Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Крымский районный суд (Краснодарский край) |
Дата поступления | 01.12.2016 |
Дата решения | 27.03.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с самовольной постройкой |
Судья | Лях Дмитрий Георгиевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f32d54f2-c9c9-3494-8e9a-5bdc05751367 |
К делу № 2-223/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск Краснодарского края
резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2017г. решение изготовлено в окончательной форме 31 марта 2017г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ляха Д.Г.
при секретаре Малиеве Т.А.
с участием представителя истца администрации Крымского городского поселения Крымского района Ивановой А.М., представителя ответчика [СКРЫТО] А.А.-ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и его сносе,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края обратилась в суд к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и его сносе. Свои требования мотивирует тем, что 7 октября 2016 года администрацией Крымского городского поселения <адрес> проведена проверка соблюдения норм градостроительного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м. видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», расположенный по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с генеральным планом Крымского городского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 23 ноября 2010 года № 92 «Об утверждении генерального плана Крымского городского поселения Крымского района», с изменениями, внесенными решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 11 апреля 2013 года № 246 и решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 1 апреля 2014 года № 304, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно Правилам землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10 ноября 2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района», с изменениями, внесенными Решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 25.08.2014года № 320 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10 ноября 2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского городского поселения <адрес>» земельный участок по <адрес>, в городе Крымске, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б).
Выездом на место установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, выстроен объект капитального строительства с нарушением норм градостроительного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р ФИО1 разрешалось строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Место размещения объекта капитального строительства отображено на выписке из генплана. Объект должен быть сдан в эксплуатацию в течение 3 лет с момента подписания распоряжения.
Согласно акту обследования земельного участка МУП «Архитектурно-градостроительная жилищно-правовая служба» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, земельный участок от застройки свободен.
В администрацию Крымского городского поселения Крымского района за утверждением градостроительного плана и разрешением на строительство ответчик не обращался.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 169-ФЗ от 17.11.1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не представленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных норм и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных, противопожарных и иных правил и норм.
Таким образом, капитальный объект возводится ответчиком в нарушение норм действующего законодательства на земельном участке без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство в границах зоны затопления на территории Крымского городского поселения.
Просит признать объект незавершенного строительства по адресу: <адрес> самовольной постройкой. Обязать [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] снести самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес> за свой счет.
В судебном заседании представитель истца администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края Иванова А.М. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик [СКРЫТО] А.А. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Его интересы в судебном заседании представляет ФИО6 по доверенности от 14.03.2017г.
Представитель ответчика [СКРЫТО] А.А. – ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ее доверителю на праве собственности. Строение, возведенное им, является нежилым помещением и выстроено в границах земельного участка. Утверждение представителя администрации о том, что строение расположено на красной линии, она и ее доверитель не считают столь существенным нарушением, поскольку практически все строения на данной улице находятся на красной линии. Что соответствует сложившемуся типу застройки. Вышестоящие судебные инстанции высказывают мнение о том, что установленное единственное нарушение при строительстве объекта недвижимости, не может являться основанием для его сноса, поскольку несоразмерно, тем более, что судебная строительно-техническая экспертиза не выявила нарушений строительных норм и правил. Возведенный ее доверителем объект недвижимости не угрожает жизни и здоровью граждан. Тот факт, что строение расположено на городской ливневой канализации также не может являться основанием для сноса, так как не создает препятствий для стока воды, выполнено с учетом всех строительных норм. Просит в удовлетворении исковых требований администрации Крымского городского поселения отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Крымского городского поселения Крымского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.10.2016г. № (л.д. 5-6, 7-8).
В силу ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных, противопожарных и иных правил и норм.
В соответствии с генеральным планом Крымского городского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 23.11.2010года № 92 «Об утверждении генерального плана Крымского городского поселения Крымского района» с изменениями, внесенными решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 11 апреля 2013 года № 246 и решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 1 апреля 2014 года № 304, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ установлены Правила землепользования и застройки, которые разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета Крымского городского поселения от 10.11.2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского Городского поселения Крымского района», с изменениями, внесенными Решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 25.08.2014 года № 320 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10.11.2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского Городского поселения Крымского района» земельный участок по <адрес>, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б) (л.д. 14-19).
Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 169-ФЗ от 17.11.1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В судебном заседании установлено, что за разрешением на строительство объекта по адресу: <адрес> [СКРЫТО] А.А. не обращался.
В материалах дела имеется выписка из распоряжения главы администрации города Крымска и Крымского района от 04.03.1998г. №-р о разрешении строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное на имя ФИО1, с возложением на него обязанности в месячный срок оформить в Управлении архитектуры и градостроительства техническую документацию на строительство дома; к строительству дома не приступать до разрешения на производство строительных работ в Управлении архитектуры и градостроительства на нулевой цикл; разрешение на продолжение строительства выдавать после сдачи в эксплуатацию нулевого цикла; строительство вести с таким расчетом, чтобы дом был сдан в эксплуатацию в течение 3 лет с момента подписания распоряжения, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11).
При этом к данному распоряжению прилагается генеральный план, размещения строений на земельном участке, утвержденный начальником отдела архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ, где возводимый жилой дом должен был располагаться относительно городской ливневой канализации (ерика) на расстоянии более 2 метров вглубь участка (л.д.12).
Согласно экспликации проектируемых сооружений указанного выше генерального плана застройки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предполагаемый объект капитального строительства располагается с необходимыми отступами от смежных земельных участков, от ерика (системы городской ливневой канализации) и красной линии, которые также обозначены на плане.
Несмотря на то, что часть 21 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливающая правило сохранения срока действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства, в данном случае не имеет правого значения, поскольку срок действия разрешения на строительство жилого дома, выданное на имя ФИО1 истек еще в 2001 года, а имеющийся в материалах дела акт обследования МУП «Архитектурно-градостроительной жилищно-правовой службы» от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует об отсутствии строения на земельном участке по адресу: <адрес>, на день обследования (л.д. 13).
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения соответствует ли постройка – объект, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено НЧЭУ «Межрегиональный центр независимой экспертизы» г. Краснодар. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по т. 307 УК РФ.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении № 017 от 20.02.2017г. объект, расположенный по адресу: <адрес>, не является жилым домом, не имеет признаков жилого дома и впоследствии не может использоваться как жилой дом. При возведении капитального объекта, расположенного по адресу <адрес> не допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам. Месторасположение объекта по адресу: <адрес> соответствует Правилам застройки землепользования Крымского городского поселения Крымского района, а также СНиПов в части размещения объекта на городской ливневой канализации. Месторасположение и технические характеристики не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с размещением объекта на сооружении ливневой канализации. Объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> и находящийся на городской ливневой канализации не создает препятствий стоку дождевых и грунтовых вод и не способствует подтоплению соседних домов и земельных участков.
Однако, как следует из п.п. 8,23 ст. 14 № Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения также отнесено участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целью строительства ливневой канализации является развития системы ливнеотведения (коллекторов, ериков) для обеспечения жизнедеятельности города, особенно в осенне-зимние периоды.
В августе 2002 года, а также в ночь с 6-7 июля 2012 года в г. Крымске и Крымском районе произошли стихийные бедствия, вызванные наводнением, которые привели к человеческим жертвам, причинили значительные разрушения строениям, инфраструктуре города и района, в том числе и системе ливнеотведения в городе.
Согласно ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Система ливнеотведения относится к инженерным сетям.
В соответствии с пунктом 7.23 раздела «Размещение инженерных сетей» Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*), утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 (в ред. Постановления Госстроя РФ от 25.08.1993 № 18-32) расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по табл. 14.
Согласно таблице 14 указанных СНиП расстояние по горизонтали (в свету) от подземных сетей «Самотечная канализация, бытовая и дождевая» до фундаментов зданий и сооружений должно составлять 3 м.
Фактически данное требование не соблюдено, поскольку строение расположено на городской ливневой канализации.
В случае паводковой ситуации, происходит разрушение строений, сооружений, асфальтового и бетонного покрытия дорог и тротуаров, попадания в поток воды поваленных деревьев, веток, животных и т.д., в результате чего, проходящие через ерик стоки затрудняются, происходит образование засоров и заторов, которые необходимо ликвидировать, в том числе и с помощью техники, дабы не привести к разливу сточной воды и затоплению прилегающих жилых домов и земельных участков. Размещение на ливневой канализации капитального строения создаст препятствие для естественного стока ливневых и дождевых вод, а также очистки ее, разбору завала и затора, в том числе с помощью технических средств.
Правило п. 1 ст. 1065 ГК РФ является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций, пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ – один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием о запрете деятельности, создающей подобную опасность.
Другим основанием для удовлетворения исковых требований суд считает возведение спорного объекта капитального строительства по красной линии.
Согласно п.11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, относится к основной части проекта планировки территории.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10 ноября 2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района», с изменениями, внесенными Решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 25.08.2014года № 320 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10 ноября 2011 года № 144 «Об утверждении правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района» (Вспомогательные виды и параметры разрешенного использования земельных участков капитального строительства) – расстояние от хозяйственных построек до красной линии улиц и проездов должно составляет не менее 5 метров (л.д. 73).
В силу п. 2 ч. 11.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на строительство проводится проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае выдачи лицу такого разрешения. При этом проверка проектной документации или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства на соответствие установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства не проводится.
Учитывая тот факт, что возведенный ответчиком [СКРЫТО] А.А. объект капитального строительства не является жилым домом, что, по его мнению, дает ему право не обращаться за разрешением на его строительство, в силу указанной выше нормы закона предписывает получение разрешения на отклонение от предельных параметров.
Актом обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от 23.03.2017г. установлено, что на данном участке возведен объект капитального строительства, который расположен на системе городской ливневой канализации и на красной линии. При этом за разрешением на отклонение от предельных параметров, а так же за разрешением на строительство собственник земельного участка ([СКРЫТО] А.А.) в администрацию Крымского городского поселения не обращался.
При этом для признания возведенной постройки «самовольной постройкой» достаточно хоты бы одного из оснований, указанных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика [СКРЫТО] А.А. - ФИО6 обращала внимание суда на тот факт, что в данном районе строительство жилых домов на красной линии является сложившейся застройкой, следовательно, нарушений со стороны ее доверителя не допущено.
Суд не может согласиться с мнением представителя ответчика, по следующим основаниям.
Понятие «сложившая застройка» в законе отсутствует. Судом не были исследованы разрешения на строительство соседних жилых домов, якобы построенных на красной линии. Представителем ответчика такие доказательства суду не представлены. Кроме того, месторасположение и разрешения на строительство жилых домов соседей не является предметом рассмотрения настоящего гражданского дела.
В силу п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования администрации Крымского городского поселения Крымского района заявлены законно и обосновано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Крымского городского поселения Крымского района к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и его сносе - удовлетворить.
Признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] снести самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес> за свой счет.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: подпись