Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) |
Дата поступления | 06.07.2019 |
Дата решения | 27.08.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Сидоров Вячеслав Валерьевич |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 4bf1242a-cf43-3fef-8eda-0049c6235b5a |
Судья – Кучукова Н.В. Дело № 33-28949/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» августа 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Бендюк А.К., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Власенко В.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по доверенности Моренковой В.Н. на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] В.А. обратилась в суд с иском к администрации МО [СКРЫТО] район, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что родилась 03.07.1928г., является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, «гетто», других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также является инвалидом 1 группы вследствие общего заболевания.
[СКРЫТО] В.А. проживает в жилом помещении по адресу: Краснодарский край, <...>.
В соответствии с Постановлением администрации МО <...> от 08.06.2015г. <...>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.
[СКРЫТО] В.А. обратилась в Министерство труда и социальной защиты Краснодарского края с заявлением об обеспечении жильем за счет федерального бюджета.
Письмом от 07.08.2018г. исх. <...>-В-6682 Министерством труда и социального развития Краснодарского края Высоцкой В.А. отказано во включении в сводный список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку граждане из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма не включены в перечень лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ.
[СКРЫТО] В.А. не согласна с данным отказом, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанным иском, в уточненных исковых требованиях просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом о ветеранах в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, включить ее в сводный список граждан-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории ветеранов (участников) ВОВ.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от <...> уточненные исковые требования Высоцкой В.А. к администрации МО <...>, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в <...>, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края о включении Высоцкой В.А. в сводный список граждан-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории ветеранов (участников) ВОВ.
За Высоцкой В.А. признано право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить Высоцкую В.А. в сводный список граждан- претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории ветеранов (участников) ВОВ.
С указанным решением суда не согласилась представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по доверенности Моренкова В.Н. и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 апреля 2019 года отменить, в удовлетворении требований Высоцкой В.А. отказать.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что поскольку категория граждан, имеющих статус «Бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей» в Указе Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться.
В отзыве на апелляционную жалобу заместитель Министра труда и социального развития Краснодарского края Микова П.В. полагает доводы жалобы обоснованными, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Высоцкой В.А. по доверенности Свидрицкая Л.А. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на жалобу, обсудив их, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Зиновьеву А.Н., полагавшую решение суда подлежащим отмене, представителей Высоцкой В.А. по доверенности Свидрицкую Л.А. и Тонконог Н.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Высоцкой В.А. суд первой инстанции основывал свои выводы на том, что действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение категории - бывший несовершеннолетний узник фашизма в сводный список граждан-претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с чем, [СКРЫТО] В.А., нуждающаяся в улучшении жилищных условий, подлежит включению в указанный сводный список.
Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела при неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] В.А., 03.07.1928г.р., имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, «гетто», других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также является инвали<...> группы вследствие общего заболевания.
[СКРЫТО] В.А. проживает в жилом помещении по адресу: Краснодарский край, <...>.
В соответствии с Постановлением администрации МО <...> от 08.06.2015г. <...>, [СКРЫТО] В.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по отдельной категории «Ветераны ВОВ» в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения (9,17 кв.м) ниже учетной нормы (11 кв.м, утвержденной Решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения <...> от 14.02.2011г. <...>) с <...>.
[СКРЫТО] В.А. обратилась в Министерство труда и социальной защиты Краснодарского края с заявлением об обеспечении жильем за счет федерального бюджета.
Письмом от 07.08.2018г. исх. <...>-В-6682 Министерством труда и социального развития Краснодарского края Высоцкой В.А. отказано во включении в сводный список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку граждане из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма не включены в перечень лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. <...> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от <...> <...> «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от <...> <...>).
Указом Президента Российской Федерации от <...> <...> было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от <...> № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с <...>
В пункте 8 статьи 154 указанного Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).
Положением ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. № 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. № 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, судебная коллегия полагает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. № 614.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. № 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Высоцкой В.А., является неправильным.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Высоцкой В.А. к администрации МО [СКРЫТО] район, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по доверенности Моренковой В.Н. удовлетворить.
Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Высоцкой В.А. к администрации МО [СКРЫТО] район, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета – отказать.
Председательствующий
Судьи