Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 20.01.2021 |
Дата решения | 01.02.2021 |
Категория дела | - военнослужащим, сотрудникам органов МВД, таможенных и иных государственных органов |
Судья | Баимова Ирина Антанасовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1d2a3e9b-eda3-3d1a-a200-5de2c852a2fc |
Судья Лузганова Т.А. Дело № 33-1264/2021 2.078
Дело № 2-1972/2020 УИД 24RS0017-01-2020-001315-52
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Любови [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству строительства Красноярского края об оспаривании отказа во включении в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, обязании включить в сводный список,
по апелляционной жалобе министра Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 07 октября 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконным приказ Министерства строительства Красноярского края №161-о от 23.05.2016, в части отказа [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] во включении в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство строительства Красноярского края включить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] и членов его семьи, состоящей из четырех человек ([СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], жена [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], дочь [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], внучка [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]) в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Заслушав докладчика, истцов [СКРЫТО] Л.В. и [СКРЫТО] Е.В., представителя ответчика - Министерства строительства Красноярского края Никитину Н.В. (на основании доверенности от 13.01.2021г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] В.Р. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Красноярского края об оспаривании отказа во включении в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, обязании включить в сводный список.
Требования мотивированы тем, что решением Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22.11.2018 удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] В.М. о признании незаконным решения Министерства строительства Красноярского края, возложении обязанности совершить юридически значимые действия. Приказом министра строительства Красноярского края С.А. Козупица №161-0 от 23.05.2016 по [СКРЫТО] В.М. принято решение об отказе во включении в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Согласно ответу, подписанному первым заместителем министра Т.А. Василовской от 31.06.2019 № м/1135, основанием для отказа явилось нарушение заявителем подпунктов « а», «б», «в», «д» пункта 4 статьи 6 Закона Красноярского края от 09.06.2011 г. №12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края», а именно: администрация г.Канска в срок до 01.01.2005 не заявляла [СКРЫТО] В.М. в органы исполнительной власти Красноярского края в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правилами, то есть, как следствие, [СКРЫТО] В.М. не относится к категории указанных граждан. При рассмотрении документов учетного дела [СКРЫТО] В.М. установлено, что отсутствуют: заявление на имя главы муниципального образования о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, датированное до 01.01.2005; выписка из решения органа местного самоуправления о постановке [СКРЫТО] В.М. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, до 01.01.2005, и т.д. Указанные Министерством строительства Красноярского края доводы были ранее рассмотрены апелляционной коллегией Красноярского краевого суда и в их удовлетворении отказано апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского края от 11.03.2019.
Решением Канского городского суда от 06.06.2014 исковые требования [СКРЫТО] В.М, [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] В.Р. к администрации г.Канска о признании права постановки на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства были удовлетворены. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 14.01.2015 решение Канского городского суда от 06.06.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г.Канска Красноярского края - без удовлетворения. Судом достоверно установлено, что [СКРЫТО] В.М. являлся военнослужащим, имеющим выслугу на 01.03.1999 более 10 лет, признан по месту службы нуждающимся в обеспечении жилым помещением, совершил все действия для постановки его и членов его семьи на учет, как нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в орган местного самоуправления. Его виновных действий в том, что он не был своевременно поставлен на учет, не имеется. В связи с чем, требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку иным образом для истца реализовать представленное ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и гарантированное Российской Федерацией право военнослужащего, имеющего выслугу более 10 лет и уволенного по достижении предельного возраста нахождения на военной службе, один раз получить жилье, не представляется возможным. Согласно определению Канского городского суда от 31.03.2016, суд разъяснил решение Канского городского суда от 06.06.2014, указав, что военнослужащий [СКРЫТО] В.М. жилищной комиссией в/ч 03202 08.02.1998 признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. В связи с чем, право [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи состоят на учете в администрации г.Канска в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», возникло до 01.01.2005. Определение вступило в законную силу. Судом установлено и никем не оспорено, что [СКРЫТО] В.М. до 01.01.2005 обращался в администрацию г.Канска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащий, уволенный с военной службы в отставку. Наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий является существенным условием, необходимым для получения жилья один раз по достижению предельного возраста нахождения на военной службе.
Таким образом, по мнению истцов, приказ Министра строительства Красноярского края №161-0 от 23.05.2019 является незаконным, нарушает законное право [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи на получение жилого помещения военнослужащим, уволенного с военной службы в отставку до 01.01.2005. На основании изложенного, истцы просили признать незаконным и отменить приказ Министра Строительства Красноярского края С.А. Казупица №161-о от 23.05.2016 (дата указана в приказе); обязать Министерство Строительства Красноярского края включить [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) Е.В., [СКРЫТО] В.Р. в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министр Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на нарушение [СКРЫТО] В.М. установленного порядка постановки на учет (нет заявления с пакетом документов о постановке на учет, зарегистрированного администрацией г. Канска до 01.01.2005, отсутствует решение администрации г. Канска о постановке на учет до указанной даты), не представлены в полном объеме документы, предусмотренные статьей 5 Закона края. Также полагает неверным вывод суда о необязательности признания [СКРЫТО] В.Р. членом семьи [СКРЫТО] В.М. в судебном порядке. Кроме того, судом не учтено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, до 01.01.2005 принятых муниципальными образованиями на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является расходным обязательством федерального бюджета. Мероприятие по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории в рамках переданных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» завершено. Субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан указанной категории бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год в федеральном бюджете на 2019 год (Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов») не предусмотрены.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, не заявивших об уважительной причине неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истцов, согласных с решением суда, проверив материалы дела и решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2.1 указанной статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены одноименные Правила, которыми установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства вышеуказанной категории лиц и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
09.06.2011 принят Закон Красноярского края №12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края», который распространяется на категории граждан, принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, в том числе: на категорию граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п.1 ст.4 указанного Закона Красноярского края, при обеспечении в соответствии с настоящим Законом жилым помещением в составе семьи гражданина учитываются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином, учитываются в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Положениями ст.5 указанного Закона Красноярского края, предусмотрено, что для включения в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, на планируемый год (далее - сводный список) гражданин представляет в срок до 1 сентября текущего года в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - орган местного самоуправления), заявление с указанием формы обеспечения жилым помещением по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, с приложением перечисленных документов.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона Красноярского края №12-5954, органы местного самоуправления формируют учетные дела граждан, состоящие из заявления, документов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, и выписки из решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - учетное дело), и направляют их в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство) в течение 10 рабочих дней с момента получения документов в полном объеме.
В силу п.3 ст.6 Закона Красноярского края №12-5954, учетные дела граждан рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления в министерство. Комиссия проверяет правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений и с учетом избранной гражданином формы обеспечения жилым помещением готовит предложения министерству о включении граждан, на которых представлены учетные дела, в сводный список либо об отказе во включении в сводный список.
Основания для подготовки комиссией предложений об отказе во включении в сводный список указаны в п.4 ст.6 Закона Красноярского края №12-5954. Такими случаями, в частности, являются: а) лицо не относится к категории граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; д) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий в целях приобретения или сохранения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (изменение порядка пользования жилым помещением, продажа, дарение, обмен жилого помещения, выделение доли жилого помещения собственниками, отчуждение жилых помещений или их частей и иные случаи распоряжения жилыми помещениями).
В соответствии со ст. 5 Закона, Министерство с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение 5 рабочих дней со дня заседания комиссии принимает решение о включении граждан в сводный список либо об отказе во включении в сводный список по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено документами в деле, в период с 08.10.1978 по 10.10.1983 в войсковой части №03259, и с 02.06.1993 по 01.03.1999 в войсковой части «03202, по контракту [СКРЫТО] В.М. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, что подтверждается выпиской из личного дела [СКРЫТО] В.М. Последним местом службы являлась войсковая часть №03202, уволен в запас по ст.48 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах РФ составляет – 12 лет 9 месяцев и 19 дней.
18.05.2003 [СКРЫТО] В.М. выдано удостоверение о том, что он 01.03.1999 уволен с действительной военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имеет право на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Законом Российской Федерации «О ветеранах».
Справками войсковой части №03259, войсковой частью №82873 [СКРЫТО] В.М. безвозмездная финансовая помощь по уплате кооперативного жилья на ведение индивидуального жилищного строительства, не выдавалась, служебной жилой площадью от Министерства обороны РФ он не обеспечивался.
02.12.2004 [СКРЫТО] В.М. подано заявление в администрацию г.Канска Красноярского края о постановке его и членов его семьи на учет для улучшения жилищной площади – на получение ГЖС.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 06.06.2014, вступившего в законную силу 14.01.2015г., удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] В.Р. к администрации г.Канска, на администрацию г.Канска возложена обязанность принять на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения [СКРЫТО] В.М., <дата>.р., с учетом членов его семьи [СКРЫТО] Л.В., <дата>.р., [СКРЫТО] Е.В., <дата>.р., [СКРЫТО] В.Р., <дата>
Определением Канского городского суда от 31.03.2016г., вступившего в законную силу 18 апреля 2016 года разъяснено решение суда от 06.06.2014, указанием в резолютивной части определения, что поскольку военнослужащий [СКРЫТО] В.М. жилищной комиссией в/ч 03202 08 февраля 1998 года признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, то право [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи состоять на учете в администрации г.Канска в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», возникло до 1 января 2005 года.
Постановлением №626жк от 03.03.2015 администрации г.Канска [СКРЫТО] В.М. с составом семьи четыре человека, включая [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО]([СКРЫТО]) Е.В., [СКРЫТО] В.Р., приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением № 626жк/1 от 19.12.2017, в Постановление № 626жк от 03.03.2015 внесены изменения, на основании решения Канского городского суда от 06.06.2014 пункт 1 изложен в следующей редакции: «1.Принять на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Н.В., [СКРЫТО] В.Р. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.», а также постановление дополнено пунктом 2 следующего содержания: «2. Право [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи состоять на учете в администрации г. Канска в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» возникло до 01 января 2005 г.».
Решением Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22.11.2018, вступившим в законную силу 11.03.2019, признано незаконным решение Министерство строительства Красноярского края об отказе в рассмотрении документов о включении [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., и членов его семьи: [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещение за счет федерального бюджета; на Министерство строительства Красноярского края возложена обязанность рассмотреть документы о включении [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., и членов его семьи: [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р., в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещение за счет федерального бюджета, в рамках реализации Закона Красноярского края от 09.06.2011 года №12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненным к ним лиц на территории Красноярского края» и постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или отставку и службы органов внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства».
Приказом Министерства строительства Красноярского края №161-о от 23 мая 2019 г. (ошибочно указано - 23.05.2016), в соответствии со ст.6 Закона Красноярского края от 09.06.2011 №12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края», пп. а, б, в, д пункта 4 статьи 6, пунктом 3.34 Положения о Министерстве строительства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 №51-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства Красноярского края», с учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению учетных дел граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, [СКРЫТО] В.М. отказано во включении в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лица, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
30.05.2019 Министерством строительства Красноярского края в адрес [СКРЫТО] В.М. было направлено уведомление №82-225/9 об отказе во включении в сводный список, где указано основания отказа: пп. «а», «б», «в», «д» пункта 4 статьи 6 Закона Красноярского края №12-5954.
31.07.2019 на обращение [СКРЫТО] В.М. Министерством строительства Красноярского края дан ответ №м/1135, из которого следует, что учитывая срок постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, для граждан, уволенных с военной службы, ограничен законодателем 01.01.2005, у администрации г.Канска не было оснований для постановки [СКРЫТО] В.М. на учет до указанной даты.
Удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] В.Р. к Министерству строительства Красноярского края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Министерства строительства Красноярского края об отказе во включении истцов в сводный список граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя и членов его семьи.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, поскольку он основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на верной оценке имеющих значение для дела обстоятельств и представленных доказательств.
Учитывая, что [СКРЫТО] В.М. поставлен органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, что установлено судебным постановлением, уволен в запас из Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе 01.03.1999, общая продолжительность военной службы на момент увольнения составляла 12 лет 9 месяцев 19 дней, то есть более 10 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство строительства Красноярского края не имело законных оснований для отказа во включении заявителя в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, которых планируется обеспечить жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В этой связи доводы стороны ответчика об обоснованности отказа истцам во включении в спорный список ввиду отсутствия необходимых документов, предусмотренных ст. 5 Закона края, датированных до 01.01.2005г. (то есть на основании пп. «а», «б», «в» пункта 4 статьи 6 Закона Красноярского края №12-5954) правомерно были признаны несостоятельными судом первой инстанции.
Доводы ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий членами семьи [СКРЫТО] В.М. были проверены судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Так, из документов в учетном деле [СКРЫТО] В.М. следует, что согласно выписки из домовой книги, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: с 11.08.2004 – [СКРЫТО] Л.В., с 06.04.2000 - [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (муж), с 22.01.2013 - [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], (дочь), с 22.01.2013 - [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], <дата> г.р. (внучка), с 04.06.2016 - [СКРЫТО] Антон Дмитриевич, <дата> г.р. (внук).
По сведениям ЕГРН, право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, с 18.08.2003 зарегистрировано за Хромовой Е.М. Площадь данного жилого помещения составляет 50,1 кв.м.
В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ФИО5 краю Канского отделения №2114-174 от 25.01.2013, за [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Е.В. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве г.Канске и Канском районе не зарегистрированы.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Канского отдела от 24.04.2019, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения на имя [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] В.Р., [СКРЫТО] Е.В.
Документами в деле также подтверждено, что [СКРЫТО] Л.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность 29.09.1993 принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на которое 25.08.2004 было зарегистрировано прекращение права.
Данное жилое помещение в порядке приватизации было предано Администрацией г.Канска безвозмездно [СКРЫТО] Л.В., Колпакову С.В., [СКРЫТО] Е.В. в совместную собственность.
[СКРЫТО] В.М. был зарегистрирован в указанном жилом помещении с 17.03.1998 по 06.04.2000.
Согласно представленному в материалы дела договору купли-продажи квартиры от 13.08.2004, [СКРЫТО] Л.В., Колпаков С.В., [СКРЫТО] Е.В. (ранее – [СКРЫТО]) продали жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м., Охапкину С.О.
Из представленных сведений АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что согласно базе данных ГУ «КГЦТИ и ОЗСС» по состоянию на 31.12.1998 за [СКРЫТО] (Колпаковой) Л.В., 15.03.1953г.р., [СКРЫТО] ([СКРЫТО], [СКРЫТО]) Е.В., 16.12.1985г.р., объекты недвижимого имущества в г.Красноярске на праве собственности не зарегистрированы.
С 07.04.2000 и по настоящее время [СКРЫТО] В.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении на регистрационном учете также состоят члены его семьи: жена [СКРЫТО] В.М., дочь [СКРЫТО] Е.В., внучка [СКРЫТО] В.Р. Ранее с 04.06.2016 по 23.04.2019 был зарегистрирован внук [СКРЫТО] А.Д., который снят с регистрационного учета на адрес: <адрес>
В настоящее время дочь [СКРЫТО] В.М. - [СКРЫТО] Е.В., и внучка [СКРЫТО] В.Р. имеют регистрацию по месту пребывания с 24.03.2020 по 24.09.2020 в <адрес>. Из пояснений истца [СКРЫТО] Е.В. следует, что это связано с обучением [СКРЫТО] В.Р. в ВУЗе г.Красноярска.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях [СКРЫТО] В.М. признаков намеренного ухудшения жилищных условий при продаже 13.08.2004г. его супругой, дочерью и сыном супруги принадлежащего им жилого помещения по адресу: г.Канск, мкр. Северный, д.21, кв.30, общей площадью 44,1 кв.м., поскольку он не являлся собственником, не был зарегистрирован в нем на указанную дату, после реализации квартиры прошло более 10 лет.
Кроме того, решением Канского районного суда от 06.06.2014г. [СКРЫТО] В.М., [СКРЫТО] Л.В., [СКРЫТО] Л.В. (в настоящее время [СКРЫТО]) Е.В., [СКРЫТО] В.Р. признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Это право возникло у них (с учетом разъяснения решения Канского городского суда), на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства №1054, до 01 января 2005 года.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что отдельного судебного постановления для признания [СКРЫТО] В.Р. членом семьи [СКРЫТО] В.М. не требуется, поскольку данные обстоятельства уже установлены решением суда.
Суд также верно указал, что ссылка ответчика на то, что Федеральным законом от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.» не предусмотрено субвенций на финансирование расходов по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку право [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи на постановку на учет и на получение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», возникло до 1 января 2005 года, что подтверждается судебными постановлениями, вынесенными ранее. Несвоевременное рассмотрение органом местного самоуправления документов, представленных [СКРЫТО] В.М. не является основанием для исключения его из числа лиц, которые не заявлены в органы исполнительной власти Красноярского края в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, суд обоснованно указал, что поскольку органом местного самоуправления пакет документов для включения [СКРЫТО] В.М. и членов его семьи в сводный список сформирован на основании вступившего в законную силу решения суда, Министерство строительства Красноярского края не имело право отказать заявителю включить его в соответствующий список, поскольку это право установлено судебным постановлением.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется.Все доводы апелляционной жалобы ответчика были предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая оценка в решении суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 07 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министра Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: