Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.08.2017 |
Дата решения | 30.08.2017 |
Категория дела | инвалидам |
Судья | Сударькова Елена Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 993eb0ec-401b-308b-8b52-3c0419dcac83 |
Судья Дудусов Д.А. Дело № 33-11418/2017
079Г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по искам Минусинского межрайонного [СКРЫТО] в интересах Раицкого Николая [СКРЫТО], [СКРЫТО] Тамары Моссовны и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о признании решений незаконными и возобновлении предоставления меры социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя ответчика УСЗН администрации г. Минусинска – Хаметшиной Н.А.,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Колягиной Н.В.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июня 2017 г., которым постановлено:
«Исковые требования Минусинского межрайонного [СКРЫТО] в интересах Раицкого Николая [СКРЫТО], [СКРЫТО] Тамары Моссовны и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о признании решений незаконными и обязании предоставить меры социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать незаконными решения УСЗН администрации г. Минусинска о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг: в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.12.16г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.10.16г. и о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.08.16г., решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг: в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.01.17г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.11.16г. и о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.09.16г..
Обязать УСЗН администрации г. Минусинска возобновить предоставление истцам меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: истцу Раицкому Н.Н.- с 01.12.16г., истцу [СКРЫТО] Т.М.- за период с 01.10.16г. по 31.03.17г..
Обязать УСЗН администрации г. Минусинска возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов [СКРЫТО] А.Г.- с 01.08.16г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Раицкого Н.Н., [СКРЫТО] Т.М. и [СКРЫТО] А.Г. к УСЗН администрации г. Минусинска о признании незаконными решений о приостановлении, последующем прекращении предоставления меры социальной поддержки и возобновлении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%.
Свои требования [СКРЫТО] мотивировал тем, что [СКРЫТО] Н.Н. является инвалидом 3 группы, зарегистрирован по месту жительства: <данные изъяты>., [СКРЫТО] Т.М. является инвалидом 2 группы, зарегистрирована по месту жительства: <данные изъяты>. [СКРЫТО] А.Г. является инвалидом 2 группы, зарегистрирован по месту жительства: <данные изъяты>.
Истцы имеют право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Данной мерой социальной поддержки истцы пользовались: [СКРЫТО] Н.Н. до 01.12.16г., [СКРЫТО] Т.М.- до 01.10.16г., [СКРЫТО] А.Г.- до 01.08.16г..
Ответчиком, в связи с поступившей информацией об имеющейся у истцов задолженности по взносам на капитальный ремонт жилого помещения более двух месяцев, были приняты решения о приостановлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг : в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.12.16г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.10.16г. и в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.08.16г., и в адрес истцов направлены уведомления о приостановлении предоставления мер социальной поддержки. По истечении месяца, в связи с не предоставлением документов подтверждающих уважительность причин образовавшейся задолженности, УСЗН администрации г. Минусинска были приняты решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки: в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.01.17г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.11.16г. и в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.09.16г. В адрес истцов были направлены уведомления о прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Полагает, что принятые в отношении истцов решения о приостановлении и последующем прекращении предоставления мер социальной поддержки являются незаконными, так как по смыслу ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 « О социальной поддержке населения по оплате жилья и коммунальных услуг» основанием для приостановления мер социальной поддержки и последующего их прекращения является наличие задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги в целом, а не одной из их составляющих. Истцы не имеют задолженности по оплате за ЖКУ, не оплачивают только взнос на капитальный ремонт, в связи с чем, полагает, что принятые в отношении истцов решения не соответствуют требованиям закона.
С учетом изложенного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит суд признать незаконными решения УСЗН администрации г. Минусинска о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг: в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.12.16г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.10.16г. и о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.08.16г., решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг: в отношении Раицкого Н.Н.- с 01.01.17г., в отношении [СКРЫТО] Т.М.- с 01.11.16г. и о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении [СКРЫТО] А.Г.- с 01.09.16г. Обязать УСЗН администрации г. Минусинска возобновить предоставление истцам меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: истцу Раицкому Н.Н.- с 01.12.16г., истцу [СКРЫТО] Т.М.- за период с 01.10.16г. по 31.03.17 г. Обязать УСЗН администрации г. Минусинска возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов [СКРЫТО] А.Г.- с 01.08.16г.
Определением суда от 29 марта 2017 года гражданские дела по предъявленным [СКРЫТО] искам были объединены в одно производство.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах представитель ответчика УСЗН администрации г.Минусинска и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства социальной политики Красноярского края просят об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание истцы, представитель ответчика, не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя третьего лица Рябцеву И.Г., действующую на основании доверенности от 30.11.2016 г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя процессуального истца [СКРЫТО] Красноярской краевой прокуратуры Назаркина В.П., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Во исполнение полномочий по установлению условий предоставления такой льготы субъектом РФ был принят Закон Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п.«в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, истец [СКРЫТО] Н.Н. является инвалидом 3 группы, зарегистрирован по месту жительства: <данные изъяты>. До 01.12.16 г. истец пользовался мерой социальной поддержки (льготы), на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг, предоставление которой было приостановлено, в связи с образовавшейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт жилого помещения. С 01.01.2017 г. предоставление мер социальной поддержки было прекращено.
Истец [СКРЫТО] Т.М. является инвалидом 2 группы, зарегистрирована по месту жительства: <данные изъяты>. До 01.10.16 г. истец пользовалась мерой социальной поддержки на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг, предоставление которой было приостановлено, в связи с образовавшейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт жилого помещения. С 01.11.2016 г. предоставление мер социальной поддержки было прекращено.
Истец [СКРЫТО] А.Г. зарегистрирован по месту жительства: <данные изъяты>. До 01.08.16 г. истец пользовался мерой социальной поддержки (льготы), на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг, предоставление которой было приостановлено, в связи с образовавшейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт жилого помещения. С 01.09.2016 г. предоставление мер социальной поддержки было прекращено.
Удовлетворяя требования Минусинского межрайонного [СКРЫТО] о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска о приостановлении и последующем прекращении предоставления истцам Раицкому Н.Н. и [СКРЫТО] Т.М. мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с задолженностью по оплате ЖКУ, суд первой инстанции со ссылкой на определение ВС РФ от 03 июня 2015 года № 53-АПГ16-24 пришел к выводу о том, что в отношении истцов, как инвалидов получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приостановление и прекращение мер социальной поддержки не применяется.
Судебная коллегия считает обоснованным указанный вывод суда первой инстанции только в части принятия решения УСЗН администрации г. Минусинска по прекращению предоставления меры социальной поддержки, поскольку в соответствии с п.4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 « О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» на лиц прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".Таким образом, законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие у истцов Раицкого Н.Н. и [СКРЫТО] Т.М.. задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении им, как инвалидам, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем, судебная коллегия считает не обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности принятого УСЗН администрации г. Минусинска решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, поскольку п.1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 не был предметом проверки ВС РФ в порядке нормаконтроля, не признавался недействующим.
В соответствии с ч.7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размеров субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. 56, 57 и 59 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
57. Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
58. При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Никаких исключений из общего правила, относительно категории лиц, которым предоставляется субсидии, и предоставление которых может быть приостановлено ни ЖК РФ, ни вышеуказанное Постановление Правительства РФ не предусматривают. Определение судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 03 июня 2015 года по делу № 53-АПГ16-24 при рассмотрении апелляционной жалобы на решение Красноярского краевого суда от 29 января 2015 года также не содержит выводов о незаконности приостановления предоставления мер социальной поддержки инвалидам в виде субсидии по оплате за жилье и коммунальные услуги при наличии у них задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Приостановление предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Доказательств уважительности причин образования у истцов Раицкого Н.Н. и [СКРЫТО] Т.М. задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги или ее погашение суду первой инстанции представлены не были.
При таких обстоятельствах, решение в указанной части не может быть признано законным и обоснованным.
Судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционных жалоб в части незаконности принятого судом решения по требованиям в отношении истца [СКРЫТО] А.Г. поскольку мера социальной поддержки на оплату коммунальных услуг [СКРЫТО] А.Г. была назначена и предоставлялась ни как инвалиду 2 группы, а как участнику ВОВ на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Закону Красноярского края от 17.12.2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», на основании его заявления от 30.10.2012 г. В отношении участников ВОВ, ни федеральный закон « О ветеранах», ни Закон Красноярского края « О социальной поддержке населения при оплате за жилье и коммунальные услуги» не предусматривает возможности предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате за жилье и жилищно -коммунальные услуги
Таким образом, решение в части признания незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска о приостановлении и последующем прекращении предоставления [СКРЫТО] А.Г. мер социальной поддержки, подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июня 2017 года в части признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска о приостановлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Раицкого Н.Н. с 01.12.2016 года, [СКРЫТО] Т.М. с 01.10.2016 года и [СКРЫТО] А.Г. с 01.08.2016 года отменить. Принять в этой части по делу новое решение, которым в удовлетворении предъявленных Минусинским межрайонным [СКРЫТО] требований - отказать.
Решение того же суда в части признания незаконным решения УСЗН администрации г. Минусинска о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг [СКРЫТО] А.Г. с 01.09.2016 года отменить. Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении предъявленных Минусинским межрайонным [СКРЫТО] требований - отказать.
В остальной части решение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ответчика УСЗН Администрации г.Минусинска - Хаметшиной Н.А. и представителя третьего лица Министерство социальной политики Красноярского края – Колягиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: