Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.08.2018 |
Дата решения | 17.09.2018 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Киселева Альбина Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0bcec276-9216-3ffd-bd0d-1ec416dda939 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Смольская Т.С. Дело №33-13968/2018
2.045г.
17 сентября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоалександровская средняя школа» об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату,
по апелляционной жалобе представителя Министерства [СКРЫТО] РФ – Долгих М.Н.
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 23 июля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования истца удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя школа» начислить и выплатить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября по декабрь 2017 года и с января по май 2018 года в размере 19 095 (девятнадцать тысяч девяносто пять) рублей 94 коп.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоалександровская средняя школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 763 (семьсот шестьдесят три) рубля 84 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
[СКРЫТО] Т.В. обратилась в суд к МБОУ «Новоалександровская СШ», в котором просила обязать ответчика начислить и выплатить ей недоначисленную и невыплаченную заработную плату с сентября по декабрь 2017 года, с января по май 2018 года.
Требования мотивированы тем, что истец осуществляет трудовую деятельность в МБОУ «Новоалександровская СШ» в должности уборщика служебных помещений.
Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ, в связи с чем за спорный период размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составил 19110,25 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства [СКРЫТО] Красноярского края – Долгих М.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.
В соответствии с п. 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В силу ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 28.12.2017 года) с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.03.2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 11 163 рублей в месяц.
Как установлено судом, [СКРЫТО] Т.В. работает в штате ответчика в должности уборщика служебных помещений на 0,25 ставки, дворником на 0,50 ставки.
В соответствии с представленными суду копией трудового договора, выписками из лицевых счетов, заработная плата истца состоит из должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок из лицевых счетов [СКРЫТО] Т.В., за сентябрь 2017 года начисленная ей заработная плата на 0,75 ставки составила 3782,85 рублей при 10 рабочих дней при норме в 21 день; за октябрь - декабрь 2017 года истцу была начислена заработная плата в размере 7944 руб. при полной отработке нормы рабочего времени; за январь - апрель 2018 года истцу было начислено 8262 руб. при полной отработке нормы рабочего времени; за май 2018 года истцу было начислено 11 721,15 руб. при полной отработке нормы рабочего времени.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд, исходя из представленных бухгалтерией ответчика сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно счел подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца сумму неначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 19110,25 рублей.
Расчет суммы задолженности по заработной плате является арифметически верным и сторонами не оспаривался.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть оспариваемого решения, указав на взыскание с МБОУ «Новоалександровская средняя школа» в пользу [СКРЫТО] Т.В. суммы недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы в вышеуказанном размере.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства [СКРЫТО] Красноярского края – Долгих М.Н. о расчете работодателем размера заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства и отсутствии оснований для применения к возникшим до 07.12.2017 года правоотношениям правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года №38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическим условиями, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 23 июля 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства [СКРЫТО] РФ – Долгих М.Н. – без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Исковые требования истца удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоалександровская средняя школа» в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября по декабрь 2017 года и с января по май 2018 года в размере 19 095 (девятнадцать тысяч девяносто пять) рублей 94 коп.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоалександровская средняя школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 763 (семьсот шестьдесят три) рубля 84 коп.».
Председательствующий:
Судьи: