичность вывоза твердых бытовых отходов не согласована с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3. Нарушения п. 2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»: на территориях указанных населенных пунктов отсутствуют специальные площадки с мусоросборными контейнерами в количестве, необходимом для сбора мусора от населения, проживающего в указанных населенных пунктах;
4. Нарушения п. 1.2, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»: сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения указанных населенных пунктов не организованы;
5. Нарушения п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.2.3, 6.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»: площадки временного накопления отходов не организованы должным образом, а именно по периметру площадок отсутствует обваловка, поверхность площадок не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом или оборудование навеса), а также Администрацией Михайловского сельсовета не согласовано с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, размещение указанных площадок и не определена организация, ответственная за санитарное состояние указанных площадок.
Кроме того, на территориях кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь выявлены следующие нарушения:
1. Нарушения п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»: на территориях кладбищ не оборудованы площадки с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) и не установлены мусоросборные контейнеры;
2. Нарушения п. 2.3, 2.4, 2.5 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»: кладбища относятся к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение, дератизационная обработка на таких объектах должна проводиться ежемесячно, однако администрацией Михайловского сельсовета не заключен договор со специализированной организацией на проведение указанных выше мероприятий;
3. Нарушения п. 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», п. 7.4.1.2, 7.4.1.3, 7.4.1.7 СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами»: администрацией Михайловского сельсовета не заключен договор со специализированной организацией на проведение энтомологического обследования и противоклещевой обработки территорий кладбищ.
Муниципальному образованию Михайловский сельсовет Ужурского района Красноярского края на праве собственности принадлежат сооружение - водопроводная скважина № 1, расположенная по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 1б, пом. 1, а также водопроводная скважина № 2, расположенная по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 октября 2016 года № 24/001/120/2016-111 и от 07 ноября 2016 года № 24/001/120/2016-5215.
Так, при проведении проверки на водозаборных скважинах в с. Михайловка, расположенных по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, а также по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 1б, пом. 1 выявлены следующие нарушения:
1. Нарушен п. 3., п. 4., ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: отсутствует проект ЗСО с планом мероприятий на скважины согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
2. Нарушен п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ: санитарно-эпидемиологическое заключение на указанные водозаборные скважины не предоставлено.
3. Нарушен п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: рабочая программа производственного контроля качества воды скважин, не представлена.
4. Нарушен п. 5.3. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования экране подземных вод от загрязнения», п.4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: производственный контроль за качеством подаваемой воды не проводится.
5. Нарушен п.1, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52- ФЗ, п.п. 1.4, 1.5. п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: территория первого пояса ЗСО скважин не ограждена;
6. Нарушен п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: дорожки к сооружению водозаборной скважины в с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, не оборудованы твердым покрытием;
7. Нарушен п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: отсутствуют приборы систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
8. Нарушен п. 3.1, п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: качество воды на водозаборной скважине в с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, не соответствует по показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты;
9. Нарушен п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: на водозаборной скважине в с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 1б, пом. 1, на расстоянии около 10 м от скважины (т.е. на территории первого пояса ЗСО) расположены центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) ФГУП «Михайловское», на расстоянии около 15 м от скважины (т.е. на территории первого пояса ЗСО) расположена территория зернотока (элеватора) ФГУП «Михайловское».
Также в ходе проведения проверки администрации Михайловского сельского совета выявлены следующие нарушения:
1. не разработана программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий администрацией Михайловского сельсовета, которая должна включать следующие сведения: перечень официально изданных санитарных травил в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что является нарушением п. 1. ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6, п. 3.1. п.3.2, п. 3.4, п. 3.5, п. 3.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
2. не организован и не проводился производственный контроль, в том числе контроль за наличием официально изданных санитарных правил, организацией медицинских осмотров, ведением учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений, Администрацией Михайловского сельсовета, что является нарушением п. 1. ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, п. 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Вышеуказанные нарушения установлены актом проверки № 2215 от 28 апреля 2017 года, протоколами осмотра помещений, территорий. 28 апреля 2017 года администрации Михайловского сельсовета Ужурского района выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 02 апреля 2018 года. В связи с выявлением указанных нарушений 29 мая 2017 года администрация Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Кроме того, должностное лицо – глава Михайловского сельского совета Пауков В.Г. 29 мая 2017 года был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей и 13 июля 2017 года по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к верному выводу, что заявленные требования Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю подлежат удовлетворению, поскольку доводы истца о нарушениях требований санитарных правил ответчиком, выявленные в ходе проверки нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку неисполнение ответчиком требований санитарно-эпидемиологических правил представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасную среду обитания. Срок, предоставленный судом для устранения обозначенных нарушений - до 02 апреля 2018 года, отвечает требованиям разумности, является достаточным для осуществления ответчиком необходимых действий.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что администрация Михайловского сельсовета обязана соблюдать требования санитарного законодательства, поскольку является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена правами юридического лица. Именно Михайловский сельсовет, согласно своей компетенции, разрабатывает и исполняет бюджет поселения; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности сельсовета; решает иные вопросы местного значения и осуществляет иные полномочия, возложенные на нее Уставом и решениями сельского Совета депутатов, а также полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проведение проверки является неправомерной, поскольку на официальном сайте прокуратуры Красноярского края, а также на официальном сайте со стороны истца в 2017 году в отношении юридического лица «Администрации Михайловского сельсовета» в рамках Закона № 294-ФЗ никаких плановых проверок не зарегистрировано, судебная коллегия находит несостоятельными не могут служить основанием для отмены решения, поскольку формирование и согласование в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными, проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с п.п. 2.5 п.2 ст.77 Федерального закона от 06 октября 2003 года№131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ. На официальном сайте прокуратуры Красноярского края размещен сводный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Красноярского края на 2017 год, в котором в соответствии с пунктом 47 стоит проверка администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края. При этом целью проведения проверки указано соблюдение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия. (л.д.44).
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют возражения администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края по предъявленному иску, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение, а потому не влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ужурского районного суда от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Михайловского сельсовета – Паукова В.Г.– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Фатюшина Т.А. № 33-17092/2017, А- 2.200
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
25 декабря 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Абрамовича В.В.
судей Лоншаковой Е.О., Гаус Т.И.
при секретаре Кончаковой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О., гражданское дело по исковому заявлению Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании исполнить требования санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе главы Михайловского сельсовета – Паукова В.Г.
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 03 ноября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления [СКРЫТО] по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 02 апреля 2018 года исполнить следующие требования санитарного законодательства:
разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических мероприятий администрацией Михайловского сельсовета включить в программу следующие сведения: перечень официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
организовать и проводить производственный контроль, в том числе контроль за наличием официально изданных санитарных правил, организацией медицинских осмотров, визуального контроля специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
На территориях с. Михайловка, д. Косоголь:
согласовать схему очистки территорий указанных населенных пунктов и согласовать с органом, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
согласовать периодичность вывоза твердых бытовых отходов с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения в указанных населенных пунктах и оборудовать на их территории специальные площадки с твердым водонепроницаемым основанием, оснащенные плотно закрывающимися мусоросборными контейнерами в количестве (исходя из численности населения, норм накопления отходов на одного человека и сроков хранения отходов);
согласовать размещение на территории с. Михайловка площадки для временного накопления твердых бытовых отходов органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечить искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие поверхности площадки, обеспечить ограждение (обваловку) площадки и защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров;
организовать на территориях кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь проведение дератизационных мероприятий силами специализированной организации;
оборудовать на территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь площадку с ограждением и твердым покрытием асфальтирование, бетонирование и установить мусоросборный контейнер;
организовать проведение противоклещевой обработки территории кладбищ с. Михайловка, д. Косоголь;
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенная по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 8а, устранить следующие нарушения:
разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект;
разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований);
выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
оборудовать к водозаборным сооружениям дорожки с твердым покрытием;
установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
обеспечить качество воды в соответствии с установленными гигиеническими нормативами по показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, сульфаты.
На водозаборной скважине с. Михайловка, расположенной по адресу: Ужурский район, с. Михайловка, ул. Тимирязева, 16, пом.1 устранить следующие нарушения:
разработать проект ЗСО с планом мероприятий на скважину, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
предоставить санитарно-эпидемиологическое включение на водный объект;
разработать рабочую программу производственного контроля качества воды из скважины, согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой воды (предоставить протоколы лабораторных исследований;
выполнить ограждение территории первого пояса ЗСО скважин;
установить прибор систематического контроля фактического дебита подземного источника водоснабжения;
обеспечить соблюдение режима территории первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) водоисточника (не допускать расположения на территории первого пояса ЗСО объектов, не относящихся к эксплуатации водоисточника (центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 10 м от скважины, территория зернотока (элеватора) ФГУП «Михайловское» на расстоянии около 15 м от скважины)».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ужурского районного суда от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Михайловского сельсовета – Паукова В.Г.– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: