Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 05.04.2016 |
Дата решения | 31.05.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Судья | Топоров Александр Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2e6aaba4-4f75-3419-bfde-20550f6a7940 |
Дело № 2-3977/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Топорова А.А.,
при секретаре Галкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО2 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее – Главное управление) о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о ней внесены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления (07.03.2012), реестровая запись №. Жилых помещений в собственности не имеет, по договору найма жилые помещения не предоставлялись. Таким образом, до настоящего времени жилищные права материального истца не реализованы.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 8, 17-1 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» прокурор просил установить факт проживания ФИО2 с 15.01.2016 г. в г.Заринске Алтайского края; обязать Главное управление предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Заринск Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО5 на заявленных требованиях настаивала.
Материальный истец ФИО2. представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчиком представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированного жилого помещения, реестровая запись № от 07.03.2012 (постановление администрации г. Заринска № от 07.03.2012). Требование истца по внеочередному предоставлению жилья, а не согласно Списку в рамках реализации целевой программы, нарушает права неограниченного круга лиц, включенных (ранее истца) в Список с даты подачи заявления о признании нуждающимися в жилом помещении. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие в собственности недвижимости за последние пять лет у нее и членов ее семьи, выписка из домовой книги, документы, подтверждающие окончание учебного заведения. В случае удовлетворения заявленных требований настаивают на применении положений действующего законодательства в части площади предоставляемого жилого помещения - 28 кв.м. Также в случае удовлетворения заявленных требований просят установить срок исполнения решения суда 6 месяцев.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мама материального истца – ФИО6 на основании решения Заринского районного суда от 06.06.2008 года лишена родительских прав в отношении ФИО2 (л.д.21-23).
Отец ФИО7 на основании решения Заринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении материального истца (л.д.19-20).
Постановлением администрации города Заринска от 04.09.2008 № от 27.08.2002 № ФИО2 помещена в государственное образовательное учреждение, в котором содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
30.06.2015 ФИО2 окончила КГБОУ СПО «Барнаульский базовый медицинский колледж» г.Барнаула, что подтверждается копией дипломом (л.д. 8).
Согласно информации Главного Управления от 04.04.2016 сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированного жилого помещения по дате подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (07.03.2012) реестровая запись № (л.д. 28).
Согласно свидетельству о рождении II-ТО № от 01.12.2015, 20.11.2015 у ФИО2 родилась дочь – ФИО8
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» информация о принадлежности объектов недвижимости ФИО2 отсутствует (л.д. 29).
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.
С 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).
В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела, истец достигла возраста 23 лет. Сведения о ней внесены в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Сведений об исключении из Списка не имеется.
Жилое помещение истцу не предоставлено, право на обеспечение жилым помещением не реализовано, в связи с чем, при разрешении спора подлежат применению нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 № 74-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в том числе п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края содержит аналогичные положения, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В том числе, предусмотрено, что дети (лица), оставшиеся без попечения родителей включаются в Список, в установленном данным законом порядке, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования, либо, в случае невозможности - с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.
Перечень документов, необходимых для составления списка, порядок их направления и рассмотрения определяется постановлением Администрации Алтайского края.
Приведенные выше положения законодательства, с учетом внесенных изменений, не устанавливают дополнительных требований и условий, относящихся к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на предоставление жилого помещения, гарантированного государством.
Федеральным и региональными законами реализация права лица названной категории по предоставление жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает лицо в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сведений о том, что истцом улучшены жилищные условия, приобретено жилье в собственность, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, в материалы дела не представлено. Напротив, материалами дела подтверждено отсутствие прав у ФИО2 на жилые помещения. Ответчиком доказательств, опровергающих названные обстоятельства, не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения ФИО2, поскольку право на обеспечение жилым помещением нарушено.
Доводы ответчика об очередности предоставлениях жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, суд считает необоснованными исходя из анализа норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям. Оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения не имеется, поскольку законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Законом Алтайского края от 29 июня 2015 года №56-ЗС внесены изменения в Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», положения статьи 8 Закона №136-ЗС в новой редакции предусматривают, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 кв.м., если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из права истца быть обеспеченным жилым помещением и положений ст. 8 Закона Алтайского края № 136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
В силу вышеприведенных положений законодательства жилое помещение подлежит предоставлению в муниципальном образовании по месту жительства истца.
Из пояснений материального истца и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля по делу ФИО9 установлено, что ФИО2 проживает по .... в г. Заринске с января 2015 года. Пояснения истца и показания свидетеля согласуются с имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что факт проживания истца в г.Заринске Алтайского края подтвержден совокупностью собранных в указанной части доказательств, при удовлетворении исковых требований предоставлению подлежит жилое помещение в границах муниципального образования г.Заринск Алтайского края.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства на момент рассмотрения спора является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 № 55. Согласно п. 2.20, 2.27 Положения Главное управление предоставляет отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах ФИО2 удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО2 на территории муниципального образования – г.Заринск Алтайского края.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Заринск Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Топоров