Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Лазаревский районный суд г. Сочи (Краснодарский край) |
Дата поступления | 25.01.2017 |
Дата решения | 01.03.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Радченко Денис Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a00a32a5-0af6-3787-8c46-61202c09733a |
дело №а-312/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 01 марта 2017 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
Судьи Радченко Д.В.
при секретаре ФИО3
с участием представителя истца ФИО6
на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя администрации <адрес> ФИО4 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, Филиалу ФГБУ « Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> в утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) площадью 695 кв.м. по адресу: <адрес>; утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) площадью 695 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <адрес>; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 695 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с образованием данного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах кадастрового квартала 23:49:0121008, в координатах, определенных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), выполненной кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с представленным межевым планом по заявлению ФИО1, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 Обязать администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> издать распоряжение о предоставлении ему в собственность бесплатно земельный участок площадью 695 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: <адрес>, с указанием кадастрового номера, присвоенного земельному участку Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, согласно представленному кадастровому паспорту на земельный участок.
В обоснование доводов указал на то, что постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было разрешено проектирование и строительство индивидуальных жилых домов для работников совхоза «Черноморец» в <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ у ЗАО «Черноморец» были изъяты земли и зачислены в фонд перераспределения в <адрес>. Справкой Профсоюзного комитета ЗАО «Черноморец» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что он, как работник совхоза «Черноморец» с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на улучшение жилищных условий под №. На период на 1992 год он состоял в льготной очереди как многодетная семья под №. Состоя в льготной очереди на улучшение жилищных условий ему был выделен земельный участок площадью 695 кв.м. по <адрес>. Однако, в силу определенных причин, вовремя закончить данные работы в соответствии с законодательством, действующим на тот период, он не смог. Не смотря на это, данный земельный участок используется им с 1983 года. Данный земельный участок огорожен, благоустроен, на нем расположен сад и построено строение, в котором он проживает. Продолжив оформление прав на земельный участок, им была подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) площадью 695 кв.м. по адресу: <адрес> геодезическим данным, его земельный участок расположен в границах кадастрового квартала 60.70 га с кадастровым номером 23:49:0121008. По соседству имеются смежные пользователи, границы земельных участков которых поставлены на кадастровый учет. Сдав на утверждение Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, он получил письменный ответ администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым отсутствует сообщение, содержащее перечень зданий и сооружений, принадлежащих ему на соответствующем праве. Между тем, считает данный отказ неправомерным и подлежащим отмене.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания извещена надлежащим образом.
С учетом норм ст. 54 и 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> издать распоряжение о предоставлении его доверителю в собственность за плату спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с указанием кадастрового номера, присвоенного земельному участку Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, согласно представленному кадастровому паспорту на земельный участок.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО4 возражал против удовлетворения предъявленных требований.
Представитель Территориального отдела № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате и времени слушания дела, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца ФИО1 по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было разрешено проектирование и строительство индивидуальных жилых домов для работников совхоза «Черноморец» в <адрес>.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ у ЗАО «Черноморец» были изъяты земли и зачислены в фонд перераспределения в <адрес>.
Справкой Профсоюзного комитета ЗАО «Черноморец» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1, как работник совхоза «Черноморец» с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на улучшение жилищных условий под №. На период на 1992 год он состоял в льготной очереди как многодетная семья под №. Состоя в льготной очереди на улучшение жилищных условий ему был выделен земельный участок площадью 695 кв.м. по <адрес>.
Указанный земельный участок используется ФИО1 с 1983 года, он огорожен, благоустроен, на нем расположен сад и построено строение, в котором он проживает.
Реализуя свое право собственности на данный земельный участок, площадь которого являлась ориентировочной и подлежащей уточнению при межевании, по заявке истца кадастровым инженером ФИО5 были проведены кадастровые работы, была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) площадью 695 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно геодезическим данным, спорный земельный участок расположен в границах кадастрового квартала 60.70 га с кадастровым номером 23:49:0121008. По соседству имеются смежные пользователи, границы земельных участков которых поставлены на кадастровый учет.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МАУ МФЦ <адрес> по вопросу оказания муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Однако ответом администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ему было отказано в предоставлении такой услуги, т.к. отсутствует сообщение, содержащее перечень зданий и сооружений, принадлежащих ФИО1 на соответствующем праве.
Между тем, суд считает заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставление в собственность земельного участка за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установление федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом запрещено передавать их в собственность.
Федеральным законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении для строительства в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №93-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: - акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); - иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ закрепление земельного участка производится по фактически занимаемой площади с учетом строительных и градостроительных регламентов.
В соответствии с п. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Как указано в п. 9 данного закона 9, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из вышеизложенного, в пользовании ФИО1 более 15 лет находится земельный участок, право на который подтверждается Справкой ЗАО «Черноморец», границы на данный земельный участок огорожены, что позволяет установить их на местности, местоположение земельного участка не нарушает ни чьих законных прав и интересов иных лиц, земельный участок официально подключен к системе энергоснабжения.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или ми публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исследуя и оценивая в совокупности все представленные письменные доказательства по делу, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств, по своему внутреннему убеждению, суд приходит к выводу о том, что отказ в утверждении схемы земельного участка не отвечает требованиям закона, в связи с чем, не может быть признан судом законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, бездействия государственного (муниципального) органа могут повлечь для ФИО1 юридические последствия и соответственно нарушают его права и свободы, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить уточнённые требования и обязать администрацию предоставить спорный земельный участок в собственность за плату.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес>, Филиалу ФГБУ « Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка – удовлетворить частично.
Утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) площадью 695 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 695 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: <адрес>, в связи с образованием данного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах кадастрового квартала 23:49:0121008, в координатах, определенных Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), выполненной кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с представленным межевым планом по заявлению ФИО1, подготовленным кадастровым инженером ФИО5
Обязать администрацию <адрес> в лице департамента имущественных отношений администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 695 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) расположенный по адресу: <адрес>, с указанием кадастрового номера, присвоенного земельному участку Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, согласно представленному кадастровому паспорту на земельный участок, по цене установленной пунктом 2.3 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением городского собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, продаваемых собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Д.В. Радченко