Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.09.2018 |
Дата решения | 03.10.2018 |
Категория дела | Иные споры,вытекающие из отношений по государственной (муниципальной) службе |
Судья | Белякова (Ломова) Наталия Витальевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3d38f8c1-ffde-3bfc-813c-dc7416272f9c |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Чижикова О.В. Дело № 33-14925/2018
А-055г
03 октября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Провалинской Т.Б.
с участием прокурора Андреевой А.Г.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о возложении обязанности по расторжению трудового договора
по апелляционной жалобе главы поселка Новочернореченский - Лейниш И.Е.
на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 16 июля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о возложении обязанности расторжения трудового договора удовлетворить.
Возложить на администрацию поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края обязанность расторгнуть трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы, заключенный между администрацией поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края и Исаковой Ниной Васильевной 01.11.2017г.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы, заключенный 01.11.2017 года с Исаковой Н.В.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения ответчиком требований трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе установлено, что Исакова Н.В., занимая должность муниципальной службы главного бухгалтера администрации поселка Новочернореченский, не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к замещению данной должности, так как не имеет высшего образования, что, по мнению прокурора, исключает возможность ее дальнейшей работы на данной должности.
[СКРЫТО] считает, что выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении ответчиком законодательства о муниципальной службе, что является нарушением прав и свобод неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава поселка Новочерноречинский - Лейниш И.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное установление судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав и.о. главы поселка Новочернореченский – Демидко Е.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Исакову Н.В., не согласившуюся с решением суда, заслушав прокурора Андрееву А.Г., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.
В статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 2 ст.2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 года N 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности. Гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "руководители", главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы категории "специалисты", главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "помощники, советники", а также ведущих должностей муниципальной службы категории "обеспечивающие специалисты" необходимо иметь высшее образование.
В силу ст.3 Закона Красноярского края от 27 декабря 2005 года N 17- 4354 «О Реестре должностей муниципальной службы» должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы и в соответствии со структурой органов местного самоуправления. В штатном расписании органов местного самоуправления допускается установление дополнительного наименования к установленному в Реестре должностей муниципальной службы наименованию должности муниципальной службы через указание на выполняемые функции и (или) специализацию должности.
Разделом 2 Закона Красноярского края от 27 декабря 2005 года N 17- 4354 «О Реестре должностей муниципальной службы» утвержден перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского, сельского поселения, в соответствии с которым должность главного бухгалтера отнесена к категории должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городского, сельского поселения - обеспечивающие специалисты.
Согласно ст. 51 Устава поселка Новочернореченский муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Поступление на муниципальную службу, её прохождение и прекращение, а также организация муниципальной службы осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами края, настоящим Уставом и иными муниципальными актами.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу.
При этом в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, Исакова (Кондратенко) Н.В. в 1978 году закончила Ачинский сельскохозяйственный техникум по специальности бухгалтерский учет в сельскохозяйственном производстве, что подтверждается копией диплома АТ №.
На основании трудового договора от 09.01.2017г. Исакова Н.В. была принята на работу на должность главного бухгалтера администрации поселка Новочернореченский.
Согласно штатного расписания на 2017 год должность главного бухгалтера отнесена к аппарату технической службы.
В связи с внесенными Постановлением администрации поселка Новочернореченский от 01.11.2017 №76 «О внесении изменений в постановление администрации поселка от 09.01.2017 №01/1 «Об утверждении штатного расписания администрации поселка на 2017 год» в штатное расписание администрации п. Новочернореченский изменениями, согласно которых с 01.11.2017 г. штатное расписание дополнено должностью главный бухгалтер, которая относится к старшей группе должностей категории «специалист», 01.11.2017г. Исакова Н.В. с должности главного бухгалтера администрации поселка Новочернореченский переведена на муниципальную должность главного бухгалтера.
01.11.2017г. между администрацией поселка Новочернореченский и Исаковой Н.В. заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы – главный бухгалтер.
Разрешая требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о возложении на администрацию поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края обязанности расторгнуть с Исаковой Н.В. трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы главного бухгалтера, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении данных требований.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд пришел к верному выводу, что для замещения должности муниципальной службы главного бухгалтера установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования - наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Достоверно установив, что в 2017 году Исакова Н.В. была принята на работу на должность муниципальной службы главного бухгалтера, относящуюся к старшей группе должностей категории «специалисты», одним из обязательных квалификационных требований для занятия которой является наличие высшего профессионального образования, принимая во внимание, что на момент трудоустройства уровень профессионального образования Исаковой Н.В. не отвечал установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, с учетом отсутствия вакантных должностей, на которые могла бы претендовать Исакова Н.В., судебная коллегия полагает, что суд обоснованно указал, что довод прокурора о невозможности дальнейшего прохождения ею муниципальной службы убедителен, а указанные ответчиком квалификационные требования о наличии среднего специального образования для занятия муниципальной должности главного бухгалтера противоречат законодательству, в связи с чем правомерно возложил на администрацию поселка Новочернореченский [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края обязанность расторгнуть с Исаковой Н.В. трудовой договор от 01.11.2017г. о прохождении муниципальной службы и замещении должности главного бухгалтера.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что отсутствие у Исаковой Н.В. высшего образования не исключает возможности продолжения ею работы в должности главного бухгалтера, поскольку указанную должность она занимает с 2003 года, работая без нареканий, судебная коллегия для отмены решения суда во внимание не принимает, поскольку выполнение конкретной трудовой функции по должности муниципальной службы главного бухгалтера требует обязательного наличия документа о высшем образовании, а материалами дела подтверждено, что Исакова Н.В. была уволена с должности главного бухгалтера 13.09.2016г. по п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ – по собственному желанию и на момент приема вновь на указанную должность в 2017 году уровень ее профессионального образования не отвечал установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллеги
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 16 июля 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы поселка Новочернореченский - Лейниш И.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий: Емельянов В.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Провалинская Т.Б.