Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 01.12.2020 |
Дата решения | 21.12.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Русанов Руслан Анатольевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 84d81928-21c0-3003-b459-a12a82c74132 |
Судья Федорова О.В. дело № 33-13248/2020
24RS0001-01-2020-000462-64
2.168
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Крятова А.Н., Русанова Р.А.,
при ведении протокола
помощником судьи Сургутской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Абанского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
по апелляционной жалобе представителя администрации Абанского района Красноярского края Чухломиной Н.В.,
на решение Абанского районного суда Красноярского края от 09 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Абанского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированные свалку удовлетворить.
Обязать администрацию Абанского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Красноярский край, Абанский район, д. Мачино, от ориентира в 0,5 км. на запад от населенного пункта, координаты территории свалки: N56°33"47.0" Е095°46"08.3"».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Абанского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, мотивируя тем, что министерством 14.04.2020 года проведено рейдовое мероприятие на территории Абанского района в д. Мачино, по результатам которого установлено, что данная территория с координатами: N 56.33445 Е 095.45408, N 56.33451 Е 095.46038, N 56.33470 Е 095.46083 захламлена отходами производства и потребления. Согласно общим публичным картографическим систем в отношении вышеназванной территории право собственности не разграничено, в связи с чем истец полагает правомерным возложить на администрацию Абанского района Красноярского края, к полномочиям которой относится решение вопросов местного значения, обязанность по ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов как объекта, подверженного разрастанию и возгоранию. Отсутствие должных мер по недопущению образования несанкционированной свалки администрацией Абанского района только усугубит сложившуюся ситуацию на территории района ввиду захламления территории муниципального образования отходами производства и потребления, причиняя вред почве как объекту охраны окружающей среды.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Абанского района Чухломина Н.В. просит отменить решение суда и новым решением отказать в удовлетворении иска, заявленного к ненадлежащему ответчику, поскольку Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает такой вопрос местного значения, как неисполнение мероприятий по защите и охране земель. Полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на уполномоченные органы субъекта РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Герасимова А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 года №715-п.
Согласно пункту 2.1 Положения, министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения, министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.
Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К вопросам местного значения сельского поселения деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов Федеральным законом № 131-ФЗ не отнесена (ч. 1, 3 ст. 14 Закона).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи (в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами только на территории соответствующего муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).
Положениями статей 3, 5 - 7 вышеназванного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Абанского района Красноярского края выявлен факт несанкционированного расположения твердых бытовых отходов поверх плодородного слоя почвы по адресу: Красноярский край, Абанский район, д. Мачино, от ориентира в 0,5 км. на запад от населенного пункта, земельный участок, выделенный под площадку временного накопления ТКО, кадастровый номер: 24:01:2302001:317, общая площадь свалки - 31260 кв.м., координаты территории свалки: №56°33"47.0" Е095°46"08.3", что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра от 14.04.2020 года, имеющимся в материалах дела и не оспаривается ответчиком.
Из представленных истцом фотоматериалов усматривается, что свалка состоит из твердых бытовых отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения и расположена в непосредственной близости от населенного пункта.
Суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по организации очистки территории муниципального района от мусора и отходов, в результате которого образовалась свалка, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде, на законных основаниях удовлетворил требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на спорном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-с), если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
На основании статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. При этом обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления муниципального района, как на органе, уполномоченной распоряжаться неразграниченными земельными участками.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на органы государственной власти края в силу того, что полномочия органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков в Абанском районе, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет органами исполнительной власти Красноярского края, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абанского районного суда Красноярского края от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Абанского района Чухломиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: