Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Бийский городской суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 21.07.2020 |
Дата решения | 19.10.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Курносова Анна Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 7f26a442-0348-3f39-966d-4630c87a964b |
Дело № 2а-2889/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] ЕВ о взыскании пени на недоимку по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] Е.В. о взыскании пени на недоимку по земельному налогу.
В обоснование административных исковых требований указала, что в 2014, 2015, 2016 годах [СКРЫТО] Е.В. принадлежали земельные участки по адресам:
1. <адрес>, кадастровый №;
2. <адрес>, кадастровый №;
3. <адрес>, кадастровый №;
4. <адрес>, кадастровый №;
5. <адрес>, кадастровый №;
6. <адрес>, кадастровый №;
7. <адрес>, 3, кадастровый №;
8. <адрес>, 4, в 5 метрах восточнее, кадастровый №;
9. <адрес>, «г», кадастровый №;
10. <адрес>, кадастровый №;
11. <адрес>, кадастровый №;
12. <адрес>, г, кадастровый №;
13. <адрес>, кадастровый №;
14. <адрес>, кадастровый №;
15. <адрес>, кадастровый №;
16. <адрес>, г, кадастровый №;
17. <адрес>, г, кадастровый №;
18. <адрес>, кадастровый №;
19. <адрес>, кадастровый №;
20. <адрес>, кадастровый №;
21. <адрес>, кадастровый №;
22. <адрес>; кадастровый №;
23. <адрес>, на земельном участке расположен цех по производству строительных материалов; кадастровый №;
24. <адрес>, кадастровый №;
25. <адрес>, на земельном участке расположен цех по производству строительных материалов, кадастровый №;
26. <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст. ст. 3, 23, 45, 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком земельного налога, исчисленного налоговым органом, и обязан уплатить в установленные законом сроки.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог за 2017 год, однако, земельный налог был оплачен в полном размере 26 февраля 2019 года.
С учетом требований ст. ст. 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации на недоимку по земельному налогу за 2017 год начислены пени за период с 17 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года в размере 662 руб. 06 коп.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю просит взыскать, согласно уточненному административному иску, с [СКРЫТО] Е.В. пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере: 554 руб. 20 коп. (ОКТМО 01704000), 27 руб. 49 коп. (ОКТМО 01604455), 80 руб. 37 коп. (ОКТМО 01705000), всего 662 руб. 06 коп.
Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Административный ответчик [СКРЫТО] Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного истца имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика [СКРЫТО] Е.В.- Моисеева Е.Ф., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд считает возможным.
Изучив материалы административного дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что в 2017 году [СКРЫТО] Е.В. принадлежали земельные участки по адресам:
1. <адрес>, кадастровый №;
2. <адрес>, кадастровый №;
3. <адрес>, кадастровый №;
4. <адрес>, кадастровый №;
5. <адрес> кадастровый №;
6. <адрес>, кадастровый №;
7. <адрес> кадастровый №;
8. <адрес> метрах восточнее, кадастровый №;
9. <адрес> кадастровый №;
10. <адрес>, кадастровый №;
11. <адрес>, кадастровый №;
12. <адрес>, г, кадастровый №;
13. <адрес>, кадастровый №;
14. <адрес>, кадастровый №;
15. <адрес>, кадастровый №;
16. <адрес> кадастровый №;
17. <адрес> кадастровый №;
18. <адрес>, кадастровый №;
19. <адрес>, кадастровый №;
20. <адрес>, кадастровый №;
21. <адрес>, кадастровый №;
22. <адрес>; кадастровый №;
23. <адрес> на земельном участке расположен цех по производству строительных материалов; кадастровый №;
24. <адрес>, кадастровый №;
25. <адрес>, 3, на земельном участке расположен цех по производству строительных материалов, кадастровый №;
26. <адрес>, кадастровый №.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком земельного налога.
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на [СКРЫТО] Е.В. лежала обязанность уплатить земельный налог за 2017 год в срок до 1 декабря 2018 года.
Налоговым периодом, согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно налоговому уведомлению № 75444204 от 21 августа 2018 года сумма земельного налога за 2017 год, подлежавшая оплате [СКРЫТО] Е.В., составила 284755 руб. 00 коп., из них: 34566 руб. по ОКТМО 01705000, 238367 руб. по ОКТМО 01704000, 11822 руб. по ОКТМО 01604455.
Из материалов дела следует, что оплата земельного налога за 2017 год произведена [СКРЫТО] Е.В. в полном размере 26 февраля 2019 года.
В силу п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
На основании п.п. 3, 4, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При рассмотрении данного административного спора установлено, что Межрайонная ИМФНС России № 1 по Алтайскому краю обращалась с административным иском к [СКРЫТО] Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2014, 2016, 2017 годы в виде пени в сумме 2382 руб. 03 коп., по земельному налогу за 2016, 2017 годы в виде пени в сумме 19252 руб. 72 коп.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2020 года по административному делу № 2а-471/2020 с [СКРЫТО] Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю взыскана недоимка по налогу на имущество за 2014, 2016, 2017 годы в виде пени в сумме 2382 руб. 03 коп., недоимка по земельному налогу за 2016, 2017 годы в виде пени в сумме 19252 руб. 72 коп., всего 21634 руб. 75 коп.
Согласно приведенному решению Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просила взыскать пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год по объектам Бийского района за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 38 руб. 26 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 189 руб. 10 коп.; по объектам в г. Бийске за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 111 руб. 89 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 552 руб. 91 коп.; по объектам в г. Белокурихе за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 771 руб. 59 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 3812 руб. 91 коп., всего 5476 руб. 66 коп.
Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 04 августа 2020 года решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2020 года отменено, принятое новое решение, которым административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю удовлетворены частично: с [СКРЫТО] Е.В. взыскана задолженность по пене по налогу на имущество за 2014 год за период с 23 апреля по 21 мая 2018 года в сумме 38 руб. 79 коп., задолженность по пене по земельному налогу за 2016 год за период с 13 декабря 2017 года по 17 мая 2018 года в сумме 1452 руб. 46 коп., всего 1491 руб. 25 коп. В остальной части требований отказано.
Из содержания апелляционного определения следует, что требования о взыскании пени по земельному налогу за 2017 год Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю предъявлены необоснованно, что исключило удовлетворение заявленных административных требований в указанной части. Судебная коллегия по административным делам указала, что административным истцом существенно пропущен совокупный срок принудительного взыскания задолженности по пене.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю отказано во взыскании с [СКРЫТО] Е.В. пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год по объектам Бийского района за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 38 руб. 26 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 189 руб. 10 коп.; по объектам в г. Бийске за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 111 руб. 89 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 552 руб. 91 коп.; по объектам в г. Белокурихе за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в сумме 771 руб. 59 коп., за период с 17 декабря 2018 года по 16 февраля 2019 года в сумме 3812 руб. 91 коп., всего 5476 руб. 66 коп.
Обращаясь в суд с данным административным иском, Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит взыскать с [СКРЫТО] Е.В. пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 17 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года в общей сумме 662 руб. 06 коп.
Разрешая данные требования, суд исходит из следующего.
В силу ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов административного дела усматривается, что требование № 71603 по состоянию на 24 июня 2019 года об уплате пени, в том числе по земельному налогу, на котором Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю основаны требования административного иска, было направлено [СКРЫТО] Е.В. через личный кабинет налогоплательщика 27 июня 2019 года.
Согласно расчету сумм пеней, включенных в требование по уплате № 71603 от 24 июня 2019 года, административному ответчику [СКРЫТО] Е.В. начислены пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 17 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года в общей сумме 662 руб. 06 коп., в том числе: 554 руб. 20 коп. по ОКТМО 01704000, 27 руб. 49 коп. по ОКТМО 01604455, 80 руб. 37 коп. по ОКТМО 01705000.
При этом, как установлено по делу, оплата земельного налога произведена [СКРЫТО] Е.В. в полном размере 26 февраля 2019 года.
Таким образом, о наличии недоимки в виде пени по земельному налогу за 2017 года за очередной период налоговый орган знал 26 февраля 2019 года. Соответствующее требование об уплате пени было направлено налогоплательщику 27 июня 2019 года, то есть по истечении установленного трехмесячного срока.
Однако, нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. Федеральный законодатель установил в п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации лишь сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-0 разъяснил, что нарушение сроков, установленных ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налогов и пени само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять, исходя из совокупности сроков, установленных в ст. ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца) и минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, принимая во внимание положения ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию пени по земельному налогу за 2017 года за период с 17 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года истекал 06 декабря 2019 года (27 мая 2019 года (дата, до которой подлежало направлению требование) + 8 рабочих дней + 6 месяцев).
С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № 8 г. Бийска Алтайского края 22 января 2020 года, судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] Е.В. пени по земельному налогу за 2017 год был вынесен мировым судьей 27 января 2020 года, то есть за пределами установленного законом срока.
Учитывая изложенное, требование об уплате пени по земельному налогу за 2017 года за период с 17 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года было направлено с нарушением установленного законом срока и привело к нарушению совокупных сроков принудительного взыскания задолженности по пене, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2017 год, который исчисляется объективно- в последовательности и продолжительности, установленной вышеназванными нормами закона.
При этом суд учитывает, что в период с даты погашения недоимки по земельному налогу: 26 февраля 2019 года, до даты составления требования № 71603 по состоянию на 24 июня 2019 года у административная ответчика [СКРЫТО] Е.В. имелась недоимка по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость, в связи с чем по состоянию на 03 апреля 2019 года налоговым органом было составлено требование № 36701 об уплате недоимки по данным налогам в сумме 15365669 руб., пени в сумме 429093 руб. 60 коп., штрафа в сумме 1229752 руб. 85 коп. Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что налоговый орган не был лишен возможности совершить действия по принудительному взысканию спорной суммы пени в установленные законом сроки.
Поскольку принудительное взыскание пени по налогу за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, о восстановлении данного срока налоговый орган не просил, уважительных причин пропуска срока не представил, оснований для удовлетворения требований налогового органа у суда не имеется. Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Мотивированное решение составлено 29 октября 2020 года.
Судья А.Н. Курносова