Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.11.2020 |
Дата решения | 23.11.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Михайлинский Олег Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 28382d9a-6bd0-3d22-8455-16b6df582264 |
судья Петухова В.Н. | № 33-11994/2020 |
УИД 24RS0015-01-2020-000282-56 | |
2.209г | |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Красноярск | 23 ноября 2020 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Михайлинского О.Н.,
судей: Гришиной В.Г., Корчинской И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о взыскании социальной выплаты,
по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] – Маркуна Александра Святославовича,
на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 12 августа 2020г., которым исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о взыскании социальной выплаты удовлетворены, взыскана с [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] социальная выплата в размере 2 773 278 руб., в том числе: 868 960,44 руб. – средства федерального бюджета, 1 904 317,56 руб. - средства краевого бюджета, а также взыскана с [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] в бюджет местного бюджета государственная пошлина в размере 22 066 руб.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] А.Г. о взыскании социальной выплаты в размере 2 773 278 руб., из которых 868 960,44 руб. - средства федерального бюджета, 1 904 317,56 руб. - средства краевого бюджета. Требования мотивировало тем, что [СКРЫТО] А.Г. включен в состав участников мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п, на основании поданного им заявления от 14 августа 2014 г. и уточненного заявления от 20 августа 2015 г. об улучшении жилищных условий путем строительства жилого дома. На момент подачи заявления об участии в программе членами семьи ответчика являлись <данные изъяты>. Исходя из указанного состава семьи министерством сельского хозяйства Красноярского края рассчитан размер социальной выплаты и 30 марта 2016 г. ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 2 773 278 руб. на строительство жилого дома для ответчика и членов его семьи. Социальная выплата перечислена ответчику 29 апреля и 6 мая 2016 г., что подтверждается платежными поручениями. Согласно трижды представленным ответчиком в министерство формам № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ», № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», подтверждающим факт выполнения работ по строительству жилого дома, министерство поручило банку перечислить средства социальной выплаты на счет ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат». По договору подряда №4 от 20 апреля 2016 г. ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» приняло обязательство построить для ответчика одноэтажный дом площадью 112 кв.м по адресу: <адрес>, в срок до 1 апреля 2017 г. Вступившим в законную силу решением Минусинского городского суд от 26 февраля 2019 г. по делу №2-14/2019 установлено, что ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» по иску [СКРЫТО] А.Г. признало факт невыполнения предусмотренных проектной документацией работ, указанных в справках о стоимости выполненных работ и актах о приемке выполненных работ, а именно: отсутствие перекрытий первого и мансардного этажей кровли, внутридомовых перегородок, оконных и дверных проемов, крыльца, отмостки, облицовки фасада, электромонтажных работ, внутренних отделочных работ, водопровода, канализации, отопления. Отсутствие указанных работ установлено проведенной в рамках судебного разбирательства судебно-строительной экспертизой. Таким образом, вступившим в законную силу решением Минусинского городского суда от 26 февраля 2019 г. по делу №2-14/2019 установлен факт, имеющий значение для данного дела, а именно факт недостоверности сведений, содержащихся в документах, поданных министерству ответчиком для получения социальной выплаты. 11 сентября 2019 г. в адрес ответчика направлено требование исх. № 14-27/3651 (приложение 25, получено 16 декабря 2019 г.) о предоставлении документов, подтверждающих факт регистрации права собственности, или возврате средств социальной выплаты в случае отсутствия таковых документов, с указанием реквизитов для возврата. В нарушение установленной обязанности произвести возврат социальной выплаты в течение 30 дней со дня получения уведомления, ответчиком до настоящего времени денежные средства в бюджет не возвращены.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель [СКРЫТО] А.Г. – Маркун А.С. просит решение суда отменить, указывая на то, что вина ответчика в неисполнении обязательств ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» по строительству жилого дома отсутствует.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края Кокориной С.В. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно (л.д.150-156) извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они не явились в судебное заседание, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, заявления либо ходатайства в суд не представили, явку представителей в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда не обеспечили.
В связи с чем на основании статей 167 и 327 ГПК РФ, статьи 165.1 ГК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27.2 Закона Красноярского края от 21 февраля 2006 г. № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», в редакции, действующей на момент возникновения спорны отношений, государственная поддержка в области улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, проживающих или изъявивших желание проживать в сельской местности, работающих или изъявивших желание работать в организациях агропромышленного комплекса края или социальной сферы в сельской местности, осуществляется в форме: а) предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там, по договорам найма жилого помещения; б) предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там; в) предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности и являющимся участниками муниципальных целевых программ, на строительство или приобретение нового (введенного в эксплуатацию после 1 января года, предшествующего году приобретения) жилья в сельской местности; г) предоставления бюджетных инвестиций на строительство малоэтажных жилых домов в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности и работать там; д) предоставления субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на строительство жилья в сельской местности, предоставляемого по договорам найма жилого помещения молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там; е) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, постоянно проживающим и осуществляющим трудовую деятельность по основному месту работы в сельской местности.
Порядок и условия предоставления государственной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок формирования, утверждения и исключения из сводного списка получателей государственной поддержки, порядок выдачи, ведения учета, замены и сдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности получателям государственной поддержки определяются Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы», приложением N 12 к которой является подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014 - 2020 годы (далее также – Подпрограмма).
Согласно пункту 4.2 Подпрограммы, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, включают в себя, в том числе предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Согласно подпункту «а» пункта 4.2.15 Подпрограммы, социальные выплаты могут быть направлены на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности в границах муниципального района, в котором гражданин - участник подпрограммы, молодая семья или молодой специалист работает или изъявил желание работать, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
Регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальных выплат, участник подпрограммы обязан осуществить не позднее чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты. В случае несоблюдения указанного срока министерство сельского хозяйства вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты (пункт 4.2.18 Подпрограммы).
В соответствии с пунктом 4.2.20 Подпрограммы, в случае нецелевого использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями настоящей программы, при несоблюдении условий, установленных при предоставлении социальной выплаты или субсидии, а также предоставления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения социальной выплаты или субсидии, получатели субсидии или социальных выплат возвращают их в краевой бюджет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, установлено в суде апелляционной инстанции, на основании заявления от 14 августа 2014 г. и уточненного заявления от 20 августа 2015 г. [СКРЫТО] А.Г. являлся участником подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014 - 2020 годы в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы», министерством сельского хозяйства Красноярского края выдано ответчику свидетельство от 30 марта 2016г. о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 42-г, размер социальной выплаты в сумме 2 773 278 руб. рассчитан из состава семьи, включая <данные изъяты> (л.д. 16-18).
Платежными поручениями № 388811 от 29 апреля 2016 г., № 413245 от 6 мая 2020 г. денежные средства в размере 868 960,44 руб. и 1 904 317,56 руб. соответственно были перечислены на блокированный счет [СКРЫТО] А.Г. в АО «Россельхозбанк» (л.д.19).
20 апреля 2016 г. между [СКРЫТО] А.Г. и ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» заключен договор подряда № 4 на строительство индивидуального жилого одноэтажного дома, площадью 112 кв.м по адресу: <адрес>, согласно которому подрядчик обязался в соответствии с проектно-сметной документацией осуществить строительство в срок до 1 апреля 2017 г. и сдать результат заказчику, а заказчик принять результат работ и оплатить его. Цена договора составила 3 081 420 руб. (л.д. 20-21).
В материалы дела представлены справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 № 3 от 12 мая 2016 г. и акт о приемке выполненных работ № 2 от 12 мая 2016 г. на сумму 156 987 руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 № 5 от 26 июля 2016 г. и акт о приемке выполненных работ № 4 от 26 июля 2016 г. на сумму 1 568 161 руб.; справка о стоимости работ и затрат формы № КС-3 № 7 от 31 октября 2016 г. и акт о приемке выполненных работ № 3 от 31 октября 2016 г. на сумму 1 356 272 руб., представленные в министерство сельского хозяйства Красноярского края, согласно которым ответчик [СКРЫТО] А.Г. принял выполненные ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» работы по строительству жилого дома (л.д. 22-36).
В этой связи, с учетом представленных в министерство сельского хозяйства Красноярского края документов (справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 и акты о приемке выполненных работ) в письмах № 24-25/2298 от 19 мая 2016 г., № 24-25/3671 от 3 августа 2016г., № 24-25/5461 от 9 ноября 2016 г. заместителя министра сельского хозяйства Красноярского края, адресованных Красноярскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк», было поручено перечислить с блокированного счета [СКРЫТО] А.Г. на счет подрядчика ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» денежные средства в размере 156 987 руб., 1 568 161 руб., 1 356 272 руб. соответственно (л.д. 37-39).
Как следует из письма № 14-27/3651 от 11 сентября 2019 г. заместителя министра сельского хозяйства Красноярского края, [СКРЫТО] А.Г. был уведомлен о том, что он обязан был осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, не позднее чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты и предоставить в министерство подтверждающие документы, ему было предложено предоставить в министерство выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающую регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, либо вернуть в доход бюджета средства социальной выплаты в размере 2 773 278 руб. (л.д. 41).
Согласно выписке из похозяйственной книги № 423 от 17 июля 2020 г. [СКРЫТО] А.Г. зарегистрирован по адресу: <адрес> и имеет состав семьи <данные изъяты> (л.д. 85).
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2019 г. исковые требования [СКРЫТО] А.Г. к ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» удовлетворены, на ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» возложена обязанность устранить недостатки по строительству жилого дома истца по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 7 июля 2020 г. ООО «Минусинский сельский домостроительный комбинат» зарегистрировано 24 июля 2014 г., дата прекращении деятельности – 29 ноября 2019 г. (л.д. 100).
Министерство сельского хозяйства Красноярского края на основании Указа Губернатора Красноярского края от 8 декабря 2017 г. № 304-уг переименовано в министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения сторон, представленные доказательства, проанализировав установленные обстоятельства настоящего дела, правильно применив положения действующего законодательства, регулирующего основания и порядок предоставления мер социальной поддержки на приобретение и строительство жилья гражданам и молодым семьям, молодым специалистам, проживающим в сельской местности, пришел к правомерным выводам об удовлетворении заявленных министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края исковых требований.
Суд обоснованно исходил из того, что из содержания вышеназванных норм, обязательным условием предоставления меры социальной поддержки в виде субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности является регистрация права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальных выплат, не позднее чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, установив, что истцом не соблюдены обязательные требования, установленные постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п, социальная выплата [СКРЫТО] А.Г. получена, однако обязательство в рамках целевой программы по регистрации права собственности на жилое помещение не исполнено, что влечет его обязанность возвратить спорную сумму в бюджет, суд пришел к обоснованным выводам, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты предоставленные средства.
При этом суд первой инстанции проверил и отклонил доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, указав, что поскольку срок возврата субсидии постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. № 506-п не определен, срок исковой давности в рассматриваемом случае начинает течь со дня истечения срока, предоставленного для регистрации права собственности, который равен трем годам, поскольку если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения требования.
Учитывая, что социальные выплаты получены [СКРЫТО] А.Г. 29 апреля 2016 г. и 6 мая 2016 г., в связи с чем в течение трех лет получатель субсидии обязан был постановить на учет и зарегистрировать право собственности на жилой дом, а именно до 6 мая 2019 г., суд признал, что трехлетний срок исковой давности на дату подачи иска в суд 27 марта 2020 г. не истек.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения, установленным фактическим обстоятельствам и совокупности представленных доказательств, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статей 67 и 198 ГПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы представителя [СКРЫТО] А.Г. – Маркуна А.С., сводящиеся к утверждениям об отсутствии вины в неисполнении обязательств по регистрации вновь построенного дома основанием для отмены решения не являются, поскольку реализация прав граждан - участников государственной целевой программы по улучшению жилищных условий ставится в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства, необходимых для назначения и предоставления социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что социальная выплата ответчиком была получена и перечислена подрядчику на основании представленных справок формы КС-3 и актов приемки выполненных работ, лично подписанных [СКРЫТО] А.Г., данные работы в действительности не были произведены подрядчиком, что было очевидным для ответчика с учетом решения Минусинского городского суда от 26 февраля 2019 г. (л.д. 40), объема работ, которые фактически подрядчик не выполнил, что свидетельствует о предоставлении ответчиком недостоверных сведений с целью получения социальной выплаты. Учитывая, что при этом после реализации права на социальную выплату у ответчика возникло обязательство в течение трех лет зарегистрировать право собственности на жилое помещение, которое не исполнено, оснований считать добросовестными действия ответчика в части целевого использования социальной выплаты не усматривается.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе на наличие уважительных причин неисполнения обязательств не подтверждены материалами дела, ответчиком и представителем такие уважительные причины в ходе производства по делу не названы.
Судом полном объективно исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 12 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] - Маркуна Александра Святославовича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: