Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Бийский городской суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 09.04.2019 |
Дата решения | 17.06.2019 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Курносова Анна Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b2231c16-7132-3968-adc4-9dd62be7967d |
Дело №2а-2071/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пасиченко О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю к [СКРЫТО] СМ о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] С.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и пени.
В обоснование административных исковых требований указала, что согласно данным ОГИБДД МУ МВД России «Бийское» [СКРЫТО] С.М. в 2016 году принадлежал автомобиль *******, регистрационный знак №.
В соответствии со ст.ст. 356, 357, 358, 359 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.ст. 1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» административный ответчик является плательщиком данного налога и обязан своевременно и в полном объеме его уплачивать. Однако, у [СКРЫТО] С.М. за 2016 год имеется недоимка по транспортному налогу в сумме 4625 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 56 руб. 15 коп.
Согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2016 году принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст.ст. 3, 23, 45, 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком земельного налога и обязан был уплатить его за 2016 год до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по земельному налогу за 2016 год составила 1078 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в сумме 13 руб. 09 коп.
Согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2014, 2015, 2016 годах принадлежало следующее имущество: квартиры по адресам: <адрес>, кадастровый №, <адрес>, кадастровый №, <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст.ст. 3, 23, 45, 388 Налогового кодекса Российской Федерации [СКРЫТО] С.М. является плательщиком данного налога, обязана уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы составила 60 руб. 20 коп.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 00 руб. 73 коп.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление, а также требование о необходимости уплатить недоимку по налогам и пеней, которые своевременно не уплачены.
Данные обстоятельства дают основание для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам за счет имущества административного ответчика.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю просит взыскать с [СКРЫТО] С.М. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4625 руб. и пени в сумме 56 руб. 15 коп.; недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 1078 руб. и пени в сумме 13 руб. 09 коп.; недоимку на налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 60 руб. 20 коп. и пени в сумме 00 руб. 73 коп., всего 5833 руб. 17 коп.
Административный истец – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Административный ответчик [СКРЫТО] С.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] С.М. в 2016 году принадлежал автомобиль: *******, регистрационный знак №.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ГИБДД МУ МВД России «Бийское» от 19 апреля 2019 года, карточкой учета транспортного средства.
Соответственно, [СКРЫТО] С.М., на основании ст.ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога в отношении указанных транспортных средств.
Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
П. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусматривает, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на [СКРЫТО] С.М. лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2016 год в срок до 1 декабря 2017 года.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно– 25 руб. с каждой лошадиной силы.
Из сказанного следует, что транспортный налог, подлежавший уплате [СКРЫТО] С.М. за принадлежащий ей автомобиль за 2016 год составил 4625 руб. (185 л.с. х 25 руб.).
Разрешая административные исковые требования в части взыскания недоимки по земельному налогу, суд учитывает следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что [СКРЫТО] С.М. в 2016 году принадлежал земельный участок: <адрес>, кадастровый №.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком земельного налога.
Частью 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на [СКРЫТО] С.М. лежала обязанность уплатить земельный налог за 2016 года в срок до 1 декабря 2017 года.
Налоговым периодом, согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Светлоозерского сельского Совета народных депутатов Бийского района Алтайского края «О введении земельного налога на территории муниципального образования Светлоозерский сельсовет Бийского района Алтайского края» от 20 ноября 2014 года № 19-сд в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, установлена ставка земельного налога, равная 0,3%.
Таким образом, земельный налог, подлежавший уплате [СКРЫТО] С.М. в 2016 году, составил 1078 руб. (359422 руб. (кадастровая стоимость) х 0,3%).
Разрешая административные исковые требования в части взыскания налога на имущество, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на 2016 год) предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество является местным налогом, что предусмотрено ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом X Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2014, 2015, 2016 годах принадлежало следующее имущество: квартиры по адресам: <адрес>, кадастровый №, <адрес>, кадастровый №, <адрес>, кадастровый №.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком налога на имущество.
Согласно п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», утратившим силу с 1 января 2015 года, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
П. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции с 1 января 2015 года до 23 ноября 2015 года, было предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из приведенных норм следует, что [СКРЫТО] С.М., являясь плательщиком налога на имущество, должна была его уплатить за 2014 год в срок до 1 октября 2015 года, за 2015 год- в срок до 1 декабря 2016 года, за 2016 год- в срок до 1 декабря 2017 года.
Статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
Решением Думы города Бийска от 23 ноября 2007 года №285 «О ставках налога на имущество физических лиц», утратившим силу с 1 января 2015 года, в п. 1 были установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 0,11% (свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. включительно).
Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 года № 462 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Бийск» в п. 2 установлены ставки налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, указанных в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования город Бийск. При стоимости имущества свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) размер налоговой ставки в 2015 году составлял 0,11 %, при стоимости имущества до 300 тыс. руб. (включительно) в 2016 году- 0,1%.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности [СКРЫТО] С.М. в 2014 году, сумма налога на имущество: квартиру № в доме № 6 по ул. <адрес> составила 381 руб. ((691957 руб. (инвентаризационная стоимость) : 2) х 0,11%), квартиру № в доме № по ул. Александра <адрес> составила 55 руб. (((109919 руб. (инвентаризационная стоимость) :2) х 0,11%) : 12 мес. х 11 мес.).
В 2015 году сумма налога на имущество: квартиру № в доме № по ул. <адрес> составила 291 руб. (((793675 руб. (инвентаризационная стоимость) : 2) х 0,11%) : 12 мес. х 8 мес.), квартиру № в доме № по ул. <адрес> составила 17 руб. (((126077 руб. (инвентаризационная стоимость) : 2) х 0,11%) : 12 мес. х 3 мес.).
В 2016 году сумма налога на имущество: квартиру № в доме № по ул. <адрес> составила 23 руб. (((682597 руб. (инвентаризационная стоимость) : 20) х 0,1%) : 12 мес. х 8 мес.).
По состоянию на 1 декабря 2017 года на лицевом счете [СКРЫТО] С.М. имелась переплата в размере 415 руб. 80 коп., которая зачтена в погашение недоимки по налогу за 2014 год. За период 2015 года вынесен судебный приказ от 22 сентября 2017 года, которым была взыскана сумма недоимки по налогу на имущество в размере 256 руб. 20 коп. и пени 5 руб. 59 коп., 114 руб. и пени 2 руб. 51 коп.
Недоимка по налогу на имущество за 2014 год составила 20 руб. 20 коп., за 2015 год- 17 руб., за 2016 год- 23 руб.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В силу п. 3 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, как предусмотрено п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется налоговыми органами.
Имущественный налог, согласно п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что транспортный налог, земельный налог и налог на имущество, подлежащие уплате налогоплательщиком, рассчитываются налоговым органом.
П. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 15 сентября 2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю направила [СКРЫТО] С.М. налоговое уведомление № 40869890 от 6 сентября 2017 года, в котором указаны: суммы налогов, подлежащие уплате, объекты налогообложения, а также срок уплаты налога - 01 декабря 2017 года, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, административный ответчик [СКРЫТО] С.М. обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнила. Обратное административным ответчиком не доказано.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку административный ответчик транспортный налог, земельный налог и налог на имущество в установленные сроки не уплатила, у нее образовалась недоимка по данным видам налога, что послужило основанием для направления 17 января 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю [СКРЫТО] С.М. требования № 3054 по состоянию на 17 января 2018 года, которое содержало данные, предусмотренные п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе срок для добровольной уплаты недоимки – 6 марта 2018 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении налога, направлении уведомлений об уплате налога и соответствующих требований исполнены. В свою очередь, административный ответчик [СКРЫТО] С.М. свою обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за спорный период времени не исполнила.
Разрешая административные исковые требования в части взыскания сумм пеней на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 56 руб. 15 коп., на недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 13 руб. 09 коп., на недоимку по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 00 руб. 73 коп. (со 2 декабря 2017 года по 16 января 2018 года), суд исходит из следующего.
В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
П.п. 3, 4, 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Сумма пеней на недоимку по транспортному налогу за период со 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составила 20 руб. 35 коп. (4625 руб. х 0,000275 х 16 дней), за период с 18 декабря 2017 года по 16 января 2018 года составила 35 руб. 80 коп. (4625 руб. х 0,000258 х 30 дней), всего 56 руб. 15 коп.
Сумма пеней на недоимку по земельному налогу за 2016 год, подлежащему уплате в бюджет муниципального образования Бийский район Алтайского края, за период со 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составила 4 руб. 74 коп. (1078 руб. х 0,000275 х 16 дней), за период с 18 декабря 2017 года по 16 января 2018 года составила 8 руб. 35 коп. (1078 руб. х 0,000258 х 30 дней), всего 13 руб. 09 коп.
Сумма пеней на недоимку по налогу на имущество, подлежащему уплате в бюджет муниципального образования город Бийск Алтайского края, за 2014 год составила 00 руб. 25 коп.: за период со 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составила 00 руб. 08 коп. (20 руб. 20 коп. х 0,000275 х 16 дней), за период с 18 декабря 2017 года по 16 января 2018 года составила 00 руб. 16 коп. (20 руб. 20 коп. х 0,000258 х 30 дней);
за 2015 год составила 00 руб. 20 коп.: за период со 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составила 00 руб. 07 коп. (17 руб. х 0,000275 х 16 дней), за период с 18 декабря 2017 года по 16 января 2018 года составила 00 руб. 13 коп. (17 руб. х 0,000258 х 30 дней);
за 2016 год составила 00 руб. 28 коп.: за период со 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составила 00 руб. 10 коп. (23 руб. х 0,000275 х 16 дней), за период с 18 декабря 2017 года по 16 января 2018 года составила 00 руб. 18 коп. (23 руб. х 0,000258 х 30 дней),
всего 00 руб. 73 коп.
Административный ответчик [СКРЫТО] С.М. свою обязанность по уплате сумм пеней за спорные периоды времени также не исполнила.
Вместе с тем, законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка №9 г.Бийска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени за спорные периоды 10 сентября 2018 (требование № 3054 подлежало исполнению до 6 марта 2018 года), что подтверждается штампом входящей корреспонденции судебного участка на соответствующем заявлении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец обратился в суд с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Суд учитывает, что приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от административного искового производства. При вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждении вопроса о сроках обращения в суд с иском. Эти вопросы рассматриваются судом общей юрисдикции при обращении в суд после отмены судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
При разрешении данного административного спора не установлены снования для восстановления срока, поскольку административным истцом не представлены доказательства уважительности причин его пропуска. Кроме того, административным истцом заявление о восстановлении срока не подавалось.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, предъявленные к [СКРЫТО] С.М., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова