Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 26.07.2018 |
Дата решения | 26.07.2018 |
Статьи кодексов | ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ |
Судья | Симон Наталья Борисовна |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 86d9a5d9-d719-32ea-afca-17511a6a28a2 |
Дело № 5-318/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2018 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Симон Н.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Сирийской арабской Республики, не имеющего регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, о привлечении к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
26.07.2018 старшим инспектором отделения по Центральному району ОВМ УМВД России по г. Барнаулу составлен протокол об административном правонарушении о том, что 26.07.2018 г. в 08 час. 00 мин. был выявлен гражданин Сирийской арабской Республики [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, ДД.ММ.ГГГГ г.р., у которого закончился срок законного пребывания на территории РФ, то есть до 09.07.2018 г. не выехал из Российской Федерации.
Согласно сведениям базы данных АС ЦБДУИГ МВД России и учетов УВМ ГУ МВД России по Алтайском краю установлено, что гражданину Сирийской арабской Республики [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, 01.01.1996 г.р. в Консульстве Российской Федерации 12.02.2018 была оформлена многократная виза периодом действия с учетом продления с 18.09.2017 по 09.07.2018. Другие сведения о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации в отношении [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствуют.
Таким образом, гражданин Сирийской арабской Республики [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пребывая с 08.10.2017 на территории Российской Федерации, нарушил режим пребывания, а именно по окончанию срока временного пребывания на территории РФ, то есть до 09.07.2018 не выехал из Российской Федерации, тем самым 10.07.2018 совершил деяние, ответственность за которое, предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В судебном заседании [СКРЫТО] С.А. вину во вмененном правонарушении признал, указал, что не выехал с территории Российской Федерации в связи с боязнью за жизнь и здоровье из-за проходящих военных действий на территории Сирийской Республики.
Частью 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 года N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 указанной статьи, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении; объяснениями [СКРЫТО] С.А., рапортом, справкой инспектора отделения по Центральному району ОВМ УМВД России по г. Барнаулу.
В связи с чем, [СКРЫТО] С.А. подлежит признанию виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
При определении наказания судья учитывает следующее.
Санкция ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, в качестве обязательного вида наказания предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела в части назначения наказания суд учитывает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В силу части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Статьей 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года ни одно государство - участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон о беженцах) временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названной статьи лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
В силу пункта 4 указанной статьи лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П).
Как следует из объяснений [СКРЫТО] С.А. он прибыл на территорию Российской Федерации с целью обучения в АлтГТУ. В июне окончил обучение, срок регистрации закончился 09.07.2018. В Сирию не выехал в связи с опасением за свою жизнь, из-за проходящих военных действий на территории Сирийской Республики. Родителя также не разрешили возвращаться домой, в связи с опасением за жизнь.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, с учетом данных о личности [СКРЫТО] С.А., который обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, не представляя какой-либо угрозы национальной безопасности и общественному порядку, характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, судья приходит к выводу о возможности ограничиться назначением [СКРЫТО] С.А. наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб., не применяя наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.18.8. ч.1.1, 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Алла, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Сирийской арабской Республики, не имеющего регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Административный штраф подлежит оплате по следующим банковским реквизитам: <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Б. Симон
Копия верна:
Судья _____________ Н.Б. Симон
Секретарь _____________ Е.А. Шмидт