Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 04.02.2021 |
Дата решения | 24.06.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Фурсова Ольга Михайловна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | cdd7c6e1-1ed7-3fc1-8d85-55edd4fc0632 |
Дело № 2-875/2021
УИД № 22RS0067-01-2020-004461-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Фурсовой О.М.,
при секретаре Слепушкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] Игорю [СКРЫТО] об изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании здания многоквартирным жилым домом,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах [СКРЫТО] Е.Р. обратился в суд с иском об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> с вида «Для эксплуатации жилого дома» на вид «Среднеэтажная жилая застройка», признании здания по <адрес> многоквартирным жилым домом.
Требования обосновывает тем, что в прокуратуру Октябрьского района г.Барнаула обратилась [СКРЫТО] Е.Р. об обращении в суд с иском о признании дома по <адрес> в <адрес> многоквартирным домом.
Прокурор указывает, что [СКРЫТО] И.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1036 кв.м., с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации жилого дома».
В 2007 году на указанном земельном участке [СКРЫТО] И.В. построен пятиэтажный жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о праве собственности [СКРЫТО] И.В. на жилой дом площадью 989,5 кв.м по адресу: <адрес>.
В апреле 2007 года на основании технического паспорта на дом в ЕГРН внесены записи о праве собственности [СКРЫТО] И.В. на жилые и нежилые помещения в указанном жилом доме, запись о праве собственности ФИО3 на жилой дом площадью 989,5 кв.м погашена.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке исполнения требований ч.3 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре» и приказа Минэкономразвития от 11.01.2011 №1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» в кадастр недвижимости на основании технического паспорта здания от 21.12.2007 внесены сведения о здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с указанием назначения здания - «многоквартирный дом»; сведения о земельном участке и самовольном строительстве в техническом паспорте отсутствовали. В последующем осуществлены регистрационные действия по переходу прав [СКРЫТО] И.В. на жилые и нежилые помещения в указанном здании к иным лицам, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГ"РН внесена запись о регистрации права собственности [СКРЫТО] Е.Р. на <адрес>, основание регистрации - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, согласно которому спорный земельный участок расположен в функциональной зоне застройки многоэтажными многоквартирными домами (9 этажей и более).
Решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, в соответствии с которыми указанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж1), к основным видам разрешенного использования данной территориальной зоны отнесена, в том числе, среднеэтажная жилая застройка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Октябрьского района г. Барнаула ссылается на то, что до настоящего времени ответчик, являясь собственником спорного земельного участка, не принял решение об изменении вида его разрешенного использования с «эксплуатации жилого дома» на «среднеэтажную жилую застройку» с целью придания возведенному на земельном участке зданию правового статуса «многоквартирного», что нарушает права материального истца и иных собственников жилых помещений в указанном доме по распоряжению принадлежащими им жилыми помещениями, создает угрозу утраты права на принадлежащее им имущество, поскольку фактически многоквартирный дом имеет статус самовольной постройки.
В судебном заседании представитель процессуального истца - Третьякова Н.Ю. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Ответчик [СКРЫТО] И.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью, пояснив, что спорный объект в настоящее время не может быть признан многоквартирным домом в силу того, что для этого не проведены соответствующие экспертизы, подтверждающие его соответствие всем требованиям, предъявляемым к МКД, вид использования земельного участка он изменить не имеет возможности, кроме того, на земельный участок наложен арест.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - Жаравина Г.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель материального истца [СКРЫТО] Е.Р. - Субботин В.З. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица комитета по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула - К.В. Копыленко разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что [СКРЫТО] И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1036 кв.м с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации жилого дома», что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86-89).
Указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1 "многоэтажная многоквартирная жилая застройка". На указанном земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, расположено здание, имеющее признаки многоквартирного жилого дома и фактически используемое в качестве такового.
Обращаясь с данного рода требованиями к ответчику [СКРЫТО] И.В., прокурор исходит из того, что на земельном участке по <адрес>, фактически расположен многоквартирный жилой дом, в связи с чем вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению, а существующий объект (трехэтажное здание с цокольным и мансардным этажами) на данном земельном участке следует признать многоквартирным жилым домом.
С данными доводами суд согласиться не может, поскольку земельный участок, на котором возведено спорное строение, имеет целевое назначение для эксплуатации жилого дома, а многоквартирный жилой дом объектом индивидуального жилищного строительства не является, его нахождение на данном земельном участке не будет соответствовать целевому назначению данного земельного участка.
Действительно, в спорном объекте количество надземных этажей превышает три этажа, данный дом нельзя отнести к объекту индивидуального жилищного строительства и в соответствии с действующим в настоящее время законодательством.
Кроме того, спорный объект включает в себя отдельные помещения, имеющие свой кадастровый номер, являющиеся изолированными, что указывает на то, что объект был предназначен не для проживания одной семьи.
Согласно п. 3.4 Свода правил. Здания жилые многоквартирные. СП 54.13330.2016. здание многоквартирное: Жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Объекты капитального строительства, предназначенные для проживания более чем одной семьи, не могут быть отнесены к объектам индивидуального жилищного строительства и в отношении таких объектов не могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, государственного учета и регистрации прав собственности объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Кроме того, в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Обозначенный объект недвижимости был возведен без проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, являющиеся обязательными в данном случае в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, как и не предпринял необходимых мер к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу, что хотя возведенный дом и имеет признаки многоквартирного, поскольку, как установлено в судебном заседании, содержит жилые помещения, имеющие самостоятельные выходы в помещения общего пользования, содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме, кроме того, объект разделен на изолированные помещения - квартиры и не предназначен для проживания одной семьи, данное строение в настоящее время не может быть признано судом многоквартирным домом, поскольку стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии объекта всем необходимым требованиям, предъявляемым к данного рода строениям и доказательств возможности его эксплуатации в качестве такового. От проведения соответствующей судебной экспертизы истец отказался, пояснив, что акта обследования дома от 15 июня 2020 года для признания дома многоквартирным достаточно.
До настоящего времени спорное строение является самовольной постройкой, что не оспаривалось в судебном заседании, Законом предусмотрено, что самовольные постройки не должны находиться в свободном гражданском обороте, они не являются объектами гражданских прав и в отношении них запрещено совершать какие-либо сделки (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.). Сделки с самовольными постройками ничтожны, так как они не соответствуют требованиям закона. Объекты самовольного строительства не подлежат также государственной регистрации.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения"(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст) многоквартирный дом- это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок)..."
Необходимая документация на фактически возведенный объект отсутствует, в ходе рассмотрения данного дела возможность признания здания по <адрес>, многоквартирным домом истцом не подтверждена, в связи с чем оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Кроме того, не подлежат удовлетворению требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> с вида «Для эксплуатации жилого дома» на вид «Среднеэтажная жилая застройка», поскольку установление и (или) изменение вида объекта капитального строительства не может осуществляться исключительно на основании волеизъявления заявителя, а должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности с учетом площади необходимой для эксплуатации многоквартирного дома включая придомовую территорию, территорию необходимую для размещения детских площадок, парковочных мест, и т.д.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Согласно статьи 30 Правил предусмотрен порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, на которые распространяется действие градостроительного регламента.
В силу части 1 вышеуказанной нормы органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в целях изменения основного, вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, обращаются с соответствующим заявлением в администрацию города Барнаула.
Администрация города рассматривает поступившие в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" из органов государственной власти, органов местного самоуправления обращения правообладателей земельных участков (правообладателей объектов капитального строительства и земельных участков), распоряжение которыми отнесено к полномочиям указанных органов, по вопросу изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства и (или) земельного участка. К указанному обращению правообладателя земельного участка (правообладателя объекта капитального строительства и земельного участка) прикладываются документы, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 части 2 настоящей статьи.
В случае обращения правообладателя объекта капитального строительства и (или) земельного участка, который находится в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена, либо в муниципальной собственности (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий), изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с согласия соответствующего органа, к полномочиям которого отнесено распоряжение указанным земельным участком, полученного в порядке, установленном Положением о комиссии по землепользованию и застройке, созданной в соответствии со статьей 10 Правил.
Часть 2 данной статьи предусматривает перечень документов, которые прилагаются к заявлению: 1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; 2) кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) либо выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, содержащая сведения о земельном участке; (п. 2 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 04.12.2020 N 611), 3) правоустанавливающие документы на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в случае, если права на земельный участок и объекты недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) контрольная съемка (копия топоплана) (масштаб 1:500 или 1:1000) с отображением земельного участка и (или) объекта капитального строительства; 5) правовой акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, создавшего соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственную либо муниципальную организацию, либо выполняющий полномочия собственника государственного или муниципального имущества в отношении указанных органов и организаций; 6) заключение специализированной организации о возможности изменения функционального назначения объекта, в случае изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства.
Согласно части 3, Администрация города Барнаула в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления направляет его с приложением документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в комиссию по землепользованию и застройке.
В соответствии с ч. 4, Комиссия по землепользованию и застройке в течение 15 дней с момента поступления рассматривает заявление и осуществляет подготовку рекомендаций об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства и направляет такие рекомендации главе города Барнаула для принятия решения.
Согласно ч.5 названной статьи, Глава города Барнаула в течение 30 дней с момента поступления рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке принимает решение в форме постановления администрации города об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства.
В ч.6 обозначены основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства
Доказательств в подтверждение соблюдения данного порядка стороной истца суду не представлено, равно как и доказательств того, что на ответчика [СКРЫТО] И.В. может быть возложена обязанность самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка. Правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах [СКРЫТО] Е.Р. об узаконении фактически многоквартирного дома в судебном порядке с изменением вида разрешенного использования земельного участка не имеется.
Площадь земельного участка по адресу: <адрес>, составляет 1036 кв.м, что по норме соответствует для индивидуального жилищного строительства: от 0,05 га до 0,10 га - для строительства индивидуального жилого дома.
Доказательств формирования земельного участка для целей эксплуатации многоквартирного дома по данному адресу, с учетом территории, необходимой для его обслуживания, и, соответственно, доказательств перехода сформированного земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, не приведено.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако, самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Следует также учитывать, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования разрешаются в порядке, установленном ст. 37 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда в предусмотренной процедуре обжалования в порядке административного судопроизводства. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо.
При таких обстоятельствах суд считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Предъявление требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к [СКРЫТО] Игорю [СКРЫТО] об изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании здания многоквартирным жилым домом - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.М. Фурсова