Дело № 2-134/2023 ~ М-109/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Волчихинский районный суд (Алтайский край)
Дата поступления 04.04.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 37a5e95a-61b9-4c87-a44a-aea756f167d6
Стороны по делу
Истец
*************** ***** * ************
************
********** * ********* ******* ********** **************** ** ********** ****
Ответчик
************* ************ ********** ************* ****** ********** ****
*** ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

22RS0016-01-2023-000164-67

Дело № 2- 134/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Волчиха 21 июня 2023 г.

Волчихинский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Кизима И.С.

при секретаре Ребенко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю к администрации Березовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Березовское» о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю обратилась в Волчихинский районный суд с иском к ответчикам о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения.

В обоснование требований истец указал, что в силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объекта предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы пределы: допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимы сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения о установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарно; охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечит соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, соблюден» санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальны: предпринимателей и юридических лиц.

Согласно поступившей из администрации <адрес> информации установлено, что администрацией Березовского сельсовета <адрес> передано в хозяйственное ведение МУП «Берёзовское» имущество (скважины, водопроводные сети), предназначенное для водоснабжения населения <адрес>:

1. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

2. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

3. Водопроводная сеть, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>, ] Березовская, пер. Школьный, <адрес>.

Согласно полученной от МУП «Берёзовское» информации проекты зон санитарной охраны на указанные объекты водоснабжения (скважины) отсутствуют.

МУП «Берёзовское» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населения следовательно, использует выше указанные скважины на постоянной основе и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Однако проект зон санитарной охраны на указанный источник водоснабжения МУП «Берёзовское» не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны не получено, т.е. источники водоснабжения, эксплуатируются нарушением действующих санитарных норм и правил.

Разработка проектов зон санитарной охраны используемых МУП «Берёзовское» скважин, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью МУП «Берёзовское» использующего по назначению источник водоснабжения, а также администрации Берёзовского сельсовета <адрес>, являющиеся собственниками указанных источников. Таким образом, МУП «Берёзовское» и администрация Берёзовского сельсовет <адрес> нарушает действующее санитарно законодательство: ст. 11 п. п. I - 3; и. 4 ст. 18; части 2 ст. 19 ФЗ N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 43 Водного кодекс Российской Федерации, п. 13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения».

Истец просит обязать администрацию Березовского сельсовета <адрес>, Муниципальное унитарное предприятие «Берёзовское» разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения:

1. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

2. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

3. Водопроводная сеть, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, получить санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения в законную силу.

Истец представитель Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Предоставили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель МУП «Березовское», в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела министерство было извещено надлежащим образом. Предоставило отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства, в случае установления судом нарушения действующего законодательства со стороны ответчиков, требования истца удовлетворить.

Суд, в соответствии с положениями, предусмотренными ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Представитель администрации Березовского сельсовета Вочихинского района Алтайского края Серебрякова М.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, ссылаясь на то, что в отношении указанных в исковом заявлении скважин вся документация (в частности проект зоны санитарной охраны от 2007 года, санитарно-эпидемиологическое заключение от 2008 года, лицензия на право пользования недрами от 2006 года, технические паспорта на скважины) имеется. Идентифицировать скважины возможно по имеющимся техническим паспортам. В отношении водопроводной сети разработка проекта зон санитарной охраны санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.4.1110-022.4.1 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не требуется.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Управления Роспотребнадзора оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, администрацией Березовского сельсовета <адрес> передано в хозяйственное ведение МУП «Берёзовское» имущество (скважины, водопроводные сети), предназначенное для водоснабжения населения <адрес>:

1. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

2. Водозаборная скважина, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>;

3. Водопроводная сеть, кадастровый , расположена по адресу: <адрес>, ] Березовская, пер. Школьный, <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Согласно п. 2 ч. 1 ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1).

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (п. 2).

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3).

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 4).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно информации МУП «Берёзовское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проекты зон санитара охраны на указанные объекты водоснабжения (скважины) отсутствуют (л.д. 7).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ответчиком были предоставлены:

- лицензия на право пользование недрами серия БАР вид ВЭ, выданная администрации Березовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края на добычу питьевых подземных вод одиночными скважинами на Березовском участке для хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>;

- проект зон санитарной охраны действующих водозаборов подземных вод внутрирайонного муниципального образования «Березовский сельсовет» Волчихинского района Алтайского края от 2007 года;

- санитарно эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.МА.01.000.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны действующего водозабора подземных вод администрации Березовского сельсовета <адрес> алтайского края;

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении требований о разработке проекта зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения:

1. Водозаборная скважина, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>;

2. Водозаборная скважина, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> получении санитарно - эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отказать.

Рассматривая требования о разработке проекта зоны санитарной охраны и получении санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в отношении водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1.5. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно п. 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора – при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.

Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений также определяется гидродинамическими расчетами.

Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно - защитной полосой (п. 2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

В п. 3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 указаны мероприятия по санитарно – защитной полосе водоводов: в пределах санитарно - защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (подп. 3.4.1); не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий (подп. 3.4.2).

Из системного анализа приведенных норм следует, что проект разрабатывается и согласовывается для зон санитарной охраны источников водоснабжения. Разработка и согласование отдельного проекта организации санитарно-защитной полосы водопроводных сетей законом не предусмотрено, так как санитарно-защитная полоса является средством обеспечения зоны санитарной охраны водоводов.

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п.Березовский и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам не оформлено, границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения п.Березовский не установлены.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Исходя из заявленных требований, все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означали бы фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на администрацию и МУП «Березовское» обеспечить разработку и согласование проекта организации санитарно-защитной полосы водопроводной сети п.Березовский, так как они заявлены истцом, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении требований истца в данной части так же отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю к администрации Березовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Березовское» о возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.

Судья Кизима И.С.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна: Судья Кизима И.С.

ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Волчихинский районный суд (Алтайский край) на 04.04.2023 в базе нет.