Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 14.07.2016 |
Дата решения | 07.11.2016 |
Категория дела | Социальные споры -> Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Панина Елена Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 3794dfe4-6876-3e67-a4b6-048f23a18343 |
Дело № 2-6509/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.,
при секретаре: Гончаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к Главному управлению [СКРЫТО], [СКРЫТО], жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, администрации Алтайского края, Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ответчикам о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование искового заявления указывают, что в мае-июне 2014 года на территории .... сложилась чрезвычайная ситуация, вызванная резким ухудшением паводковой обстановки на реке Обь.
В результате паводка пострадал жилой дом по адресу: ...., в котором истцы были зарегистрированы и проживали на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
Распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № истцы были включены в Список граждан-получателей государственного жилищного сертификата (ГСЖ), однако документы, прошедшие согласование в МЧС России, были возвращены [СКРЫТО] финансов РФ без согласования. Отказ был обоснован указанием на недопустимость включения в список дополнительных граждан или семей (п. 7 «Порядка и условия выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий», с изменениями от 12.03.2015).
25.04.2016 Главным управлением [СКРЫТО], [СКРЫТО], жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края истцам направлено соответствующее письмо об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата.
Считают, что истцами были соблюдены условия, необходимые для предоставления государственного жилищного сертификата, установленные в Постановлении Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий» и «Порядка и условий выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий». На момент затопления истцы постоянно проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении, данное жилое помещение для истцов являлось единственным для проживания.
Истцы полагают, что все установленные законодателем требования для предоставления государственного жилищного сертификата ими соблюдены.
По таким основаниям истцами заявлены требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата из числа граждан, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весеннее-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года, из расчета 42 кв.м. на семью из двух человек; обратить решение суда к немедленному исполнению при включении истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО1 – ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивали, по изложенным в иске основаниям. В ходе рассмотрения дела поясняли, что в утраченном жилом помещении проживали одной семьей истцы, а также собственники жилого помещения (без регистрации).
Представитель Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва на исковое заявление.
В отзыве на исковое заявление, поступившем из Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, ссылаются на следующие обстоятельства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусмотрено оказание помощи в приобретении жилого помещения гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов. По представленным документам истцы не являются собственниками жилого помещения, пострадавшего в результате паводка. Общая площадь квартиры составляет 31 кв.м., следовательно, требование о предоставлении жилого помещения в размере 42 кв.м. также не основано на законе, так как превышает общую площадь утраченного жилого помещения. Кроме того, истцами не доказано то обстоятельство, что утраченное жилое помещение являлось для них единственным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
От истца ФИО1 имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Главное управление [СКРЫТО], [СКРЫТО], жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края представило возражения на исковое заявление, в которых исковые требования считают незаконными и необоснованными. Со стороны Главного управления были выполнены все предусмотренные нормативными правовыми актами действия, Главным управлением истцы были включены в список граждан-получателей ГЖС. Члены семьи собственника не обладают самостоятельным правом на получение государственного жилищного сертификата, необходимые условия для его предоставления отсутствуют. Требование об обращении решения суда к немедленному исполнению также является необоснованным.
В отзыве, представленном Администрацией Алтайского края приведены доводы о том, что Администрация Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по делу, так как права истцов Администрацией Алтайского края не нарушены.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено [СКРЫТО] Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В отзыве, представленном Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю принятие решения оставили на усмотрение суда.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В мае – июне 2014 года в городе Барнауле Алтайского края сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением администрации Алтайского края № 254 от 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Согласно положениям п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Из приведенных положений законодательства следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с п.6 названного Порядка, в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в [СКРЫТО] Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в [СКРЫТО] финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно п. 7 Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого помещения по адресу ....1 на момент чрезвычайной ситуации являлись: ФИО5, ФИО6, ФИО7 (по 1/3 доли).
ФИО5 является сыном истца ФИО2, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке <данные изъяты> сельсовета .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 фактически проживали и состояли на регистрационном учете по вышеуказанному адресу на момент весеннее-летнего паводка 2014 года и по настоящее время.
В представленных суду копиях паспорта ФИО2 и ФИО1 имеется отметка о регистрации по месту жительства по адресу: ...., с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Согласно выпискам из ЕГРП ФИО1 и ФИО2 иных жилых помещений в собственности не имеют.
Согласно письменным пояснениям истца ФИО2, собственники указанного жилого дома - ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются членами его семьи. ФИО1 также является членом семьи ФИО5, приходится ему прабабушкой.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в .... о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи 2 человека, в том числе с учетом ФИО2
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии .... от ДД.ММ.ГГГГ №, извещения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ФИО2 было отказано во включении в Список, так как не подтверждены родственные отношения с собственниками жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 повторно обратились с данным заявлением в .....
Решением жилищной комиссии ...., оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, ФИО2 были включены в список на получение государственного жилищного сертификата.
Распоряжением .... от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1, ФИО2 включены в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка 2014 года на территории Алтайского края.
В ответе Главного управления [СКРЫТО], [СКРЫТО], жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 разъяснено, что данный Список был согласован в МЧС России. При этом указано, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ документы возвращены без согласования, поскольку учтены изменения, внесенные в порядок выдачи государственных жилищных сертификатов Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 № 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», а именно: внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается; необходимо указание площади жилого помещения в соответствии с новой редакцией постановления.
По информации администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда ФИО5, ФИО6, ФИО7 (собственники жилого помещения) в администрацию .... с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата не обращались.
Таким образом, на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении были зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, жилой дом принадлежал на праве общей долевой собственности одному из членов семьи ФИО2 – ФИО5
Истцам было отказано в согласовании документов на предоставление государственного жилищного сертификата в связи с внесением изменений в правовое регулирование порядка предоставления государственных жилищных сертификатов.
Согласно позиции истцов ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения ФИО5, является его прабабушкой.
Вместе с тем при определении круга лиц, относящихся к членам семьи гражданина, управомоченного на получение государственного жилищного сертификата, подлежат применению положения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля допрошен ФИО8, пояснивший, что во время паводка проживал в том же доме, в квартире, в которой проживали истцы, проживали ФИО1, ФИО14 (истец), его жена ФИО15, и дети, порядок распределения доходов, приобретение вещей ему не известен.
На основании положений ст. 31 ЖК РФ, оценивая в том числе показания свидетеля ФИО9, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не является членом семьи собственников жилого помещения, в том числе ФИО5, поскольку судом не установлено наличия предусмотренных законом исключительных обстоятельств для признания ФИО1 членом семьи собственника жилого помещения, из показаний свидетелей объективно не следует ведение истцом и собственниками жилого помещения совместного хозяйства (общность доходов и расходов).
Кроме того нормы, регулирующие порядок предоставления государственного жилищного сертификата, не предусматривают отнесение к членам семьи собственника утраченного жилого помещения иных лиц, за исключением, указанных в Постановлении – проживающих совместно с собственником супруга, детей (в том числе усыновленных), родителей и усыновителей и его внуков.
При указанных обстоятельствах, право на получение государственного жилищного сертификата у ФИО1 отсутствует, в связи с чем ее требования о признании права на получение сертификата не подлежат удовлетворению.
Само по себе длительное проживание истца ФИО1 в доме, собственником которого она на момент чрезвычайной ситуации не являлась, также как и членом семьи собственника, не может служить основанием для признания за ней права на получение государственного жилищного сертификата.
То обстоятельство, что у ФИО1 отсутствуют иные жилые помещения для проживания может явиться основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
В части требований истца ФИО10 суд приходит также к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку его право на получение государственного жилищного сертификата производно от права собственника жилого помещения, членом семьи которого является истец, в данном случае ФИО5
При этом сам сособственник ФИО5 с заявлением о включении в Список не обращался, также как и сам ФИО2
Заявление о включении в список имелось от истца ФИО1, которой истец ФИО11 был указан в качестве члена ее семьи.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО2 также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, ФИО2 к Главному управлению [СКРЫТО], [СКРЫТО], жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, администрации Алтайского края, Министерству [СКРЫТО] российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Панина Е.Ю.
Копия верна:
Судья Е.Ю. Панина
Секретарь А.Н. Гончарова