Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 14.07.2016 |
Дата решения | 07.09.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Овсянникова Мария Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | b83911d2-ef9a-33f6-9d27-dd78c6bc58c5 |
Дело № 2-6553/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2016 года
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском, указав, что материальные истцы проживают в квартире по .... в .... на основании договора социального найма жилого помещения. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению специализированной организации нахождение в жилом доме является опасным для жизни и здоровья граждан. Распоряжением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлен срок отселения физических лиц из указанного дома. Однако до настоящего времени материальным истцам жилое помещение на условиях социального найма не предоставлено.
На основании изложенного истец просит обязать администрацию г.Барнаула предоставить на основании договора социального найма, а Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула заключить с материальными истцами договор социального найма благоустроенного применительно к условиям г.Барнаула равнозначного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося в границах г.Барнаула, общей площадью не менее 54,8 кв.м, состоящего из трех жилых комнат, установить срок исполнения решения суда.
В судебном заседании прокурор, материальные истцы ФИО1, ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивали. Материальные истцы пояснили, что фактически перепланировка в квартире не производилась, дверной проем был завешан коврами, когда приходили техники БТИ, подумали, что это стена. Согласились на установление срока исполнения решения суда, однако пояснили, что дом является аварийным, представляет угрозу жизни и здоровью граждан. Прокурор уточнила площадь жилого помещения, просила предоставить истцам помещение площадью 51,7 кв.м.
Представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям письменного отзыва, пояснила, что требования к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула заявлены преждевременно, в случае удовлетворения исковых требований просила установить срок исполнения решения суда не менее 6 месяцев.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
В силу ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения – ...., состоящей из трех комнат, по .... в .... на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. В качестве членов семьи нанимателя согласно договору вселены супруга ФИО2, сын ФИО3, сноха ФИО4, внуки ФИО5, ФИО6
Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по .... в г.Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок для предоставления жилых помещений гражданам, занимающим помещение в доме по .... в г.Барнауле на условиях договора социального найма, - до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Поскольку дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, то истцы подлежат обеспечению другим благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное подтверждается руководящими разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Анализ норм жилищного законодательства с учетом разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" свидетельствует о том, что возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими и нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием прежнего жилья, которое не находится в собственности гражданина, непригодным для проживания, и носит компенсационных характер.
Доказательств того, что материальные истцы обеспечены жильем на каком-либо праве, в судебное заседание ответчиками не представлено.
В соответствии со ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Определяя иное равнозначное жилое помещение, подлежащее предоставлению материальным истцам, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Истцы занимают жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 54,8 кв.м. С учетом изложенного материальным истцам подлежит предоставлению другое благоустроенное жилое помещение не менее указанной общей площади. Суд не соглашается с доводами прокурора о возможности предоставления жилого помещения площадью 51,7 кв.м, поскольку выписка из технического паспорта на указанное жилое помещение имеет отметку о самовольной перепланировке, в связи с чем указанная площадь не является плановой. Определение площади в 54, 8 кв.м в данном случае не является выходом за пределы заявленных требований, поскольку вопрос об определении площади жилья в данном случае входит в полномочия суда.
Определяя состав лиц, на которых подлежит предоставлению жилое помещение, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
С учетом приведенных положений закона жилое помещение подлежит предоставлению на всех членов семьи нанимателя, включенных в договор социального найма.
В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация г. Барнаула выделяет для предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694 «Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула» комитет жилищно-коммунального хозяйства выступает наймодателем по договорам социального найма и найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Положением о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения граждан (далее - распоряжение) (п. 1.3 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 26.02.2016 N 578).
В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню.
Комитет ЖКХ в течение шести месяцев с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, готовит проект постановления администрации города о предоставлении жилых помещений. Постановление администрации города о предоставлении жилых помещений принимается в течение 10 рабочих дней с момента подготовки проекта постановления.
Договор социального найма заключается комитетом жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула в течение 5 рабочих дней с момента представления всех документов, указанных в настоящем пункте.
На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается судом на администрацию г. Барнаула. После предоставления жилого помещения комитет в установленный срок обязан заключить с истцом договор социального найма.
Требования прокурора к КЖКХ суд находит преждевременными, так как обязанность по заключению договора социального найма при отсутствии предоставленного жилого помещения у Комитета не возникла, что исключает на момент разрешения спора нарушение прав истцов Комитетом.
При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом аварийного состояния многоквартирного дома, опасного для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, процедуры приобретения жилья муниципалитетом суд полагает возможным установить срок для исполнения судебного постановления 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Барнаула в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворить в части.
Обязать администрацию города Барнаула в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить на основании договора социального найма ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 благоустроенное применительно к условиям г.Барнаула жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Барнаула, общей площадью не менее 54, 8 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю.Овсянникова