Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 20.01.2021 |
Дата решения | 01.02.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Тарараева Татьяна Сергеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7b040633-54bb-3f9e-b83b-13f6b60e46fa |
Судья Копеина И.А. 24RS0017-01-2020-02293-28
дело № 33- 1265/2021
2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Тихоновой Т.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску Пихновского Анатолия [СКРЫТО] к ООО «Красноярская рециклинговая компания», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о восстановлении нарушенных прав,
по апелляционной жалобе истца Пихновского А.Е.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 октября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Пихновского Анатолия [СКРЫТО] к ООО «Красноярская рециклинговая компания», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании оферты неакцептированной, о возложении обязанности прекратить обработку персональных данных, удалении лицевого счета, начислений, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Выслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.Е. обратился в суд с иском к ООО «Красноярская рециклинговая компания», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о восстановлении нарушенных прав.
Иск мотивировал тем, что в ноябре 2019 года ему была выставлена квитанция на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, из которой следует, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» без его ведома, согласия и воли, по поручению ООО «Красноярская рециклинговая компания» на его адрес проживания открыли расчетный счет № 937830011611. По информации ООО «Красноярская рециклинговая компания», им были переданы в адрес соответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» реестры с данными для начисления оплаты. В связи с чем были выставлены платежные документы на его имя за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Истец уведомил ответчика о том, что договор на данные услуги с ним не заключался, согласие на его заключение он не давал, услугами ответчика не пользуется. Также им направлено требование в адрес ответчиков о незамедлительном удалении информации о каких-либо задолженностях и начислениях, удалении информации из личного кабинета на сайте «Красноярскэнергосбыт». Данные требования ответчиками не выполнены. Считает, что собственники жилых домов имеют возможности по распоряжению твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, в том числе и такую возможность, как заключить отдельный договор с региональным оператором. Добровольное заключение сделки на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должно подтверждаться имеющейся у ответчика от него нотариально доверенностью, либо у ответчика должен быть иной документ подтверждающий согласие истца на добровольное заключение сделок с третьими лицами в его интересах.
Истец проживает в п. Элита, Емельяновского района Красноярского края, является собственником индивидуального жилого дома, не занимается каким-либо производством. Потребителем услуги ответчика может являться только администрация Элитовсого сельсовета Емельяновского района Красноярского края. Услугами ответчика он не пользуется, бытовой мусор по необходимости вывозит сам, приобретая талоны на вывоз мусора.
Просил признать оферту ООО «Красноярская рециклинговая компания» не акцептованной и договор с ООО «Красноярская рециклинговая компания» незаключенным, возложить обязанность на ООО «Красноярская рециклинговая компания», ПАО «Красноярскэнергосбыт» прекратить обработку и удалить из своей базы, принадлежащие ему персональные данные, которые как-либо его идентифицируют, незамедлительно удалить информацию о каких-либо долгах, начислениях, удалить лицевой счет № 937830011611, в том числе из личного кабинета на сайте «Красноярскэнергосбыт».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, приводя доводы, заявленные в обоснование иска, которым суд, по его мнению, не дал должной правовой оценки, постановив решение с учетом лишь мнения представителя ответчика, без предоставления последним письменных доказательств. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью для собственника ТКО, то есть Администрации Элитовского сельсовета и не является обязанностью истца. Поскольку по требованию суда в установленный срок для представления возражений на иск, ответчики таких возражений не представили, подтвердив тем самым, что не имеют возражений по иску, они утратили права на возражения представленные позже. Считает, что в действиях судьи имеются коррупционные составляющие, она допускала трактовку закона в угоду ответчику.
Стороны по делу в суд не явились, о слушании дела уведомлены судом первой инстанции надлежащим образом ( л.д. 79-81). Стороны также уведомлены публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу положений ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности( ч.3).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4).
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", ч.9 ст. 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно п.1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В силу положений ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 4 ст. 24.7 ФЗ указанного федерального закона региональные собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8(18). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом, 25.01.2019 между ООО «Красноярская рециклинговая компания» (Принципал) и ПАО «Красноярскэнергосбыт» (Агент) заключен агентский договор на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевого счетов потребителей ООО «КРК», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской Левобережной технологической зоны Красноярского края. Срок оказания услуг -с 01.01.2019 по 31.01.2020.
Аналогичный агентский договор заключен между ООО «Красноярская рециклинговая компания» (Принципал) и ПАО «Красноярскэнергосбыт» (Агент) 18.03.2020, на срок с 01.04.2020 по 31.01.2021.
Согласно приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 № 1178-в (ред. от 18.09.2020) "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Рециклинговая Компания" по Красноярской левобережной технологической зоне" данный тариф составляет 1139,17 рублей на м3.
В соответствии с Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.04.2020 № 77-673-од "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края" установлены нормативы накопления ТКО на территории Красноярской левобережной технологической зоны, в которую в том числе входит Емельяновский район в размере 0,07 м3/чел для жилого фонда вне зависимости от степени благоустройства в месяц.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 года в соответствии со ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», распоряжением Губернатора Красноярского края от 30.09.2017 № 582-рг, Положением о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п, учитывая результаты конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края, ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
10.08.2018 Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края, в силу п.1.2 последнее обязалось в течение срока действия соглашения организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующими федеральными и региональными законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од.
Зоной деятельности регионального оператора является территория Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с территориальной схемой. В Красноярскую левобережную технологическую зону Красноярского края входит, в том числе, территория Емельяновского района (п. 1.3 Соглашения).
[СКРЫТО] А.Е. проживает в частном доме по адресу: <адрес>
Ежемесячно для оплаты Пихновскому А.Е. в платежных документах ПАО «Красноярскэнергосбыт» на основании вышеуказанных агентских договоров с ООО «Красноярская рециклинговая компания» выставляется сумма за услугу обращение с ТКО.
17.11.2019 года [СКРЫТО] А.Е. направил в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» заявление-требование отзыв акцепта оферты, в котором просил незамедлительно удалить информацию о каких-либо долгах, начислениях из его личного кабинета на сайте «Красноярскэнергосбыт», а также незаконно присвоенную точку учета № 937830011611.
14.12.2019 года [СКРЫТО] А.Е. направил в адрес ООО «Красноярская рециклинговая компания» заявление-требование отзыв акцепта оферты, в котором указал, что в его адрес, через личный кабинет сайта «Красноярскэнергосбыт» поступила квитанция на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, из которой следует, что от его имени был заключен некий договор, а также открыт расчетный (лицевой) счет с номером № 937830011611. Считает действия незаконными, требует закрыть все лицевые счета и иные счета, открытые без надлежащей доверенности от его имени, а также расторгнуть договор лицевого счета заключенный без его согласия.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, с чем судебная коллегия соглашается, находя доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на отсутствие заключенного с ним договора по распоряжению твердыми коммунальными отходами, выраженного им в установленном порядке волеизъявления на заключение данного договора с ООО «Красноярская рециклинговая компания», несостоятельными.
Согласно п.148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (действия, которые свидетельствуют о воле лица заключить сделку, к таким действиям относят в том числе оплату услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148(21) Правил.
Однако, отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освободит от обязанности по оплате услуг по вывозу мусора.
В силу п.1 ст. 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 148 (11) вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Как правильно указано судом, порядок заключения договора в отсутствие письменного на то согласия потребителя, регулируется п. 8(17) и 8 (18) постановления Правительства №1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
Предложение Регионального оператора ООО «Красноярская рециклинговая компания» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, адресованное потребителям, вместе с проектом договора, содержащим существенное условие для данного вида договора предмет договора размещены на официальном сайте регионального оператора.
На истце, как потребителе лежала обязанность в течение 15 рабочих дней со дня размещения данного предложения, направить заявку и документы. В случае не направления такой заявки с документами, договор на оказание услуг считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.
Истцом соответствующая заявка в установленный законом срок направлена не была, что не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по оплате фактически оказываемых услуг по обращению с ТКО, в пределах утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора исходя из установленных нормативов по объемам накопления мусора.
Доказательств не образования твердых бытовых отходов, либо их вывоз и переработку иным лицом, суду не представлено. Наличие мусора (ТКО) будет всегда по объективным причинам, поскольку в процессе жизнедеятельности так или иначе возникают бытовые отходы. Заключение договора с региональным оператором с ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» для собственника Пихновского А.Е., является обязанностью, а не правом.
Также суд не может согласиться с позицией истца о том, что он может самостоятельно осуществлять утилизацию мусора путем приобретения талона на вывоз мусора.
Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов подлежит лицензированию, ссылки истца на возможность самостоятельного вывоза ТКО противоречат закону.
С учетом положений п. 148 (23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в силу которых исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям, в удовлетворении требований истца об обязании ответчиков прекратить обработку персональных данных, удалении лицевого счета отказано правомерно.
Обстоятельств того, что обработка персональных данных истца осуществляться ответчиками с нарушением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных", не установлено.
Доводы жалобы о наличии сомнений в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по делу носят предположительный субъективный характер и ничем не подтверждаются. Содержание обжалуемого решения не свидетельствует о том, что вынесший его судья был лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит постановленное по делу решение законным и обоснованным. Выводы суда подробно мотивированы со ссылкой на положения закона, регулирующего спорные правоотношения. Доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильность выводов суда не опровергают, основанием к отмене решения служить не могут.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 октября 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Пихновского А.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: