Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 26.10.2018 |
Дата решения | 12.11.2018 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Белякова (Ломова) Наталия Витальевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | cf64b657-03d2-3a9b-bd74-047b529281fb |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Сергеев Ю.С. Дело № 33-16688/2018
А-069г
12 ноября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Провалинской Т.Б.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании права на получение пенсии по инвалидности с 01 ноября 2005 года по 01 декабря 2017 года и взыскании суммы задолженности
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.П.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании права на получение пенсии по инвалидности с 01 ноября 2005 года по 01 декабря 2017 года и взыскании суммы задолженности - ОТКАЗАТЬ.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Д.П. обратился в суд с требованиями к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании права на получение пенсии по инвалидности с 01.11.2005 года по 01.12.2017 года и взыскании суммы задолженности по выплате пенсии и единой денежной выплате в размере 1966369 рублей 30 копеек.
Требования мотивировал тем, что родился <дата> году в Таджикской ССР, с 1996 года переехал на постоянное место жительства в Россию, где проживает в <адрес>.
28.09.1998 года истцу была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию и с этого времени он стал получать пенсию по инвалидности и другие социальные выплаты.
В 2001 году истцу было выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, с 01.12.2004 года истцу была назначена ежемесячная денежная выплата.
Указывает, что 01.11.2005 года пенсионные и социальные выплаты ему были прекращены. Указывает, что при обращении к ответчику ему было предложено представить паспорт. Истец указывает, что не получал паспорта, так как отсутствовал подлинник свидетельства о рождении, утраченного во время пожара. Кроме того, истец неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, его личность была установлена.
В ноябре 2015 года истец обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии и денежной выплаты, в чем ему было отказано. После обращения в Минусинскую межрайонную прокуратуру было запрошено свидетельство о рождении истца, оформлена миграционная карта и истцу присвоен статус лица без гражданства.
08.12.2017 года истец получил паспорт гражданина РФ и с этого времени ему была установлена и выплачивается пенсия и единая денежная выплата.
Истец обратился с заявлением к ответчику о выплате пенсии за последние 3 года, в чем ему было отказано.
С указанным отказом истец не согласен, полагает, что прекращение выплаты пенсии в 2005 году, как и отказ в выплате пенсии за прошедшее время, является необоснованным и незаконным.
Истец полагает, что в силу требований ст. 15 ГК РФ и ст. 393 ГК РФ ответчик обязан выплатить ему пенсию за 145 месяцев в размере 1751928,80 рублей и единую денежную выплату в сумме 214440,50 рублей исходя из размера пенсии в месяц 12082,24 рублей, единой денежной выплаты в размере 1478,90 рублей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное установление судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права и на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края – Свистунову О.Ю., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Назначение и выплата социальной пенсии нетрудоспособным гражданам регулируется Федеральным законам от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды, а также иные категории граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно пункта 10 которого к заявлению о назначении социальной пенсии, в зависимости от категории обратившегося за указанной пенсией, должны быть приложены в том числе документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству. Указанный Перечень действовал до 01.01.2015 года.
В качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица. В качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы. В качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы (пункты 15,16 Перечня).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 года) назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.
Постановление ПФ РФ N 15п, Минтруда РФ N 18 от 16.02.2004 были утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшие до 01.01.2015г.
В соответствии с пункта 19 данных Правил выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", окончанием срока выплаты пенсии считается день достижения ими соответствующего возраста.
Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера, а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, оформляется мотивированным решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 24 Правил).
После 01.01.2015г. при назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечиванию применяются Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н. и Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденный Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н.
В соответствии с пунктами 80, 81 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, после прекращения выплаты пенсии пенсионер вправе обратиться за назначением пенсии вновь. Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.
На основании пункта 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Документом, удостоверяющим личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом (пункт 59 Перечня).
Документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (пункт 60 Перечня).
Документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, лица без гражданства, является вид на жительство лица без гражданства, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (пункт 61 Перечня).
Действующее законодательство допускает восстановление права на получение пенсии по инвалидности в соответствии с п. 24 Правил выплат от 16.02.2004 и п.2 ч.3 ст. 22 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (до 01.01.2015 года) и п.2ч.3 ст. 25 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которого по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, истец [СКРЫТО] Д.П. родился <дата> году в <адрес>.
Отделом социальной защиты населения г. Турсунзаде Республики Такжикистан на основании заявления матери истца – ТЕ несовершеннолетнему [СКРЫТО] Д.П., являющемуся инвалидом детства, 06.05.1996 года была назначена пенсия.
Медицинским заключением ВКК районной поликлиники г.Турсунзаде от 06.05.1996 года несовершеннолетний [СКРЫТО] Д.П. признан инвалидом детства, была установлена дата очередного переосвидетельствования – 06.05.1998 года.
В связи с переездом на территорию Российской Федерации с 01.07.1997 года выплата пенсии [СКРЫТО] Д.П. была прекращена.
Как следует из протокола назначения пенсии ОСЗН администрации Минусинского района № 45 от 08.07.1997г., [СКРЫТО] Д.П. как инвалиду детства на срок с 01.05.1997 года по 05.05.1998 года установлена пенсия, получателем пенсии указана ТЕ В дальнейшем выплата пенсии истцу неоднократно продлевалась.
Согласно выписки из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы к справке сер. МСЭ-002 №, несовершеннолетний [СКРЫТО] Д.П., <дата> года рождения, признан ребенком-инвалидом до 30.09.2000 года, а с 30.09.2000 года ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Протоколом назначения пенсии от 27.03.2003 года матери истца ТЕ с 01.04.2003г. назначена социальная пенсия инвалида детства 2 группы в соответствии с п.2 ст. 18 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 12.12.2001 года.
На основании протокола закрытия от 20.10.2005 года выплата пенсии матери истца ТЕ была закрыта с 20.10.2005 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Распоряжением ГУ - УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края с 01.01.2011 года выплата пенсии прекращена в связи с переездом на другое постоянное место жительства [СКРЫТО] Д.П., указана последняя дата выплаты пенсии - октябрь 2005 года. Основанием для вынесения данного распоряжения послужило отбытие истцом наказания по приговору суда. Пенсионное дело было направлено в УПФ РФ в Емельяновском районе по месту отбытия истцом наказания.
Как следует из материалов прокурорской проверки, до 18.03.2015 года [СКРЫТО] Д.П. не имел документов, подтверждающих законное нахождение на территории РФ.
18.12.2014 года истец обратился в УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о проведении процедуры урегулирования правового статуса и 18.03.2015 года истец был признан УФМС России по Красноярскому краю лицом без гражданства.
04.08.2015 года [СКРЫТО] Д.П. была выдана миграционная карта, осуществлена постановка на миграционный учет с 05.08.2015 года по 03.11.2015 года.
18.08.2015 года истец обратился в УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, 05.10.2015 года такое разрешение было выдано.
08.12.2017г. [СКРЫТО] Д.П. получил паспорт гражданина Росисйской Федерации.
На основании заявления истца решением УПФ РФ по г. Минусинску и Минусинскому району от 18.01.2018г. [СКРЫТО] Д.П. с 08.12.2017г. была назначена социальная пенсия по инвалидности на основании п. 1 ст. 11 Закона № 166 – ФЗ.
Не оспаривая решение пенсионного органа от 18.01.2018г. о назначении социальной пенсии по инвалидности, но считая, что имеет право на получение указанной пенсии за прошедший период с 01.11.2005 года по 01.12.2017 года, истец обратился в суд с иском в защиту нарушенного права.
Разрешая требования истца о признании права на получение пенсии по инвалидности с 01.11.2005 года по 01.12.2017 года, взыскании суммы задолженности пенсии и единой денежной выплаты, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что правовых оснований для получения истцом пенсии за спорный период с 01.11.2005 года по 01.12.2017 года не имеется, также отсутствуют основания для взыскания в пользу истца пенсии и единой денежной выплаты за прошедшее время с момента ее назначения – с 08.12.2017 года.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд правильно указал, что как до 01.01.2015г., так и после указанной даты обязательным условием для назначения социальной пенсии является предоставление лицом, которому устанавливается пенсия, документов, удостоверяющих личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству. В качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица. В качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы, а в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации - вид на жительство для лица без гражданства, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Как правильно установлено судом, первоначально пенсия [СКРЫТО] Д.П. как инвалиду детства была назначена и выплачивалась за пределами Российской Федерации, получателем которой была указана его мать ТЕ, однако в копии свидетельства о рождении истца указана мать ЛА
20.10.2005 года с указанной даты выплата пенсии была закрыта на основании п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с утратой пенсионером ([СКРЫТО] Д.П.) права на назначенную ему трудовую пенсию – достижение истцом 28.09.2000г. совершеннолетия.
Кроме того, суд, верно установив, что с момента совершеннолетия истец не предпринял самостоятельных мер к получению пенсии, обоснованно указал, что на пенсионный орган не возложена обязанность автоматически произвести замену получателя пенсии с матери на ребенка по достижению последним совершеннолетия.
Поскольку назначение социальной пенсии по инвалидности носит заявительный характер с предоставлением документов, подтверждающих правовую связь с Российской Федерацией (паспорт гражданина РФ, вид на жительство), а материалами дела подтверждено, что после достижения совершеннолетия и прекращения выплаты пенсии [СКРЫТО] Д.П., не получая вид на жительство, 08.12.2017г. получил паспорт гражданина РФ, после чего впервые обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, суд, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения не установлено виновных действий (бездействия) ответчика, состоящих в причинно-следственной связи с тем, что истец не обращался в компетентные органы за разрешением на временное проживание и за получением вида на жительство, пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что правовых оснований для признания права на получение пенсии по инвалидности с 01.11.2005 года по 01.12.2017 года не имеется.
При этом суд обоснованно не принял во внимание как бездоказательные и неподтвержденные в ходе рассмотрения дела доводы истца о том, что он ранее обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении пенсии, но их не принимали по причине отсутствия паспорта.
В связи с тем, что действующее законодательство допускает восстановление права на получение пенсии по инвалидности если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, а поскольку в ходе рассмотрения дела было подтверждено и не отрицалось истцом, что по достижению совершеннолетия [СКРЫТО] Д.П. неоднократно давались разъяснения в устном порядке о необходимости предоставления для назначения пенсии и единой денежной выплаты документов, удостоверяющих личность и принадлежность к гражданству РФ (паспорт гражданина РФ, вид на жительство), однако истец обратился в суд по прошествии 12-ти лет после прекращения выплаты пенсии, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно не нашел правовых оснований для взыскания с пенсионного органа в пользу истца суммы задолженности по выплате пенсии и единой денежной выплате за прошедшее время.
С учетом приведенных выше обстоятельств довод истца о том, что его личность была установлена справкой об освобождении из мест лишения свободы, в данном случае не имеет правового значения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны исковому заявлению и не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Минсуинского городского суда Красноярского края от 29 августа 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] Д.П. – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Провалинская Т.Б.