Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 12.12.2017 |
Дата решения | 20.12.2017 |
Категория дела | иные споры по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе |
Судья | Платов Андрей Станиславович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 2a6b55be-882a-3fe3-a012-e4facb759b51 |
Судья: Джимбеева Л.Н. Дело № 33-16806
032г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 декабря 2017г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.,
с участием прокурора: Смирновой Я.Е.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску [СКРЫТО] А.Г. к Эвенкийскому районному Совету депутатов о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, компенсации за неиспользованный отпуск, признании незаконными и отмене распоряжений председателя Эвенкийского районного Совета депутатов от 14 декабря 2016г. №96-р лс, от 31 октября 2016г. №124-р, распоряжения исполняющей полномочия председателя Эвенкийского районного Совета депутатов ФИО7 от 09 января 2017г. №01-р лс о внесении изменений в распоряжение №88-р лс от 31 октября 2016г.,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней [СКРЫТО] А.Г.,
на решение Илимпийского районного суда от 16 августа 2017г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А.Г. к Эвенкийскому районному Совету депутатов о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 404 333,71 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, компенсации за 27 дней неиспользованного отпуска в размере 85 960,71 рублей, признании незаконными и отмене распоряжений Председателя Эвенкийского районного Совета депутатов от 14.12.2016 №96-р лс, от 31.10.2016 №124-р, распоряжения исполняющей полномочия Председателя Эвенкийского районного Совета депутатов ФИО7 от 09.01.2017 №01-р лс о внесении изменений в распоряжение №88-р лс от 31.10.2016, отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
[СКРЫТО] А.Г. обратилась в суд с иском к Эвенкийскому районному Совету депутатов (далее по тексту-ЭРСД) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, компенсации за неиспользованный отпуск, признании незаконными и отмене распоряжений председателя Эвенкийского районного Совета депутатов от 14 декабря 2016г. №96-р лс, от 31 октября 2016г. №124-р, распоряжения исполняющей полномочия председателя Эвенкийского районного Совета депутатов Староворцевой М.С. от 09 января 2017г. №01-р лс о внесении изменений в распоряжение №88-р лс от 31 октября 2016г. Свои требования она мотивировала тем, что с 06 мая 2013г. работала в должности <данные изъяты>. 31 октября 2016г. ответчик выдал ей уведомление о сокращении ее должности и увольнении с 09 января 2017г. по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. Она считает, что оснований для сокращения ее должности не было. Изменение структуры аппарата фактически связано с переходом главы ЭРСД в Администрацию Эвенкийского муниципального района. Председатель ЭРСД предложил депутатам образовать три отдела аппарата ЭРСД: общий, организационный и отдел учета и отчетности, уменьшив количество муниципальных служащих в аппарате с 16 до 13 единиц. Проект решения, предложенный председателем ЭРСД, поступил на рассмотрение депутатов с нарушением процедуры представления проектов решений, т.к. пояснительная записка поступила утром 20 октября 2016г., правовая и финансовая комиссии не имели возможности дать по нему свое заключение. Увольнение является незаконным, поскольку не было соблюдено ее преимущественное право, ей не предлагались все имеющиеся у работодателя вакантные должности. В уведомлении от 31 октября 2016г. указано о том, что ее должность будет сокращена с 09 января 2017г., распоряжение о ее увольнении издано 14 декабря 2016г., то есть до истечения двухмесячного срока, при этом в нем не указано о расторжении трудового договора. Ни в одном распоряжении не указано о сокращении занимаемой ею должности <данные изъяты>. При увольнении ей не в полном объеме выплачено выходное пособие за февраль 2017г., компенсация за неиспользованный отпуск. В этой связи она просила суд (с учетом уточнений) признать увольнение незаконным, восстановить в прежней должности <данные изъяты> с 10 января 2017г., взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 10 января 2017г. по день принятия судом решения в размере 404 433 руб. 71 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; установить в отношении нее факт дискриминации в сфере труда; признать незаконными и отменить распоряжение председателя ЭРСД от 31 октября 2016г. №96-р лс об увольнении, распоряжение от 31 октября 2016г. №124-р о сокращении с 09 января 2017г. двух единиц муниципальных служащих аппарата ЭРСД; отменить распоряжение исполняющей обязанности председателя ЭРСД ФИО8 от 09 января 2017г. №01-р лс о внесении изменений в распоряжение от 31 октября 2016г. №88-р лс; взыскать компенсацию за 27 дней неиспользованного отпуска в размере 85 960 руб. 71 коп.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней [СКРЫТО] А.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание [СКРЫТО] А.Г., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя [СКРЫТО] А.Г. Малахова И.А., представителя Эвенкийского районного Совета депутатов Высокос Г.С., заключение прокурора, полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнение к ней - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по инициативе работодателя трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации.
Под сокращением численности работников организации следует понимать уменьшение количества единиц по соответствующей должности (профессии) при условии, что эта должность (профессия) хотя и в сокращенном количестве, но сохраняется.
Под сокращением штата следует понимать упразднение указанной в штатном расписании должности (профессии).
В соответствии с ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 и 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Согласно ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от <дата>г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.17 Устава Эвенкийского районного Совета депутатов, организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности районного Совета депутатов, постоянных и временных комиссий и депутатов осуществляется аппаратом районного Совета депутатов, создаваемым решением районного Совета депутатов. Структура аппарата утверждается решением районного Совета депутатов, сотрудники аппарата районного Совета депутатов являются муниципальными служащими (абз. 2 ст.18 Устава).
Из материалами дела видно и судом установлено, что 06 марта 2013г. с [СКРЫТО] А.Г. был заключен трудовой договор №93, в соответствии с которым она занимала должность муниципальной службы <данные изъяты>.
Решением ЭРСД от 21 октября 2016г. №4-1543-1 утверждена новая структура аппарата ЭРСД, состоящая из общего отдела, организационного дела, отдела учета и отчетности с численностью муниципальных служащих в количестве 13 единиц. Утверждены также численность работников обслуживающего персонала аппарата ЭРСД, не относящихся к должностям муниципальной службы, в количестве 5 единиц; численность муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты Эвенкийского муниципального района (далее по тексту - ЭМР) в количестве 10 единиц. Из указанного решения следует, что занимаемая [СКРЫТО] А.Г. должность «<данные изъяты>» исключена из структуры аппарата ЭРСД, данная должность сокращена.
31 октября 2016г. председателем ЭРСД, с целью приведения штатной численности и штатного расписания в соответствии с решением ЭРСД от 21 октября 2016г. №4-1543-1 изданы:
1) распоряжение №122-р об исключении из штатного расписания и штатной численности ЭРСД: должности контролера-ревизора отдела по контролю социальной сферы контрольно-счетной палаты (1 ед.); должности главного специалиста правового отдела по организации деятельности аппарата ЭРСД (1 ед.);
2) распоряжением №123-р об утверждении штатного расписания и штатной численности ЭРСД с 10 января 2017: аппарата ЭРСД - 13 единиц; работников обслуживающего персонала аппарата ЭРСД -5 единиц; Контрольно-счетной палаты ЭМР - 10 единиц.
Согласно штатного расписания и штатной численности аппарата, вводимого в действие с 10 января 2017г. организационный отдел аппарата ЭРСД состоит из должностей: начальника отдела, главного специалиста по сопровождению сессий и мероприятий ЭРСД, главного специалиста по ведению архивного фонда ЭРСД, главного специалиста по взаимодействию с представительными органами сельских поселений, главного специалиста по правовым вопросам, главного специалиста по контрактно-договорной и претензионной работе; отдел учета и отчетности состоит из должностей: начальника отдела, главного специалиста - 3 ед.; общий отдел состоит из должностей: начальника отдела, главного специалиста по документообороту, специалиста 1 категории; всего - 13 единиц муниципальных служащих.
Решением ЭРСД от 16 декабря 2016г. №4-1570-2 в решение от 21 октября 2016г. №4-1543-1 «Об утверждении структуры аппарата Эвенкийского районного Совета депутатов» внесены изменения в части определения численности муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты Эвенкийского муниципального района, количество муниципальных служащих уменьшено с 10 до 9 единиц.
Во исполнение этого Решения председателем ЭРСД издано распоряжение №156-р об утверждении штатного расписания и штатной численности ЭРСД с 01 марта 2017г.: аппарата ЭРСД в количестве 13 единиц; работников обслуживающего персонала аппарата ЭРСД в количестве 5 единиц; Контрольно-счетной палаты ЭМР в количестве 9 единиц.
Распоряжением от 26 декабря 2016г. №158-р и от 26 декабря 2016г. №159-р из штатного расписания и штатной численности Контрольно-ревизионной палаты ЭМР исключена должность начальника отдела внешних проверок (1 ед.).
31 октября 2016г. [СКРЫТО] А.Г. вручено письменное уведомление о сокращении с 09 января 2017г. занимаемой ею должности, по истечении 2-х месяцев со дня получения настоящего уведомления трудовой договор с ней будет расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности и штата работников организации на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. В этом же уведомлении сообщалось о наличии в ЭРСД вакантной должности председателя Контрольно-счетной палаты ЭМР, назначаемой решением ЭРСД, иных вакансий не имеется.
Распоряжением от 14 декабря 2016г. №96-р лс [СКРЫТО] А.Г. была освобождена от занимаемой должности <данные изъяты> 09 января 2017г. в связи с сокращением численности и штата работников организации, п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. В этот же день ей была выдана трудовая книжка.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд правильно исходил из того, что факт сокращения численности штата работников аппарата ЭРСД в действительности имел место в связи с изменением структуры аппарата ЭРСД, решение о котором принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления. Увольнение истицы произведено ответчиком в соответствии с требованиями трудового законодательства и Федерального закона «О муниципальной службе в РФ». Истица была письменно уведомлена 31 октября 2016г. о предстоящем сокращении численности штата и увольнении с 09 января 2017г., при этом ей было сообщено о наличии вакантной должности председателя Контрольно-счетной палаты ЭМР, которая назначается на должность решением ЭРСД, других вакантных должностей в штате ЭРСД не имелось. При увольнении [СКРЫТО] А.Г. ответчиком были соблюдены предусмотренные ст.178 ТК РФ гарантии, ей выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за период с 10 января 2017г. по 09 февраля 2017г., за февраль 2017г. за 17 рабочих дней, а также за третий, четвертый, пятый шестой месяц после увольнения.
Доводы истицы о том, что работодатель не предложил ей должность главного специалиста отдела учета и отчетности аппарата ЭРСД на период нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком, судом исследовались и правомерно были отклонены, т.к. вакантная должность (работа) - это предусмотренная штатным расписанием организации должность (работа), которая свободна, то есть, не замещена (не занята) каким-либо конкретным работником, состоящим с организацией в трудовом правоотношении. В этой связи не может считаться вакантной должность, замещаемая временно отсутствующим работником, за которым в соответствии с законодательством эта должность сохраняется, в том числе и в случае нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком. Поскольку указанная должность не была вакантной, у ответчика не имелось обязанности предлагать истице эту должность.
Суд, разрешая требования [СКРЫТО] А.Г. о признании незаконным распоряжения председателя ЭРСД от 14 декабря 2016г. №96-р лс и об отмене распоряжения от 31 октября 2016г. №124-р, пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку в распоряжении от 14 декабря 2016г. №96-р лс указывается об освобождении [СКРЫТО] А.Г. от занимаемой должности 09 января 2017г. в связи с сокращением численности или штата работников, ее увольнение произведено 09 января 2017г.
Также суд обоснованно отказал истице в удовлетворении требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 27 дней, поскольку материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что за предыдущие периоды работы [СКРЫТО] А.Г. использовала отпуска в полном объеме, в 2016г. в соответствии с распоряжениями от 30 июня 2016г. №55-р лс, от 31 октября 2016г. №88-р лс ей был предоставлен отпуск в количестве 56 календарных дней за период работы с 06 мая 2016г. по 09 января 2017г., на день увольнения [СКРЫТО] А.Г. отработала 8 месяцев и использовала соответственно отработанному времени все 56 календарных дней отпуска. При этом суд, принимая во внимание, что отпуск истицей фактически использован, его оплата произведена, права истицы на предоставление отпуска не нарушены, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене распоряжения исполняющей полномочия председателя ЭРСД ФИО8 от 09 января 2017г. №01-р лс, которым внесены изменения в распоряжение от 31 октября 2016г. №88-р лс в части указания периода работы, за который [СКРЫТО] А.Г. предоставляется отпуск, а именно: период работы указан с 06 мая 2016г. по 09 января 2017г. вместо с 06 мая 2016г. по 31 декабря 2016г.
Кроме этого, судебная коллегия считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении требования об установлении факта дискриминации в сфере труда, поскольку в действиях ответчика, связанных с увольнением [СКРЫТО] А.Г., факта дискриминации не установлено.
В связи с отказом истице в удовлетворении требования о восстановлении на работе, суд обоснованно отказал в удовлетворении производных от него требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, направленные на оспаривание решения суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, не приведено, а также не указано на обстоятельства, которые не были исследованы судом и которые могли бы повлиять на принятое решение. Доводы жалобы являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, были тщательно судом исследованы и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы сводятся к иной оценке представленных доказательств, оснований для которой не имеется. При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда по доводам жалобы отсутствуют.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Илимпийского районного суда от 16 августа 2017г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнение к ней [СКРЫТО] А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: