Дело № 66а-1156/2023, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Дата поступления 04.07.2023
Категория дела Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ) → об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости
Судебное решение Есть
ID 65a5d28d-03de-401e-841b-e8df39ffc1f2
Стороны по делу
Истец
*** "********* *********"
Ответчик
*** ************** **** ********************** * ******* ****
*********** ************* ********* ************** ****
********** *********** ****** *************** *********** ******** * *********** ** ************** ****
****** *** "**********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по административному делу - апелляция
Информация по делу

66а-1156/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 4 августа 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Струковой А.А.,

судей Солдатовой С.В., Артамоновой Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-20/2023 (УИД 23OS0000-01-2022-000785-06) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнечное Предгорье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционным жалобам заинтересованного лица администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 10 мая 2023 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Солнечное Предгорье» (далее – ООО «Солнечное Предгорье», Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами расположенных по адресу: <адрес>. ООО «Солнечное Предгорье» считает определенную по состоянию на 1 января 2020 г. кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 372 657,28 руб., с кадастровым номером в размере 1 091 578,61 руб., с кадастровым номером в размере 1 126 572,34 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 898 548,68 руб., с кадастровым номером 633 в размере 790 181 руб., с кадастровым номером в размере 810 499,94 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 658 107,89 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 944 830,71 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 119 799,36 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 985 468,59 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 956 119,01 руб., с кадастровым номером в размере 909 836,98 руб., с кадастровым номером в размере 2 058 988,8 руб., с кадастровым номером в размере 1 193 173,31 руб., с кадастровым номером в размере 1 197 688,63 руб., с кадастровым номером в размере 1 192 044,48 руб., с кадастровым номером в размере 1 184 142,67 руб., с кадастровым номером в размере 1 176 240,86 руб., с кадастровым номером в размере 1 168 339,05 руб., с кадастровым номером в размере 1 161 566,07 руб., с кадастровым номером в размере 1 153 664,26 руб., с кадастровым номером в размере 1 397 491,54 руб., с кадастровым номером в размере 17 482 455,12 руб., завышенной.

Согласно отчету от 3 июня 2022 г. № 325з/22, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Южно-региональное агентство оценки» (далее – ООО «Южно-региональное агентство оценки») ФИО1, определенная по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 542 870,91 руб., с кадастровым номером составляет 431 707,37 руб., с кадастровым номером составляет 445 547,01 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 355 366,15 руб., с кадастровым номером составляет 312 507,92 руб., с кадастровым номером составляет 320 543,84 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 260 274,46 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 373 670,19 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 442 868,37 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 389 742,02 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 378 134,59 руб., с кадастровым номером составляет 359 830,55 руб., с кадастровым номером составляет 275 775,67 руб., с кадастровым номером составляет 471 886,96 руб., с кадастровым номером составляет 473 672,72 руб., с кадастровым номером составляет 471 440,52 руб., с кадастровым номером составляет 468 315,44 руб., с кадастровым номером составляет 465 190,37 руб., с кадастровым номером составляет 462 065,29 руб., с кадастровым номером составляет 459 386,65 руб., с кадастровым номером составляет 456 261,57 руб., с кадастровым номером составляет 552 692,58 руб., с кадастровым номером составляет 2 347 894,20 руб.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Общества, поскольку увеличивает размер земельного налога.

Решением Краснодарского краевого суда от 10 мая 2023 г., постановленным с учетом выводов дополнительной экспертизы, изложенных в заключении эксперта от 6 апреля 2023 г. № 125/04/23, представленном экспертом негосударственного частного учреждения «Южный региональный центр экспертиз» (далее – НЧУ «Южный региональный центр экспертиз») ФИО3, кадастровая стоимость земельных участков установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в следующих размерах: с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 246 400 руб., с кадастровым номером – 991 175 руб., с кадастровым номером – 1 022 950 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 815 900 руб., с кадастровым номером – 717 500 руб., с кадастровым номером – 735 950 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 597 575 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 857 925 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 016 800 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 894 825 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 868 175 руб., с кадастровым номером – 826 580,5 руб., с кадастровым номером – 1 870 080 руб., с кадастровым номером – 1 083 425 руб., с кадастровым номером – 1 087 525 руб., с кадастровым номером – 1 082 400 руб., с кадастровым номером – 1 075 225 руб., с кадастровым номером – 1 068 050 руб., с кадастровым номером – 1 060 875 руб., с кадастровым номером – 1 054 725 руб., с кадастровым номером – 1 047 550 руб., с кадастровым номером – 1 268 950 руб., с кадастровым номером – 15 879 240 руб. Указан период применения установленной решением суда кадастровой стоимости с 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами постановлено считать 13 июля 2022 г.

Этим же решением суда с административного истца ООО «Солнечное Предгорье» в пользу НЧУ «Южный региональный центр экспертиз» взысканы 300 000 руб. в счет возмещения стоимости работ по проведению судебной экспертизы. С ООО «Солнечное Предгорье» взыскана государственная пошлина в размере 162 000 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо администрация муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края подало апелляционную жалобу, в которой полагает, что кадастровая стоимость оспариваемых земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Отмечает, что положенное в основу решения суда экспертное заключение выполнено с нарушениями требований федеральных стандартов оценки. Просит отменить обжалуемое решение, отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края полагает вынесенное решение подлежащим отмене. Отмечается необходимость поручения производства судебной экспертизы по настоящему делу государственному экспертному учреждению. Полагает недоказанным нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков повлияет на поступление доходов от налогов на землю, что повлияет на наполняемость бюджета.

Относительно доводов апелляционных жалоб стороной административного истца представлен письменный отзыв, в котором административный истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО «Солнечное Предгорье», административных ответчиков департамента имущественных отношений Краснодарского края, Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю, заинтересованных лиц администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, администрации Безымянного сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявляли.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив отзыв стороны административного истца на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку оно принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее – Закон об оценочной деятельности) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Солнечное Предгорье» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 102-182).

Поскольку земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельных участков, ООО «Солнечное Предгорье» имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объектов в соответствие с их рыночной стоимостью.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. № 1882 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2020 г. утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 372 657,28 руб., с кадастровым номером в размере 1 091 578,61 руб., с кадастровым номером в размере 1 126 572,34 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 898 548,68 руб., с кадастровым номером в размере 790 181 руб., с кадастровым номером в размере 810 499,94 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 658 107,89 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 944 830,71 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 119 799,36 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 985 468,59 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 1 128 830 руб., с кадастровым номером в размере 956 119,01 руб., с кадастровым номером в размере 909 836,98 руб., с кадастровым номером в размере 2 058 988,8 руб., с кадастровым номером в размере 1 193 173,31 руб., с кадастровым номером в размере 1 197 688,63 руб., с кадастровым номером в размере 1 192 044,48 руб., с кадастровым номером в размере 1 184 142,67 руб., с кадастровым номером в размере 1 176 240,86 руб., с кадастровым номером в размере 1 168 339,05 руб., с кадастровым номером в размере 1 161 566,07 руб., с кадастровым номером в размере 1 153 664,26 руб., с кадастровым номером в размере 1 397 491,54 руб., с кадастровым номером в размере 17 482 455,12 руб.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, а именно из ответа филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю от 8 февраля 2023 г. № 22-02536-КЗ/23 о направлении информации (т. 4 л.д. 183-187), ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 16 февраля 2023 г. № 12-014956/23 о предоставлении информации (т. 4 л.д. 188-192), на момент вынесения решения оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. № 1882 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», являлась архивной. По состоянию на 1 января 2022 г. приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 г. № 2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края» утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков, установленная в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, с указанием даты начала ее применения – 1 января 2023 г.

При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является, в том числе отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельных участков суду представлен отчет от 3 июня 2022 г. № 325з/22, выполненный оценщиком ООО «Южно-региональное агентство оценки» ФИО2, согласно которому определенная по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 542 870,91 руб., с кадастровым номером составляет 431 707,37 руб., с кадастровым номером составляет 445 547,01 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 355 366,15 руб., с кадастровым номером составляет 312 507,92 руб., с кадастровым номером составляет 320 543,84 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 260 274,46 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 373 670,19 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 442 868,37 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 389 742,02 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 446 439,89 руб., с кадастровым номером составляет 378 134,59 руб., с кадастровым номером составляет 359 830,55 руб., с кадастровым номером составляет 275 775,67 руб., с кадастровым номером составляет 471 886,96 руб., с кадастровым номером составляет 473 672,72 руб., с кадастровым номером составляет 471 440,52 руб., с кадастровым номером составляет 468 315,44 руб., с кадастровым номером составляет 465 190,37 руб., с кадастровым номером составляет 462 065,29 руб., с кадастровым номером составляет 459 386,65 руб., с кадастровым номером составляет 456 261,57 руб., с кадастровым номером составляет 552 692,58 руб., с кадастровым номером составляет 2 347 894,20 руб. (т. 2 л.д. 1-238).

В ходе судебного разбирательства в целях проверки соответствия представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и достоверности размера рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности Обществу, на основании определения Краснодарского краевого суда от 4 августа 2022 г. (т. 3 л.д. 80-98) проведена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта от 25 ноября 2022 г. № 125/11/22, подготовленное экспертом НЧУ «Южный региональный центр экспертиз» ФИО4, согласно выводам которого при составлении отчета оценщиком были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости; информация, использованная оценщиком в сравнительном подходе не является достоверной и достаточной; определена рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2020 г. (т. 3 л.д. 117-239).

По результатам анализа указанного заключения эксперта, в связи с тем, что при производстве судебной экспертизы экспертом были использованы устаревшие федеральные стандарты оценки, определением Краснодарского краевого суда от 25 января 2023 г. назначена дополнительная судебная экспертиза (т. 4 л.д. 164-179), по результатам которой представлено дополнительное заключение эксперта от 6 апреля 2023 г. № 125/04/23, подготовленное экспертом НЧУ «Южный региональный центр экспертиз» ФИО5, согласно выводам которого определенная по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 246 400 руб., с кадастровым номером – 991 175 руб., с кадастровым номером – 1 022 950 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 815 900 руб., с кадастровым номером – 717 500 руб., с кадастровым номером – 735 950 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 597 575 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 857 925 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 016 800 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 894 825 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 1 025 000 руб., с кадастровым номером – 868 175 руб., с кадастровым номером – 826 580,5 руб., с кадастровым номером – 1 870 080 руб., с кадастровым номером – 1 083 425 руб., с кадастровым номером – 1 087 525 руб., с кадастровым номером – 1 082 400 руб., с кадастровым номером – 1 075 225 руб., с кадастровым номером – 1 068 050 руб., с кадастровым номером – 1 060 875 руб., с кадастровым номером – 1 054 725 руб., с кадастровым номером – 1 047 550 руб., с кадастровым номером – 1 268 950 руб., с кадастровым номером – 15 879 240 руб. (т. 5 л.д. 3-120).

Отчет об оценке судом обоснованно не принят в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков. Кроме того, содержащиеся в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельных участков опровергнуты заключением дополнительной судебной экспертизы.

Оценив дополнительное заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

Экспертом составлено точное описание объектов экспертизы, представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков (т. 5 л.д. 30-35).

По результатам анализа наиболее эффективного использования объектов экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что единственно возможным использованием с точки зрения экономической целесообразности и максимальной продуктивности является использование исключительно в качестве индивидуальных садовых (дачных) участков (т. 5 л.д. 42). Оцениваемые земельные участки отнесены экспертом к сегменту рынка «земельные участки под индивидуальное жилищное строительство» (т. 5 л.д. 61-65).

Эксперт произвел анализ фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые объекты, по результатам которого экспертом в исследовательской части экспертного заключения мотивированно представлена выборка предложений (т. 5 л.д. 67-68).

Предполагаемый срок рыночной экспозиции (продажа) объектов экспертизы составляет от 2 до 9 месяцев (т. 1 л.д. 230), согласно данным информационного ресурса некоммерческой организации Ассоциация развития рынка недвижимости «СтатРиелт» (https://statrielt.ru).

Согласно федеральному стандарту оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)» (далее – стандарт ФСО V) при проведении оценки используются сравнительный, доходный и затратный подходы. В процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, в том числе для подтверждения выводов, полученных при применении других подходов. Оценщик может использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки (пункты 1 и 2).

Согласно стандарту ФСО V сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами (аналогами). Сравнительный подход основан на принципах ценового равновесия и замещения.

Рассматривая возможность и целесообразность применения сравнительного подхода, оценщику необходимо учитывать объем и качество информации о сделках с объектами, аналогичными объекту оценки, в частности:

1) активность рынка (значимость сравнительного подхода тем выше, чем больше сделок с аналогами осуществляется на рынке);

2) доступность информации о сделках (значимость сравнительного подхода тем выше, чем надежнее информация о сделках с аналогами);

3) актуальность рыночной ценовой информации (значимость сравнительного подхода тем выше, чем меньше удалены во времени сделки с аналогами от даты оценки и чем стабильнее рыночные условия были в этом интервале времени);

4) степень сопоставимости аналогов с объектом оценки (значимость сравнительного подхода тем выше, чем ближе аналоги по своим существенным характеристикам к объекту оценки и чем меньше корректировок требуется вносить в цены аналогов).

Методы сравнительного подхода основаны на использовании ценовой информации об аналогах (цены сделок и цены предложений). При этом оценщик может использовать ценовую информацию об объекте оценки (цены сделок, цена обязывающего предложения, не допускающего отказа от сделки) (пункты 4, 5, 6).

Экспертом представлен подробный и мотивированный отказ от использования затратного и доходного подходов (т. 5 л.д. 70-72, 73-76).

В качестве единицы сравнения эксперт использовал стоимость земельного участка за 1 кв.м (т. 5 л.д. 81).

Экспертом подробно описан процесс оценки земельных участков в части применения подхода к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения выбранного экспертом сравнительного подхода оценки, в рамках которого экспертом использовался метод прямого сравнительного анализа продаж.

Экспертом выбрано три объекта-аналога, сопоставимых с объектом экспертизы по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам. По выявленным отличиям объектов-аналогов от объекта исследования эксперт ввел соответствующие корректировки.

В связи с сопоставимостью земельных участков при определении рыночной стоимости объектов экспертизы земельные участки были поделены на группы по площади. К первой группе экспертом отнесены объекты экспертизы с кадастровыми номерами ; ко второй группе отнесен объект экспертизы с кадастровым номером ; к третьей группе отнесен объект экспертизы с кадастровым номером .

При определении рыночной стоимости объектов экспертизы первой группы ко всем объектам-аналогам применена скидка на торг в размере 12,5 %.

При определении рыночной стоимости объектов экспертизы второй группы ко всем объектам-аналогам применена скидка на торг в размере 12,5 %. Ко всем объектам-аналогам применена понижающая корректировка на площадь в размере 5 %.

При определении рыночной стоимости объектов экспертизы третьей группы ко всем объектам-аналогам применена скидка на торг в размере 21 %. Ко всем объектам-аналогам применена понижающая корректировка на площадь в размере 21 %.

Объекты экспертизы отнесены экспертом к неактивному рынку, в связи с малочисленностью сделок жилой недвижимости, немногочисленностью населенного пункта, информационной закрытостью и отсутствием статистической информации населенного пункта. Размер корректировок на торг и площадь определен на основании данных издания «Справочника оценщика недвижимости – 2018. Земельные участки» под редакцией Лейфера Л.А.

Обоснованность применения приведенных корректировок является логичной. Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы о достоверности результатов государственной кадастровой оценки о незаконности судебного решения не свидетельствуют.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О указал на то, что установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.

По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что снижение размера кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Указанные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в реализации установленного законом права административного истца на определение кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

Ссылка представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку указанный перечень не исключает возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицам, обладающим специальными знаниями, но не являющимся государственными судебными экспертами.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объектов в дело представлено не было и в апелляционных жалобах не приводится, выводы суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере рыночной стоимости на основании заключения дополнительной судебной экспертизы следует признать правильными.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку административным истцом заявлены требования об оспаривании кадастровой стоимости на дату оценки 1 января 2020 г., учитывая наличие у ООО «Солнечное Предгорье» правового интереса в оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости, поскольку она применяется в качестве базы для расчета налоговых платежей, судом первой инстанции правомерно рассмотрены требования административного истца о пересмотре архивной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, а также установлен период ее применения.

Распределяя судебные расходы на оплату государственной пошлины, понесенные административным истцом, а также на оплату проведенной по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции правильно применил положения статей 103, 106, 111 КАС РФ, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации.

Глава 10 КАС РФ относит к судебным расходам, то есть, затратам, понесенным в целях реализации права на доступ к правосудию участниками процесса в ходе рассмотрения административного дела, государственную пошлину и издержки, которые связаны с рассмотрением административного дела, включая суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам (статьи 103 и 106 КАС РФ).

Из положений части 11 статьи 49 КАС РФ следует, что эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.

Из приведенной нормы следует, что эксперт обязан принять к производству порученную судом экспертизу, провести исследование и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, при этом отсутствие оплаты экспертизы не является основанием для отказа в ее проведении.

В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей – вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, – к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Суд отмечает, что расхождение между кадастровой стоимостью принадлежащих административному истцу земельных участков и размерами их рыночной стоимости, установленными судом, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

С учетом изложенного, возложение обжалуемым решением суда на административного истца бремени несения расходов по оплате судебной экспертизы, стоимость которой подтверждена документально (т. 3 л.д. 115), является обоснованным.

Доказательств, позволявших бы утверждать, что при определении кадастровой стоимости была допущена ошибка, повлекшая названное отклонение от рыночной стоимости земельных участков, материалы административного дела не содержат.

Таким образом, поскольку в данном случае административный истец реализовал свое право на пересмотр кадастровой стоимости, установление ее в размере рыночной, постановленный судебный акт по делу не может быть расценен как принятый против административных ответчиков.

Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 10 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 августа 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Краснодарский край) на 04.07.2023 в базе нет.