Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 19.07.2016 |
Дата решения | 25.10.2016 |
Категория дела | о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка |
Судья | Рехтина Елена Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | dd47ba1f-3b27-3e27-a5b2-8dcda19b0f4c |
Дело № 2-3106/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рехтиной Е.А.,
при секретаре Захаровой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № СС-22/01-13/4 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указала, что письмом Комитета от 10.03.2016 № СС-22/01-13/4 ей отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что согласно письму Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов. По мнению заявителя, такой отказ является незаконным, поскольку согласно представленному техническому заключению 18.09.2014 № 824 земельный участок соответствует градостроительному регламенту зоны Ж4. Кроме того, решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 18.09.2014 было признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 13.02.2015 № УС-3/01-13/4 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, принятое по аналогичным основаниям.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, извещена надлежаще. Представитель истца по доверенности ФИО3 поддержала требования в полом объеме.
Заинтересованное лицо Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6, Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещались в установленном порядке. ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6 просили рассмотреть дело в их отсутствие, настаивали на исковых требованиях, предоставили суду соответствующие заявления.
Выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане или юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатом рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий.
Истец обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> без проведения торгов на праве собственности для эксплуатации жилого дома.
Согласно ответу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула 10.03.2016 № СС-22/01-13/4 ФИО1 отказано в передаче в собственность земельного участка по адресу: <адрес>Б на основании письма Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула № 101-в от 29.02.2016, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов.
Между тем, данный отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в передаче в собственность земельного участка суд находит незаконным по нижеследующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации ( в редакции от 23.06.2014 N 171-ФЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст.39.2 данного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1)проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (ч. 2 ст.11.3 кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера ( ст.11.10 кодекса).
Как установлено судом, письмо Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула основано на техническом заключении Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула № 824 от 18.09.2016, в силу которого объект Литер А,А1,А2 по адресу: <адрес>Б соответствует градостроительному регламенту зоны Ж4, расположен в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов, расположенных в данном районе и городского кладбища, расположенной по <адрес> с отступлением от СП 42.13330.2011 «Градостроительство.Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция) СНиП2.07.01-89* пункт 12.35, таблица 15.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 18.09.2014 было признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 13.02.2015 № УС-3/01-13/4 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б.
При этом оспоренное решение от 13.02.2015 № УС-3/01-13/4, которое было признано судом незаконным, было основано на том же самом техническом заключении Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула № 824 от 18.09.2016, которое было положено в основу письма Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула № 101-в от 29.02.2016.
Указанное решение вступило в законную силу.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, доказательств угрозы жизни и здоровью граждан передачей земельного участка в собственность Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула не представлено, решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б признано незаконным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" имеющие значение для дела факты должны подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ Комитетом не представлено доказательств того, что расположение земельного участка истца создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Основания, в силу которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и содержит 25 пунктов.
Отказывая ФИО1 в предоставлении земельного участка, в обжалуемом письме об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет указывает, что заявителю отказано в передаче в собственность земельного участка по адресу: <адрес> на основании письма Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула № 101-в от 29.02.2016, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов, что решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на праве собственности по адресу: <адрес>, принимается Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ
Пунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, необходимость проведения торгов Комитетом не обоснована и не подтверждена представленными суду доказательствами.
Статья 39.14 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно установлены ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (часть 1).
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
В настоящее время этот вопрос урегулирован законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Следовательно, поскольку в фактическом пользовании ФИО1 находится самовольно возведенный до даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации жилой дом, она относятся к числу лиц, которые вправе обратиться с заявлением об оформлении в свою собственность земельного участка под этим домом бесплатно без проведения торгов.
Таким образом, оспариваемый отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 10.03.2016 в передаче в собственность земельного участка противоречит закону и нарушает права ФИО1 на приобретение земельного участка в собственность.
В связи с изложенным, суд находит заявленные требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд обязывает Комитет устранить нарушение прав ФИО1 в установленном законом порядке.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с Комитета в пользу заявителя суд взыскивает 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 10.03.2016 № СС-22/01-13/4.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка по <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А.Рехтина