Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 01.08.2018 |
Дата решения | 03.09.2018 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов |
Судья | Рехтина Елена Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | da8a0cf6-05b5-32dd-a710-3217f344a6ea |
Дело №2а-3049/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Рехтиной Е.А.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] Юлии Сергеевне о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю (далее – МИФНС №15) обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] Ю.С., в котором просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 гг., в сумме 749 руб., пени в размере 64,98 руб., начисленной за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц.
В обоснование требований административный истец указал, что [СКРЫТО] Ю.С., являлась собственником квартир, расположенных по адресу: ул. Телефонная, 28-48, пр. Ленина, 92-21, в г. Барнауле, таким образом, должна была уплатить налог на имущество физических лиц.
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2014-2015 гг. административному ответчику начислена пеня в размере 64,98 руб.
В адрес ответчика направлялись налоговые уведомления, требования об уплате налога, пени, однако обязанность по уплате налогов и пени ответчиком не исполнена.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился. В суд вернулся конверт за истечением срока хранения с известного адреса ответчика. При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд предпринял все предусмотренные процессуальным законом меры к надлежащему извещению административного ответчика, ответчик распорядился своими процессуальными правами, отказавшись от получения почтовой корреспонденции и явки в суд в связи с чем, судом соблюдены положения п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о правах, гарантирующие справедливое разбирательство.
Суд с учетом положений ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы административного иска, материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарном году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования налогоплательщику (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 400 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений настоящей статьи.
Ставки для налога на имущество физических лиц установлены решением Барнаульской городской думы от 28.09.2005 № 185 «О ставках налога на имущество физических лиц территории г. Барнаула», с 01.01.2015 решением Барнаульской городской думы 07.11.2014 № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа г. Барнаула Алтайского края»
В соответствии с п. 2 Решения Барнаульской городской думы от 07.11.2014 № 375 налоговые ставки устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве собственности на каждый объект).
Из материалов дела усматривается, что [СКРЫТО] Ю.С. в 2014-2015 гг. являлась собственником квартир, расположенных по адресу: ул. Телефонная, 28-48, пр. Ленина, 92-21, в г. Барнауле, таким образом, должна была уплатить налог на имущество физических лиц.
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2014-2015 гг. административному ответчику начислена пеня в размере 64,98 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно налогового уведомления №1118870 от 03.05.2015 [СКРЫТО] Ю.С. подлежал уплате, налог на имущество физических лиц до 01.10.2015 за 2014 г.
Ответчик не исполнил обязанность по уплате налога в срок, указанный в налоговом уведомлении, в связи с чем, ему направлено требование №74264 по состоянию на 05.11.2015, в котором предложено в срок до 05.02.2016 уплатить налог.
Согласно налогового уведомления №107658221 от 27.08.2016 [СКРЫТО] Ю.С. подлежал уплате, налог на имущество физических лиц до 01.12.2016 за 2015 г.
Ответчик не исполнил обязанность по уплате налога в срок, указанный в налоговом уведомлении, в связи с чем, ему направлено требование №26265 по состоянию на 23.12.2016, в котором предложено в срок до 15.02.2017 уплатить налог.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения МИФНС № 15 с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени по настоящему делу истек 16.08.2017 (15.02.2017 + 6 месяцев).
К мировому судье судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Барнаула МИФНС № 15 обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа 30.11.2017.
Мировым судьёй судебного участка №4 Железнодорожного района г.Барнаула 05.12.2017 было вынесено определении об отказе в принятии заявления МИФНС № 15 по Алтайскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Ю.С. в пользу МИФНС № 15 суммы неуплаченного налога на имущество, в связи с пропуском срока, установленного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налога и пени с [СКРЫТО] Ю.С.
С настоящим административным иском МИФНС № 15 обратилось в районный суд только 01.08.2018.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц, порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Суд полагает, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с заявлением о взыскании недоимки и пени с [СКРЫТО] Ю.С. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В связи с вышеизложенным, административное исковое заявление МИФНС №15 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] Ю.С. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] Юлии Сергеевне о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья Е.А.Рехтина