Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 09.01.2018 |
Дата решения | 05.04.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Овсянникова Мария Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 164a7d22-ce14-302b-8e43-5754864d913f |
Дело № 2а-1646/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Сергея Викторовича к комитету по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г.Барнаула об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что на основании постановления администрации с. Лебяжье г. Барнаула от 17.05.1995 № 42 за [СКРЫТО] С.В. был закреплен земельный участок площадью 0,08 га по адресу: ...., разрешено строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
31.03.2017 на основании выписки из похозяйственной книги № 9 от 16.03.2017 зарегистрировано право собственности [СКРЫТО] С.В. на указанный земельный участок. При оформлении необходимых документов для государственной регистрации права собственности на жилой дом по указанному адресу при получении топографического плана земельного участка было обнаружено нанесение красных линий на земельном участке и жилом доме. Председателю комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула направлено заявление о предоставлении информации о том, кем, когда и на основании чего были установлены красные линии, проходящие через земельный участок, расположенный по адресу: ..... Из ответа на данное обращение следует, что расчет красной линии в районе земельного участка по адресу: г. Барнаул, с. .... осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Барнаула от 28.08.2002. Оспариваемые красные линии до настоящего времени никем не утверждены, поэтому комитет по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула не мог руководствоваться ими и наносить их на топографический план земельного участка, принадлежащего [СКРЫТО] С.В. Установленные градостроительные ограничения лишают [СКРЫТО] С.В. права оформить недвижимость.
Таким образом, считает, что действия комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула по нанесению красных линий на топографический план являются незаконными.
На основании изложенного административный истец просит признать действия комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула по нанесению красных линий на топографический план земельного участка по ...., в .... от 28.08.2002 незаконными, возложить на комитет по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г.Барнаула обязанность удалить красные линии с топографического плана земельного участка по ...., в .....
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация г. Барнаула.
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] С.В. не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель административного истца Чупина И.Т. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно пояснила, что срок для обжалования оспариваемого решения не пропущен, доказательств обратного административным ответчиком не представлено. В случае, если суд прийдет к выводу, что указанный срок пропущен, просит его восстановить.
Представитель административного ответчика комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула Сидоров Е.О. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям письменных возражений, согласно которым на момент расчета спорной красной линии органом местного самоуправления г. Барнаула в области градостроительства являлось главное управление архитектуры и градостроительства г.Барнаула, осуществлявшее свою деятельность на основании положения о главном управлении градостроительства и архитектуры г. Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула №728 от 07.08.1997. Таким образом, у главного управления архитектуры и градостроительства г. Барнаула имелись полномочия по установлению спорной красной линии. Красная линия по .... станция .... в районе земельного участка по адресу .... была рассчитана ДД.ММ.ГГГГ. Расчет занесен в книгу красных линий № и до настоящего момента не изменялся. Ширина .... станция в границах красных линий в районе земельного участка по адресу .... составляет 10 м. .... станция в .... согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа города Барнаула - Алтайского края, утвержденному постановлением администрации г. Барнаула от 02.09.2015 № 1543, является дорогой местного значения. Соответственно нормативная ширина данной улицы в границах красных линий составляет 15 - 25 м.Таким образом, с учетом сложившегося землепользования ширина ул. Опытная станция в границах красных линий в районе земельного участка по адресу: .... была установлена в 10 м. Согласно исковому заявлению за административным истцом земельный участок по адресу .... был закреплен постановлением администрации с. Лебяжье от 17.05.1995 №42. Вместе с этим в материалах дела отсутствуют сведения о том, были ли установлены границы указанного земельного участка.
Представитель административного ответчика администрации г. Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Согласно письменного отзыва на административный иск просит в удовлетворении требований отказать, поскольку у Главного управления архитектуры и градостроительства г. Барнаула имелись необходимые полномочия для установления спорной красной линии. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, были ли установлены границы земельного участка истца на момент нанесения красных линий. Не представлены доказательства обращения в комитет за переносом красных линий и письменного отказа в совершении данного действия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановления администрации с. Лебяжье Центрального района г. Барнаула от 17.05.1995 №42 земельный участок по адресу: ...., площадью 0,80 га, выделенный Голикову Н.Г. решением исполкома Лебяжинского сельского Совета ль 22.11.1991, для строительства индивидуального жилого дома, изъят и закреплен за [СКРЫТО] С.В. Разрешено [СКРЫТО] С.В. на данном земельном участке строительство индивидуального жилого дома.
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 16.03.2017, [СКРЫТО] С.В. на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,0800 га., расположенный по адресу: .....
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 03.04.2017 право собственности [СКРЫТО] С.В. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 31.03.2017.
В соответствии с выпиской из технического паспорта, составленного по состоянию на 21.04.2017, на участке возведен жилой дом (литер А), имеется отметка о том, что документы на его возведение не представлены.
Согласно представленным в материалы настоящего дела копиям из Книги № 6 красных линий красные линии утверждены 28.08.2002, нанесение красных линий утверждено Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула.
В подтверждение полномочий Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула по утверждению красных линий административным ответчиком представлена копия положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 07.08.1997 №728.
В соответствии с Основными задачами и функциями Главного управления архитектуры и градостроительства к числу таковых отнесены, в том числе: разработка и реализация градостроительных программ, прогнозов, мероприятий, проектов и нормативных актов, направленных на решение текущих и перспективных задач, контроль за реализацией Генерального плана города, осуществление комплексности застройки, качеством проектирования и строительства, обеспечение разработки и корректировки Генерального плана города, определение зон отчуждения территорий, независимо от ведомственной подчиненности в интересах развития города, формирование резервного фонда земельных участков для перспективного строительства т.п.
Из представленной стороной административного ответчика контрольной съемки в районе земельного участка [СКРЫТО] С.В. следует, что жилой дом, хозяйственные постройки домовладения и часть земельного участка в фактических границах расположены за красной линией, т.е. фактически на землях общего пользования.
Согласно ответа комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула №5522-з/к-01-19 административному истцу в лице его представителя сообщено, что расчет красной линии в районе земельного участка по адресу: ...., осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула 28.08.2002. Красные линии рассчитаны на основании Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 07.08.1997.
Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано на основании ч.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 30.12.2001) при осуществлении градостроительной деятельности использование земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися соответственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, проводится с соблюдением разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены проектами планировки.
На основании ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 30.12.2001) при предоставлении земельных участков градостроительные требования к их использованию определяются градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также правилами застройки. При предоставлении земельных участков органы местного самоуправления подготавливают следующую информацию о градостроительных требованиях к использованию земельных участков: местоположение земельных участков; проекты границ земельных участков в соответствии с проектами планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий и т.п.
Согласно ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 30.12.2001) проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры: красные линии и линии регулирования застройки; границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки); размещение объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения; плотность и параметры застройки; параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории. Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения. Проект планировки является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По смыслу вышеприведенных норм, а также положений нормативных документов, действовавших на момент нанесения красных линий в части спорного участка, в том числе Инструкции по составлению проектов планировки и застройки городов, утвержденной Госстроем СССР от 23 марта 1966 года, Строительными нормами и правилами 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и земельных участков линейных объектов, предназначены для определения как существующих границ, определяющих указанные участки, так и планируемых. При этом утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает одновременное изменение правового статуса земельных участков. Нанесение и утверждение планируемых красных линий может являться основанием для последующего принятия решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из исследованных доказательств по делу следует, что красные линии проходят по земельному участку, который находится на законном основании у [СКРЫТО] С.В. с 1995 года, поскольку был предоставлен для размещения домовладения, что следует из правоустанавливающих документов на объект недвижимости. При этом, при нанесении красных линий расположенный на земельном участке жилой дом, часть земельного участка, оказались за красной линией, т.е. на территории общего пользования.
Красная линия, проходящая через земельный участок истца может являться только планируемой линией, поскольку из исследованных документов усматривается, что часть земельного участка отграниченная красной линией не является улицей, дорогой, не относится к территории общего пользования, т.е. территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, поскольку указанная часть земельного участка находящегося в пользовании истца, ограждена забором, на ней расположен жилой дом, хозяйственные постройки, принадлежащие истцу, земельный участок предоставлен истцу в собственность.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нанесение красной линии в районе земельного участка, находящегося в собственности административного истца, нарушает его право на определение границ и площади данного участка с целью его кадастрового учета. При нанесении красных линий должны были учитываться фактическое пользование земельным участком (фактические границы), что не было сделано, в связи с чем нарушено право административного истца.
Кроме того, суд приходит к выводу о нарушении процедуры нанесения красных линий, поскольку проект планировки не составлен, доказательств обратного в материалы дела стороной административного ответчика не представлено.
В связи с чем суд приходит к выводу о незаконности нанесения красных линий в районе земельного участка административного истца.
При этом, поскольку по делу установлено, что красные линии в районе земельного участка административного истца нанесены в 2002 году Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула, подлежит признанию незаконным установление красных линий указанным органом исполнительной власти.
Надлежащим ответчиком в данной части является комитет по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула, поскольку указанный орган явился правопреемником Главного управления на основании Решения Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 32.
Требование о возложении обязанности на комитет по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула удалить красные линии на топографическом плане земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку при признании нанесения красных линий незаконным данное требования является излишне заявленным. Кроме того, топографический план является лишь топографическим материалом, отражающим существующее на местности градостроительное положение.
Соблюдение срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является обстоятельством, имеющим значение для разрешения спора, и подлежит установлению по каждому делу, вопрос о применении последствий пропуска срока следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это заинтересованные лица.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Первоначально с административным иском [СКРЫТО] С.В. к комитету по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г. Барнаула о признании действий незаконными обратился 30.11.2017.
Определением судьи от 01.12.2017 данное административное исковое заявление оставлено без движения.
Определением судьи от 25.12.2017 вышеуказанный административный иск возвращен в связи с не устранением недостатков в указанный срок.
С настоящим иском в суд административный истец обратился 09.01.2018.
Сведения о дате получения административным истцом оспариваемого ответа в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
В соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ в пользу истца с комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г.Барнаула подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Сергея Викторовича удовлетворить в части.
Признать незаконными действия Главного управления архитектуры и градостроительства г.Барнаула от 28.08.2002 по нанесению красных линий в фактических границах земельного участка по .... в .....
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с комитета по [СКРЫТО], архитектуре и развитию г.Барнаула в пользу [СКРЫТО] Сергея Викторовича судебные расходы 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю.Овсянникова