Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Индустриальный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) |
Дата поступления | 14.11.2019 |
Дата решения | 20.02.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Жидких Наталья Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2853105c-bb65-3171-86b7-07bc01af2faa |
Дело №2а-717/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Жидких Н.А.,
при секретаре Тамимовой Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании задолженности по налогу, пене.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику [СКРЫТО] М.А., в котором с учетом уточнения просит взыскать с последнего: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): пеня в размере 1657,24 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: пеня в размере 331,72 руб., на общую сумму 1988,96 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно выписке из ЕГРИП [СКРЫТО] М.А. с 30.09.2008 по 06.12.2017 являлся индивидуальным предпринимателем и должен был уплатить сумму страховых взносов за 2017 год на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 21827,42 руб.; на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 4281,53 руб.
В связи с возникновением недоимки по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 21827,42 руб. начислена пеня в размере 1657,24 руб. за период с 11.01.2018 по 15.11.2018.
В связи с возникновением недоимки по страховым взносам на ОМС за 2017 год в сумме 4281,53 руб. начислена пеня в размере 331,72 руб.: за период с 05.01.2018 по 15.11.2018.
Недоимки в размере 4281,53 руб. и 21827,42 руб. были взысканы по судебному приказу №2а-670/2018 от 31.03.2018, выданному мировым судьей судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула, сведений об отмене которого не имеется.
В связи с неоплатой ответчиком страховых взносов в установленный срок, в адрес ответчика направлены требования, ответчику было предложено добровольно уплатить сумму задолженности по пене по требованию №17459 по состоянию на 15.10.2018 об оплате пени в размере 1150,57 руб. со сроком уплаты до 02.11.2018. До настоящего времени обязанность по уплате по указанному требованию не исполнена.
Кроме того, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула 21.03.2019 с заявлением о выдаче судебного приказа на сумму 6512,50 руб. 25.03.2019 мировым судьей был выдан судебный приказ, который 18.05.2019 в связи с поступившими возражениями ответчика был отменен.
На основании вышеизложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю обратилась с исковым заявлением в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в административном иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
В связи с чем, суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы с 01.01.2017 налоговым органам. Таким образом, с 01 января 2017г. отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1ст. 419 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
При рассмотрении дела судом установлено, что [СКРЫТО] М.А. с 30.09.2008 (дата регистрации) по 06.12.2017 (дата прекращения деятельности) являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в качестве налогоплательщика. Таким образом, в период с 30.09.2008 по 06.12.2017 [СКРЫТО] М.А. являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно действующему пенсионному законодательству уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения его из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
В силу ст.430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено ст.432 НК РФ.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, в связи с неуплатой в установленный законом срок страховых взносов на ОПС и ОМС были начислены пени, направлено требование №17459 по состоянию на 15.10.2018 об оплате пени в размере 1150,57 руб. со сроком уплаты до 02.11.2018 (л.д.14).
Требования направлены в установленный законом срок, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Требования оставлены налогоплательщиком [СКРЫТО] М.А. без исполнения.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа начинает исчисляться с даты истечения срока, указанного в требовании №17459 на уплату налога, по которому сумма требований не превысила 3000 рублей. В связи с чем, налоговый орган обязан был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию №17459 со сроком оплаты до 02.11.2018 не позднее 02.05.2019.
Межрайонная ИФНС России №14 по Алтайскому краю 26.02.2019 обратилась к мировому судье судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] М.А.задолженности по налогу, пени, на общую сумму 6512,50 руб. 21.03.2019, то есть в установленный законом срок (л.д.42).
25.03.2019 мировым судьей судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] М.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю задолженности по пене по страховым взносам на ОПС и ОМС на общую сумму в размере 6512,50 руб., в том числе спорных сумм, заявленных по настоящему административному иску (л.д.46).
В связи с поступившими возражениями должника 18.05.2019 указанный судебный приказ отменен (л.д.50).
С иском в суд административный истец обратился 14.11.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д.2), то есть в срок, предусмотренный НК РФ.
Недоимки в размере 4281,53 руб. и 21827,42 руб. были взысканы по судебному приказу №2а-670/2018 от 31.03.2018, выданному мировым судьей судебного участка №8 Индустриального района г.Барнаула (л.д.57).
Между тем, в связи с поступившими возражениями должника 10.11.2019 указанный судебный приказ отменен (л.д.58).
В случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором плательщик прекратил деятельность. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату прекращения деятельности, включительно.
В соответствии с ч.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.176 КАС РФ).
В силу ч.4 ст.288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст.48 и ст.75 НК РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Как следует из материалов дела, административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по пене по страховым взносам на ОПС за 2017 год в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 1657,24 руб., задолженность по пене по страховым взносам на ОМС за 2017 год в фиксированном размере в сумме 331,72 руб., и приводит следующий расчет.
Для пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год:
за период с 05.01.2018 по 11.02.2018 - 4281,53 руб. (недоимка) х 0.000258333333х38 дней (дни просрочки) = 42,03 руб.;
за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 - 4281,53 руб. (недоимка) х 0.000250000000х42 дней (дни просрочки) = 44,96 руб.;
за период с 26.03.2018 по 16.09.2018 - 4281,53 руб. (недоимка) х 0.000241666667х175 дней (дни просрочки) = 181,07 руб.;
за период с 17.09.2018 по 15.11.2018 - 4281,53 руб. (недоимка) х 0.000250000000х60 дней (дни просрочки) = 63,66 руб.;
на общую сумму 331,72 руб.
Для пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год:
за период с 11.01.2018 по 11.02.2018 - 21827,42 руб. (недоимка) х 0.000258333333х32 дней (дни просрочки) = 180,44 руб.;
за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 -21827,42 руб. (недоимка) х 0.000250000000х42 дня (дни просрочки) = 229,19 руб.;
за период с 26.03.2018 по 16.09.2018 - 21827,42 руб. (недоимка) х 0.000241666667х175 дней (дни просрочки) = 923,12 руб.,
за период с 17.09.2018 по 15.11.2018 - 21827,42 руб. (недоимка) х 0.000250000000х60 дней (дни просрочки) = 324,49 руб.,
на общую сумму 1657,24 руб.
С учетом имеющихся в деле сведений о том, что плательщиком своевременно не были оплачены страховые взносы в фиксированном размере на ОПС в размере 21827,42 руб. и ОМС в размере 4281,53 руб. за 2017 год, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленный исковых требованиях о взыскании с [СКРЫТО] М.А. указанных пеней за 2017 год, в силу статьи 75 НК РФ.
Расчет пени за указанный период судом проверен, признается верным, ответчиком не оспорен.
Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность за 2017 год по пене по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за период с 11.01.2018 по 1511.2018 в сумме 1657,24 руб.; задолженность за 2017 год по пене по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за период с 05.01.2018 по 15.11.2018 в сумме 331,72 руб.
В силу положений п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Принимая во внимание удовлетворение судом заявленных требований, в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-181,290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (***), проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 1657,24 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 331,72 руб., всего взыскать 1988,96 руб.
Взыскать с [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (***), проживающего по адресу: <адрес>, в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края.
Судья: Н.А. Жидких
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2020
****
****
****
****
****
УИД: 22RS0065-02-2019-005682-08